Этапы финансового кризиса 1998 г. и формы его проявления

Главной целью рыночных преобразований с позиции государства было увеличение доходов бюджетной системы за счет снижения отдельных расходов. Данный шаг негативно отразился на развитии российского страхового рынка, находящегося на тот момент на этапе своего становления и недополучившего значительный объем средств ввиду отсутствия у многих предприятий прибыли — источника средств для страхования ими своего имущества. Форма страхования вместо обязательной стала добровольной

Многие решения во многом противоречили друг другу. Например, в качестве источника для начислений в гос. внебюджетные социальные фонды был выбран совокупный фонд оплаты труда. Следовательно, в его увеличении, помимо работников, были заинтересованы как государство, получавшее от этого дополнительные средства для решения социальных программ, так и наименее защищенные в социальном плане слои населения, которым эти средства перераспределялись. Однако параллельно с этим принимается другой документ о том, что превышение нормативного уровня зарплаты на предприятии облагается налогом и, таким образом, становится экономически нецелесообразным. Данный налог просуществовал вплоть до 1996г. Предприятия, не желавшие платить «двойной» налог, стали искусственно занижать размер официальной зарплаты, применяя различные схемы, позволявшие уходить от налогообложения.

Зарплата, как объект налогообложения, одновременно использовалась при расчете еще двух налогов (транспортного и сбора на нужды образовательных учреждений).

Не меньше недостатков можно обнаружить и в сфере кредитования. С момента официального закрепления в России двухуровневой банковской системы (1990г.) и вплоть до 2000г. коммерческие банки в целях извлечения прибыли занимались чем угодно, кроме своего главного предназначения — кредитования экономики. Вначале они специализировались на валютообменных операциях, затем на предоставлении межбанковских кредитов, далее на операциях с гос.ценными бумагами.

Непосредственной причиной кризиса стало отсутствие у Правительства РФ средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по государственным краткосрочным облигациям — облигациям федерального займа, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов. По итогам исполнения федерального бюджета в первом полугодии 1998г. доля расходов на обслуживание гос долга составила 35,6%, в том числе на обслуживание внутреннего долга — 27,2%. Вследствие перерасхода бюджетных средств на обслуживание гос долга исполнение федерального бюджета по прочим расходам составило по итогам первого полугодия 29,9% от установленных законом расходов. В 1998 г. рынок гос. краткосрочных облигаций — облигаци федерального займа практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита.

Кризис имел серьезные последствия. 1. Утрата доверия инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России. 2.Серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. 3.Сокращение объема ВВП и инвестиций. 4. Существенное сокращение доходов федерального и региональных бюджетов. 5. Усложнение возможности решения проблемы гос. долга РФ. 6.Глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резкое повышение темпов инфляции. Произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля 7. Сокращение реальных доходов и сбережений широких слоев населения России и увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, рост безработицы. 8. Разрушение инфраструктуры и декапитализация рынка ценных бумаг, обострилась угроза его перехода под контроль зарубежных структур.

59. Эк-ое содержание фин-ов комм-ой орган-ии

Коммерческие организации могут быть созданы одним или несколькими физическими, юридическими лицами, публично-правовыми образованиями. По форме собственности они могут быть частными, государственными (муниципальными), смешанными. В процессе своего функционирования коммерческие организации вступают в финансовые взаимоотношения с собственниками, деловыми партнерами, государством и работниками организации, эти отношения носят, как правило, двусторонний характер. Финансовые взаимоотношения коммерческой организации: Перваягруппа отношений – с ее собственниками (необходимость формирования первоначального стартового капитала для начала осуществления предпр-ой деятельности). В зависимости от организационно-правовой формы собственники (учредители, акционеры, пайщики, участники) формируют уставный (акционерный, паевой, складочный) капитал (уставный фонд) путем внесения вкладов (размещения акций, паев). На вложенные средства собственники затем получают часть прибыли в виде распределяемой части прибыли, дивидендов. Вторая группа отношений – с деловыми партнерами, другими комм-и и некомм-и орган-ми, ИП. С коммерческими организациями (ИП) по поводу привлечения (размещения) дополнительных фин ресурсов, уплаты страховых взносов, предоставления (получения) кредита, получения (уплаты) штрафов, пений. Неком-ие организации могут получать от комм-их организаций спонсорскую помощь. Третья группа – отношения с государством. (могут платить обязательные платежи в бюджеты, страховые взносы во внебюджетные фонды, могут получать средства из бюджетов: субсидии, бюджетные кредиты, могут воспользоваться льготами). Четвертаягруппа – отношения с работниками(выплата премий, материальной помощи работникам, уплата страховых взносов по добровольному медицинскому, пенсионному страхованию, лечение работников) Пятая группа – отношения с ее вертикально/горизонтально интегрированными структурами(может перечислять денежные средства материнской компании, другой компании, входящей в холдинг, может получать от них средства). Финансы коммерческих организаций представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у коммерческой организации в процессе формирования доходов, поступлений и накоплений, и последующего их использования для достижения ее стратегических целей.




Наши рекомендации