Тема 3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи.
Бюджетная политика как важнейшая составляющая финансовой политики государства. Бюджетное послание Президента РФ как основа бюджетной политики. Приоритеты бюджетно-налоговой политики в РФ в современный период. Основные направления бюджетной реформы и ее результаты. Цели и задачи управления государственными финансами и централизованными финансовыми ресурсами. Объекты, субъекты и методы управления. Оценка качества и эффективности бюджетного менеджмента.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.
Тема 4. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.
Полномочия органов федеральной власти в сфере бюджетно-налоговых правоотношений. Основные виды доходов федерального бюджета. Приоритеты расходов федерального бюджета и методы их планирования. Характеристика доходов и расходов федерального бюджета на текущий год и плановый период. Особенности доходной и расходной части консолидированного бюджета РФ в сравнении с зарубежными странами.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-13.
Тема 5. Сбалансированность федерального бюджета.
Понятие сбалансированности бюджета, бюджетного дефицита и профицита. Дефицит бюджета: причины, показатели (оценка) и источники его финансирования. Профицит бюджета и направления его использования. Фонд развития как способ управления профицитом государственного бюджета. Характеристика источников и путей использования Стабилизационного фонда РФ. Зарубежный опыт регулирования профицита государственного бюджета.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.
Тема 6. Особенности региональных бюджетов.*
Понятие, сущность и функции региональных финансов, их особенности в странах с различным типом государственного устройства. Особенности и структура региональных финансов в Российской Федерации. Региональный бюджет как основа региональных финансов. Доходы региональных бюджетов: их классификация и источники. Собственные доходы региональных бюджетов: понятие и виды. Роль федеральных налогов в формировании бюджетных ресурсов регионов. Неналоговые поступления региональных бюджетов. Межбюджетные трансферты как источник доходной базы регионов. Фонды и формы финансовой помощи регионам. Расходы региональных бюджетов, состав и особенности. Расходы, исключительно финансируемые из бюджетов субъектов РФ. Совместно финансируемые расходы. Дефицит региональных бюджетов, методы его финансирования и допустимые параметры. Финансовые проблемы региона в России Направления укрепления доходной базы региональных бюджетов.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекцияс разбором конкретных ситуаций, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-10.
Тема 7. Местные бюджеты - финансовая основа местного самоуправления.*
Понятие, состав и роль местных бюджетов в РФ в современный период. Реформа местного самоуправления: правовая база и результаты. Понятие и роль минимального бюджета. Особенности доходов и расходов местных бюджетов. Проблемы сбалансированности местных бюджетов. Источники и формы финансирования дефицита местных бюджетов. Проблемы и тенденции развития местных бюджетов в РФ.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекцияс разбором конкретных ситуаций, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-10.
Тема 8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус.*
Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы государства. Виды и особенности внебюджетных фондов, их нормативно-правовое регулирование в РФ. Социальные внебюджетные фонды как финансовая основа социального страхования и обеспечения. Состав доходов и расходов социальных внебюджетных фондов. Состояние, проблемы и тенденции реформирования социальных внебюджетных фондов в РФ.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:лекция-дискуссия – это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полидиалога, организует свободный обмен мнениями.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.