Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент покрытия или текущей ликвидности(current ratio): отношение текущих активов к текущим обязательствам. Рост этого показателя считается положительным явлением. Уровень текущей ликвидности, близкий или меньше 1, означает, что текущие обязательства компании превосходят ее текущие активы. В этом случае компании необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения текущей задолженности и пополнения оборотного капитала, требуемого для финансирования текущих расходов, например, запасов и незавершенного производства. Крайне тревожным признаком для предприятия является значение коэффициента текущей ликвидности меньше 1.

Соотношение долгосрочных обязательств и собственного капитала (long-term debt to equity ratio) отражает степень финансовой зависимости, иначе называемой постоянным «финансовым рычагом». Чем больше доля заемных средств в структуре капитала предприятия, тем большим риском для финансовой устойчивости чреват такой «рычаг».

Для термина «финансовый рычаг» существует следующее объяснение. Если рентабельность активов компании выше, чем процент, уплачиваемый за заемные средства, то целесообразно привлекать некоторый объем заемных средств, что, однако, потребует выплаты процентов. При этом более высокая рентабельность активов будет покрывать этот отток капитала, а накапливаемая разница перейдет акционерам путем увеличения дохода на акцию. Однако, если рентабельность активов падает ниже ставки процента по заемным средствам, то возникшая разница будет уменьшать сумму дохода, которая в ином случае досталась бы акционерам.

Темпы роста компании

Оценка стоимости компании тесно связана с показателями роста. Тремя из самых важных финансовых показателей являются объем реализации продукции, размеры дохода и дивиденда на акцию.

Важность показателя объема продаж обусловлена тем, что без его постоянного прироста вряд ли можно ожидать постоянного увеличения прибылей и денежных потока. В то же время без постоянного роста прибылей и денежного потока компания не может обеспечить рост дивидендов, выплачиваемых акционерам.

В этой связи полезно выяснить, происходит ли рост объема продаж и доходов нарастающим темпом. Для этого следует вновь обратиться к показателям темпа роста компании по сравнению с темпом роста отрасли. Естественно, что за акции компании, характеризующейся относительно более высоким темпом роста, придется заплатить больше, чем за акции аналогичной компании с меньшим темпом роста.

Однако иногда появляется возможность приобрести акции быстрорастущей компании относительно дешево. Если налицо очень высокий темп роста, который, вероятно, не может сохраняться на таком же уровне в будущем, нужно проанализировать прошлые квартальные балансы и финансовые отчеты, чтобы убедиться, что столь высокий темп роста не исчисляется по отношению к очень скромному началь­ному или обусловленному депрессией уровню базового года. Показатели роста нужно рассматривать вместе с показателями финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия.

Если прибыль от реализации растет быстрее, чем объем продаж, это означает, что общая рентабельность продукции(margin of profit), рассчитанная как отношение прибыли к выручке от реализации (до вычета общезаводских и внепроизводственных накладных расходов) также возрастает.

Увеличение общей рентабельности продукции — признак того, что во главе предприятия находится компетентное руководство и что компания способна влиять на цену выпускаемой продукции и издержки производства. Иными словами, такая компания обладает властью над ценами. Предприятие может обеспечить более чем среднюю или даже возрастающую рентабельность продукции только в том случае, если она обладает уникальной технологией, контролирует львиную долю рынка сбыта или снижает издержки быстрее, чем его конкуренты. Указанные преимущества позволяют компании достичь устойчивого долгосрочного роста, сопровождающегося увеличением цены акций. Агрессивная конкуренция может привести к тому, что рентабельность продукции у данной компании будет падать, поскольку ей придется постоянно снижать цены для поддержания конкурентоспособности продукции.

Темп роста дивиденда(dividend growth rate) — важный показатель для инвесторов, ориентирующихся на получение стабильного дохода. Если целью инвестирования является получение дивидендов, то необходимо, чтобы темп их роста был равным или превосходил ожидаемый темп инфляции. Это позволит поддержать покупательную способность ожидаемого потока доходов. Более того, компания со скромной дивидендной доходностью в настоящем, но с высоким темпом ее роста может оказаться в будущем отличным источником дохода.

Полезно также сравнить темп роста прибыли(earnings growth rate) с темпом роста дивидендов.Последний может поддерживаться в будущем только в том случае, если темп роста прибылей равен или превосходит темп роста дивидендов. Действительно, если дивиденды растут быстрее, чем прибыль, то со временем дивидендные выплаты будут поглощать все большую долю прибыли и, тем самым, возможности компании к росту сведутся к нулю.

Доля нераспределенной прибыли(retention rate) — какая часть прибыли остается в распоряжении компании после выплаты дивидендов акционерам. Компания может направить эти средства на строительство нового завода или приобретение нового оборудования, разработку нового продукта, приобретение другой компании или выкуп своих акций.

Этот показатель является хорошим индикатором роста доходов в будущем. Предположив, что компания будет поддерживать в будущем нынешний уровень рентабельности собственного капитала, наращивая при этом свой капитал, то доля нераспределенной прибыли, умноженная на коэффициент рентабельности собственного капитала, даст приблизительную оценку будущего темпа роста прибыли.

Наши рекомендации