Просмотр и прохождение препятствий

"Ну вот, исчезла дрожь в руках. Теперь — наверх. Ну вот, сорвался в пропасть страх — Навек, навек..."
В.Высоцкий

Прохождение препятствий с ходу возможно только в том случае, если вы заранее знаете, что оно очень простое или если вы (и все ваши товарищи) абсолютно уверены, что всегда сможете остановиться в пределах видимости от данной точки. Если у вас нет такой уверенности и вы не видите ни выхода из порога, ни улова, в котором вы точно могли бы остановиться и просмотреть участок до следующего улова, необходимо разведать порог по берегу. В вашем распоряжении могут быть три источника информации:

  1. То, что вы слышите ушами — лоции, описания, рассказы других каякеров. Оценивайте эту информацию критически, сопоставляя ее с опытом и впечатлительностью рассказчика или автора лоции, уровнем воды, при котором он проходил этот порог, и другими обстоятельствами.
  2. То, что вы видите глазами — вы соотносите это с вашим предыдущим опытом сплава и вашим пониманием динамики этой воды. К каждой реке надо привыкнуть, чтобы понять, что вы можете и чего не можете себе позволить. Лучше всего, если вы в первый же день сплава, на первом же препятствии обкатаете все возможные валы, бочки, сливы, которые кажутся вам проходимыми.
  3. То, что вы чувствуете нутром — вы очень быстро почувствуете, хочется ли вам проходить этот порог или нет.

Оценив сложность прохождения, опасности, имеющиеся на вашем пути, и возможные последствия ошибки, вы должны принять решение: проходить порог или обнести его. Если вы чувствуете, что порог вам не по силам, то обнести его — признак не дурного тона, а здравого мышления. Зачастую именно это решение требует наибольшего мужества.

Если же вы решили проходить порог, то ваша следующая задача — разработать и запомнить маршрут и план прохождения.

  • Определите наиболее сложные и наиболее опасные места в пороге.
  • Оцените, насколько вы в состоянии пройти их и чем может кончиться ошибка в любом из них; еще раз подумайте, стоит ли вам связываться с этим порогом. Учитывайте тактическую обстановку — возможности данной группы, время суток, усталость, выполнение запланированного графика движения — и возможные последствия вашей неудачи для всей группы.
  • Выберите линию движения, места остановок и участки для отдыха. Рассчитайте, где вы должны разгоняться, где пересекать струю и как заходить в сливы.
  • Определите возможные места для выполнения эскимосского переворота, аварийного прекращения сплава или перехода на более простую линию движения. Если есть какие-то неоднозначные варианты движения, между которыми вам придется выбирать в зависимости от результатов прохождения предыдущей части порога, определите, в каком месте вы должны будете принять окончательное решение.
  • Отметьте для себя основные маневры при прохождении и основные ориентиры. Эти ориентиры должны быть узнаваемы с первого взгляда, даже если перед этим вас пару раз перевернуло через корму, а эскимосский переворот вы сделали с третьей попытки. Посмотрите на порог сверху по течению с уровня воды, максимально близко к тому месту, откуда вы будете подходить к этим ориентирам. Отсюда они могут выглядеть совершенно иначе, чем сбоку или снизу, особенно на порогах с крутым падением.
  • Организуйте страховку и сигнализацию.

Перед тем, как сесть в каяк, проверьте все свое снаряжение. Оно должно быть полностью готово к работе.



  • Баллоны каяка полностью надуты.
  • Спасжилет застегнут; если спасжилет надувной — поддут до нужной степени.
  • Упоры подогнаны под вас.
  • Манжеты гидрокостюма застегнуты.
  • Каска застегнута.
  • Юбка плотно надета на кокпит.
  • Весло — ваше, вы его не перепутали и не забыли поменять разворот, если им пользовался кто-то другой.

Подайте сигнал вопроса, который в данной ситуации означает: "Можно ли стартовать?" Получив сигнал "СТРАХОВКА ГОТОВА":

  • Ответьте сигналом "ВНИМАНИЕ".
  • Найдите первый ориентир входа в порог и мысленно восстановите линию движения к этому ориентиру и после него.
  • Стартуйте и проходите порог.
  • При подходе к очередному ориентиру найдите следующий, вспомните линию движения до него и основные маневры на этом участке. Ваша голова должна быть занята именно этими глобальными вопросами. Непосредственное управление лодкой осуществляют другие части тела.

После прохождения порога еще раз просмотрите его и сравните свои действия с тем, что вы планировали:



  • Если вы ошиблись, то где и почему?
  • Если бы вам предстояло пройти этот порог еще раз, что бы вы сделали иначе?

Помните, что даже если прохождение закончилось не в вашу пользу — оно состоялось, и оно дало вам определенный опыт. Когда-нибудь в будущем он вам непременно понадобится. В конце концов, все успехи в человеческой жизни держатся на одном фундаменте: на прошлых ошибках...

Глава 5
СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ РОДЕО НА БУРНОЙ ВОДЕ

"...А для звезды, что сорвалась и падает, Есть только миг — ослепительный миг!"
Из к/ф "Земля Санникова"

С тех пор, как человечество придумало поезд, самолет и наемного носильщика, оно окончательно решило проблему передвижения из пункта А в пункт Б. Последнее "белое пятно" давно найдено, нанесено на карту и на всякий случай обнесено забором. Поэтому путешествия по рекам утратили свой чисто утилитарный смысл. Однако искусство сплава по бурной воде не кончилось вместе с эпохой великих географических открытий. Освободившись от роли транспортного средства, каяк стал прекрасной основой для спорта и развлечений.

Совершенствуя свою технику, каякеры постепенно освоили наиболее сложные реки мира и наиболее неприступный вид препятствий — водопадные сливы. В течение долгого времени любой слив, высота которого сравнима с размерами лодки, считался практически непроходимым. Однако современная техника и современное снаряжение позволяют совершать прыжки с водопадов выстой в десятки метров, причем не только с простых, но и с ломаных многоступенчатых сливов. Конечно, очень немногие каякеры желают достичь и достигают такого уровня мастерства, однако если говорить об искусстве сплава в целом, то для каяков более не существует принципиально непроходимых препятствий, за исключением негабаритных.

Таким образом, экстенсивное развитие техники сплава за счет прохождения все более и более сложных препятствий и освоения новых географических регионов подошло к своему пределу. Пока еще в этом направлении остаются некоторые резервы для дальнейшего развития, однако принципиальные ограничения видны уже вполне определенно.

Буквально на несколько лет раньше похожая ситуация складывалась в горных лыжах. С появлением прыжковой техники (cliff jumping) и других видов экстремального спуска практически любой склон сделался принципиально доступным, каким бы крутым он ни был. Но, достигнув предела в одном направлении, горнолыжная техника стала усиленно развиваться в другом — появился фристайл. Точно так же и техника сплава в последние годы пошла по интенсивному пути развития. Водный аналог фристайла — родео на бурной воде — является сейчас одним из наиболее динамично развивающихся видов спорта.

Как экстремальный сплав, так и родео построены на общей технической базе — на основных приемах управления каяком, о которых шла речь в предыдущих главах. Отличие состоит в том, для каких целей используется эта техника. Задача экстремального сплава в том, чтобы пройти максимально сложный участок реки вполне определенным образом (не перевернувшись, не сломав лодку и т.п.). Суть родео — в том, чтобы на заданном участке реки совершить максимально сложные маневры. Может быть, в этом направлении тоже рано или поздно обнаружатся какие-то пределы, но пока возможности для дальнейшего развития выглядят практически безграничными. Взять максимум возможного от ограниченного числа рек на этой маленькой планете — что может быть рациональнее?

При всех различиях между двумя этими направлениями они похожи в одном: оба они предполагают полный контроль гребца над своим телом и, в частности, над каяком. Авантюристы, действующие по принципу: "А прыгну-ка я в этот водопад: вынесет — не вынесет?", долго не живут. Для того, чтобы получать удовольствие от риска, человечество давно придумало гораздо более эффективное средство — карточные игры. На бурной же воде ни один из этих сложных приемов не выполняется наудачу; каякер выполняет их только тогда, когда он полностью уверен в своих силах по опыту выполнения более простых элементов. В конце концов, большинство людей плавает на каяках исключительно ради удовольствия от сплава — будь то удовольствие от власти над лодкой и пространством, от окружающих пейзажей или от группового пилотажа. Но там, где начинается борьба за жизнь, удовольствие кончается и, с точки зрения здравомыслящего человека, такой сплав едва ли имеет смысл.

Игры на белой воде. Водопадные сливы. Тюлений старт. Снаряжение для прыжков. К–2: тупик эволюции или высшая ступень?

ИГРЫ НА БЕЛОЙ ВОДЕ

Катание по валам. Катание по бочкам. Вращение на 360°. "Свечка". Пируэт. Прыжок с пируэтом.

Катание по валам

Это одно из базовых упражнений, весьма близкое к обычному траверсу по валу. Основной принцип его в том, чтобы максимально точно уравнять скорость лодки, соскальзывающей с вала, и скорость потока. Выберите для этого упражнения большой пологий стоячий вал.

  • Выйдите траверсом на переднюю сторону вала.
  • Используйте весло в качестве руля и поставьте лодку носом строго против течения.
  • Наклоняя корпус вперед или назад, найдите наиболее устойчивое положение, при котором вам в минимальной степени необходимо грести вперед для того, чтобы удержать лодку на месте.
  • Выньте весло из воды и используйте вместо него ладонь.
  • Подбросьте весло и поймайте его.
  • Выбросите весло совсем и удерживайте лодку одними руками.

Катание по бочкам

  • Зайдите лагом в поверхностную бочку.
  • Обопритесь на бочку и стабилизируйте лодку в ней.
  • Сохраняя равновесие, полностью снимите нагрузку с весла.
  • Выньте весло из воды и поддерживайте равновесие, опираясь на бочку ладонью. Ладонь движется вперед-назад и выполняет параллельную опору.
  • Опустите весло в воду с верхней по течению стороны и поймайте его, когда оно пройдет под лодкой.
  • Отдайте кому-нибудь свое весло и балансируйте на бочке одними руками.
  • В таком положении можете играть на гитаре, собирать кубик Руби или читать дальше эту книжку.
Вращение на 360°
просмотр и прохождение препятствий - student2.ru

Следующее упражнение в бочке — это вращение в горизонтальной плоскости. Для этого корма каяка выталкивается на бочку, а нос остается во впадине перед ней и частично притапливается под сливом. Из этого неустойчивого положения лодка скатывается на противоположную сторону и встает к бочке другим бортом. Затем движение повторяется, но теперь на бочку выталкивается нос каяка. Секрет этого упражнения в том, чтобы удерживать центр тяжести лодки на вершине бочки, а не во впадине перед ней. В тот момент, когда лодка встанет перпендикулярно бочке, необходимо быстро переменить крен.

Это упражнение выглядит наиболее эффектно на коротких каяках. Они позволяют совершать быстрое непрерывное вращение безо всяких видимых усилий.

"Свечка"
просмотр и прохождение препятствий - student2.ru

Выберите крутой вал или поверхностную бочку на достаточно глубоком месте.

  • Выйдите траверсом на переднюю сторону вала.
  • Направьте нос лодки во впадину перед валом и поставьте лодку строго против течения.
  • Протолкните нос лодки как можно глубже в набегающий поток. Для усиления этого эффекта сместите центр тяжести, наклонившись вперед одновременно с прямым гребком.
  • Нос лодки внезапно уходит назад из-под ваших ног, и лодка встает вертикально.

Едва ли требуется объяснять, что для таких трюков нужен жесткий каяк и хорошие пяточные упоры. Каркасно-поддувная лодка если и выдерживает подобные нагрузки, то изнашивается чрезвычайно быстро.

Дальнейшее движение лодки зависит от мощности потока и действий гребца. На небольшом валу лодка не встает строго вертикально и падает обратно дном вниз, ниже по течению. (В предыдущей главе такая "свечка" рассматривалась как один из способов выхода из бочки.) Гребец может способствовать этому движению, откинувшись назад и прижимаясь к корме лодки. В более мощной струе лодка совершает полный оборот в вертикальной плоскости и падает в воду вверх килем. Чтобы более надежно выполнить такой кувырок, гребец наклоняется вперед и прижимается к носу лодки. Впоследствии из этого же положения естественно выполняется переворот "винтом".

Аналогичным образом выполняются и кормовые "свечки", однако в этом случае гребцу труднее удерживать лодку строго против течения. Повлиять на движение лодки во время переворота в таком положении значительно труднее, поэтому гребцу приходится в основном созерцать движение носа лодки на фоне облаков.

Пируэт
просмотр и прохождение препятствий - student2.ru

Вместо носовой "свечки" на полный оборот можно исполнить еще более эффектный вариант — пируэт в вертикальном положении.

  • Поставьте лодку на носовую "свечку".
  • Затормозите ее вращение в верхней точке, стоя на пяточных упорах и прижимаясь спиной к корме лодки.
  • Дотянитесь веслом до воды с противоположного борта.
  • Движением бедер разверните лодку вокруг вертикальной оси.
  • Продолжая вращение в вертикальной плоскости, лодка приводняется в нормальном положении, носом вниз по течению.
Прыжок с пируэтом При достаточной мощности потока искусный гребец способен выпрыгнуть из воды на всю длину корпуса лодки. Особенно хорошо подходят для такого трюка короткие лодки с полными обводами носа и крутые, чистые валы. Если удачно скатиться с передней стороны вала навстречу течению и глубоко нырнуть во впадину перед валом, давление потока и собственная плавучесть лодки полностью выбросят ее в воздух в вертикальном положении в вершине "свечки". Сохраняйте контроль над лодкой и закрутите ее вокруг вертикальной оси в тот момент, когда она будет отрываться от воды; тогда она приводнится на днище. Не забудьте о расслабленном, флегматичном выражении лица. Все девки на берегу будут ваши.

ВОДОПАДНЫЕ СЛИВЫ

Прыжок через бочку. Прыжок в улово. Прыжок без начальной скорости. Наклонный слив с "трамплином". Поворот на отбойном валу. Отбойные валы на лестничном сливе. V-образный или подковообразный слив по течению. V-образный или подковообразный слив против течения. Г-образный слив. Наклонный слив со сбойкой.

Помимо общих характеристик слива, рассмотренных во второй главе, при просмотре слива перед прыжком необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

Наши рекомендации