Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Структура и функции финансовой системы

В условиях существования развитых товарно-денежных отношений важная роль в экономике принадлежит финансовой (от лат. financia – платеж, доход) системе.

Финансы –система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Финансовые отношения складываются и поддерживаются между субъектами функционирующего рыночного хозяйства: государством, с одной стороны, и предприятиями, фирмами, населением, общественными организациями – с другой. Это денежные отношения между предприятиями, внутри их, между предприятиями (фирмами) и банками.

В соответствии с общей природой экономических систем выделяют два основных принципа организации финансовой системы.

Первый принцип – демократический централизм – присущ командно-административной системе. По такому принципу была построена финансовая система в СССР. В ней все финансовые учреждения страны были обязаны исполнять директивные указания центра. Все финансовые средства аккумулировались в государственном бюджете и оттуда перераспределялись между нижестоящими звеньями.

Второй принцип – бюджетный федерализм. По такому принципу построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Как показывает само название, государственные, федеральные бюджеты и налоги в них отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой стороны – участниками федерации и муниципалитетами.

После перехода РФ к новым экономическим отношениям в 1991 г. финансовая система нашей страны стала строиться по принципу фискального федерализма. В соответствии с административно-территориальным устройством России она имеет трехступенчатую структуру:

1) федеральный бюджет и налоги;

2) бюджеты и налоги субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга);

3) бюджеты и налоги местных органов самоуправления.

В целом структура финансовой системы может быть представлена следующим образом:

· государственные финансы, включающие в себя централизованные фонды денежных средств, используемые в соответствии с потребностями государства;

· региональные финансы – территориальные денежные фонды, привлекаемые для экономического и социального развития регионов;

· финансы предприятий и отраслей, т.е. денежные фонды, предназначенные для решения производственных и социальных проблем на уровне предприятий и отраслей.

Перечисленные здесь финансы взаимосвязаны и представляют в стране финансовую систему, т.е. систему отношений экономических субъектов в процессе формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов.

В полном объеме функции финансов проявляются на государственном, общенациональном уровне. Это следующие функции:

· аккумулирующая – создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;

· регулирующая – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;

· распорядительная – формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования) и особенно через госбюджет;

· контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Все элементы финансовой системы функционируют на основе взаимозависимости и составляют финансовый механизм, включающий финансовую систему как его основу, организацию деятельности финансовых органов и подразделений, разработку и социальную направленность финансовой политики, подготовку кадров для финансовой деятельности.

Налоги и налоговая система

Как мы уже выяснили, главной статьей бюджетных доходов являются налоги. В развитых странах с рыночной экономикой налоговые поступления достигают 90% доходной части бюджета, в России – немногим больше 80%.

Налоги(сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

Налоговая система –совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца’’.

Современные принципы налогообложения таковы:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов;

2) налогообложение доходов должно носить однократный характер;

3) обязательность уплаты налогов;

4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (налогоплательщик)– физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения.

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налоги подразделяются на прогрес-сивные, регрессивные и пропорциональные. Все налоги в конечном итоге выплачиваются из дохода. Поэтому их вид зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.

Прогрессивный налог–это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.

Регрессивный налог предусматривает, что его средняя ставка понижается по мере роста дохода.

Пропорциональный налог предполагает, что, независимо от роста дохода, средняя налоговая ставка сохраняется в одном и том же виде.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

Налоговые санкции – наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.

При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно с доходов, капитала, недвижимости, земли (налоги на прибыль, имущество, транспортные средства и др.). Косвенные налоги перекладываются на конечных потребителей товаров и услуг как надбавка к цене (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.).

Налоговая система должна выполнять следующие функции:

• фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;

• распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;

• стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;

• регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.

Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнк-туру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. Например, снижение налого-вого бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.

В начале 1990-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, которая была вызвана тем, что переход к рыночным отношениям потребовал разработки принципиально новой налоговой политики. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” (1991 г.), который определил “общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов”. В дальнейшем было принято множество законов и подзаконных актов, определяющих налоговую систему нашей страны. Сложность, запутанность, часто противоречивость налогового законодательства вызвали необходимость разработки и принятия Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята в июле 1998 г., а вторая вступила в силу с 1 января 2001 г.

Налоговая система России включает:

· федеральные налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные их виды: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.;

· региональные налоги, которые могут вводиться законами субъектов Федерации на своей территории (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог и др.). Основные принципы их формирования определяет Налоговый кодекс;

· местные налоги – устанавливаются и взимаются местными органами власти: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, земельный налог и др.

Если все налоги в федеральный бюджет взять за 100%, то структура современной налоговой системы России в 2002 г. имела такой вид (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Удельный вес налогов в консолидированном бюджете РФ в 2002 г.

Виды налогов Удельный вес, %
Прямые налоги, всего в том числе: 44,0
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 21,9
- налог на доходы физических лиц 11,7
- налоги на имущество 5,2
в том числе: 56,0
- налог на добавленную стоимость 28,6
- акцизы 10,8
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 8,6
Всего 100,0

Основные направления современного этапа реформирования налоговой системы заключаются в следующем:

а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий (ставка налога с доходов физических лиц снижена до 13%, а ставка налога на прибыль установлена на уровне 24%);

б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам;

в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм;

г) обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Достижение этих целей требует решения следующих проблем:

· сокращения количества налогов с более чем 100 до 28 (уже выполнено);

· ликвидации многочисленных налоговых льгот (в 2000 г. по данным Минфина РФ потери федерального бюджета по льготам составили 12-15 млрд руб.), что обусловило отмену всех льгот по налогу на прибыль с 1 января 2002 г.;

· снижение задолженности предприятий по налогам;

· ликвидация “прорех’’ в законодательстве, позволяющих законным способом избежать налогов.

Налоговая система России практически не выполняет своей важнейшей функции – стимулирующей. Для экономики США периода Великой депрессии, послевоенной Японии, Южной Кореи, современного Китая характерно использование налоговой системы для стимулирования экономического подъема и развития приоритетных отраслей, создания условий налогового протекционизма (защиты отечественных фирм от иностранной конкуренции). Российская налоговая система пока такими качествами в должной степени не обладает, и поэтому процесс ее реформирования будет продолжен.

Кредитно-банковская система

Функционирование денежной системы в рыночных условиях объективно взаимосвязано с кредитно-банковской системой. Денежная и кредитно-банковская системы выступают подсистемой более широкой товарно-денежной системы. Одновременно их существование предполагает проведение активной денежно-кредитной и финансовой политики со стороны государства, центральных и местных органов экономического управления.

Формирование и функционирование самой кредитно-банковской системы в первую очередь связано с наличием различных форм кредита.

Кредит –ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Кредитные отношения – это отношения между кредитором и заемщиком. Сущность кредитных отношений состоит в том, чтобы варьировать свободными денежными или товарными ценностями, преодолевая временное несовпадение производственных циклов отдельных товаропроизводителей в экономической системе. На основе кредита, его возвратности они могут организовать производство или реализовать готовую продукцию.

Кредитные отношения опираются на возможности реализации такой функции денег, как средство платежа, когда платежные расчеты возникают после реализации самой товарной сделки. То есть выплата менового эквивалента при выдаче ссуды (кредита в денежной форме) осуществ-ляется не сразу, а спустя определенный срок, который обговаривают кредитор и заемщик.

Кредитные отношения осуществляются на основе ряда принципов: срочности, возвратности, платности, материального обеспечения, целевой направленности.

Кредит выполняет и конкретные функции, решая присущие ему задачи:

· ускорение экономических процессов благодаря росту скорости оборота денег в экономике и снижению издержек обращения;

· замещение действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями;

· регулирование экономики, использование кредита в целях воздействия на различные хозяйственные процессы.

Основными формами кредита являются:

1) коммерческий кредит – кредит, предоставляемый одними предприятиями другим с отсрочкой платежа. Его орудием служит вексель. Он предоставляется с целью ускорения реализации товаров и заключенной в них прибыли;

2) банковский кредит, который предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд.

Кредитной деятельностью главным образом занимаются банки, а также страховые и инвестиционные компании, фонды (например, пенсионный). Однако в числе всех кредитных учреждений именно банки являются теми важнейшими экономическими организациями, которые занимаются кредитными, а также депозитными операциями.

Банк–финансовое учреждение, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), осуществляет посредничество во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, фирмами, учреждениями и отдельными лицами.

Банкам принадлежит также право выпуска различных ценных бумаг.

По характеру своих задач и осуществляемых операций банки подразделяются на: централь-ные эмиссионные; коммерческие депозитные; инвестиционные; сберегательные; специального назначения.

Важнейшая роль в регулировании денежно-кредитных отношений принадлежит централь-ному банку страны, который осуществляет выпуск (эмиссию) денежных знаков в форме банкнот, казначейских билетов и монет. Он же осуществляет сохранность и аккумуляцию кассовых резервов других кредитных учреждений. Ему принадлежит право кредитовать коммерческие банки, а также осуществлять контроль за деятельностью различных кредитных организаций в стране.

Банк России представляет первый уровень банковской системы нашего государства. Второй ее уровень включает систему нескольких типов коммерческих банков, формирование которых в нашей стране продолжается.

Центральный банк обязан принимать меры к реализации денежно-кредитной политики государства, укреплению денежной единицы, стабилизации цен, следить за изъятием из обращения и уничтожением фальшивых денег.

В целом банки осуществляют такие операции, как: мобилизация денежных средств (привлечение кредитов и вкладов), эмиссия (выпуск) собственных ценных бумаг, размещение денежных средств под соответствующий процент.

Прибыль банка в результате этих операций можно представить как разницу средств, полученных за счет выданных кредитов, и выплат процентов за привлеченные со стороны кредиты и по наличным вкладам.

В России особенно крупным банком, сосредоточившим сейчас основную часть вкладов населения, является Сберегательный банк страны, имеющий более 42 тысяч отделений.

Одновременно существуют банки, которые не имеют права принимать депозиты, привлекая кредиты коммерческих банков или денежные средства на основе использования собственных акций, – это инвестиционные банки. Они используют свой капитал главным образом для долгосрочного кредитования различных отраслей народного хозяйства. Однако в нашей стране такие банки еще немногочисленны.

Инвестиционной деятельностью занимаются и страховые компании, хотя это не главная их задача. Главной является продажа страховых полисов, которые являются юридическим доказательством наличия договора страхования имущества, жизни, валюты и т.д. Страховой полис в случае необходимости может быть предъявлен страховой компании для его оплаты. Страховые компании вкладывают полученные доходы в облигации, акции других предприятий, государственные ценные бумаги для получения дополнительных доходов. В этом случае они выступают конкурентами коммерческих банков, инвестиционных компаний и пенсионных фондов, которые также занимаются инвестированием в ценные бумаги.

В соответствии со своими задачами коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции.

Пассивные операции – это операции по накоплению денежных средств для дальнейшего прове-дения активных операций. К пассивным операциям относятся и получаемые самими банками ссуды.

Активные операции – это операции с ценными бумагами, кредитные операции с получением определенного процента.

Собственные операции банков – это главным образом фондовые операции с портфелем ценных бумаг для получения дополнительной прибыли в виде дивидендов и процентов. Важное место для банков в современных условиях занимают ценные бумаги (обязательства), гарантированные государством и региональными органами власти.

Кроме того, банки на посреднической основе осуществляют операции по покупке и размеще-нию облигаций государственных займов.

Важнейшим элементом функционирования любого банка является его баланс (от фр. balance – весы) – форма бухгалтерской отчетности, отражающая и характеризующая в обобщенных денежных показателях (на определенную дату) средства банка. В баланс включаются данные по состоянию денежных средств, их размещению, использованию и источникам образования.

Баланс любого банка отражает его актив – состояние, размещение и использование банковских средств, и пассив, показывающий источники их образования. При этом итоги актива и пассива должны быть равны. В балансе отражается прибыль банка. Она фиксируется в составе его собственных средств.

Государство через деятельность центрального банка принимает меры по защите вкладчиков, определяя норму обязательных резервов в коммерческих банках, которые всегда должны находиться на счете банка в ЦБ. Это так называемые обязательные резервы.

Другой же частью своего резерва банк распоряжается самостоятельно. На такие средства мо-гут покупаться акции, выдаваться кредиты, покупаться государственные или региональные облигации.

Банковская система способна создавать так называемые “банковские деньги”, увеличивая предложение денег в экономике за счет способности хранить только часть полученных от вкладчиков депозитов, а другую часть отдавать в виде займов другим лицам и учреждениям (кроме обязательных резервов, установленных центральным банком).

Этот процесс можно представить следующим образом: положив деньги в банк, вкладчик получает чековую книжку, которую использует для оплаты своих покупок. Пройдя через несколько рук, чеки возвращаются в банк, но уже не как вклад, а как собственность банка. В то же время размещенные вклады банк пускает в оборот (выдает другим вкладчикам, которые вкладывают их в производство, строительство, коммерческие операции) ради получения прибыли для банка и процентного дохода для вкладчика. Посредством многократных вкладов в банковскую систему происходит рост денежного предложения. Этот эффект называется эффектом денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор –числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу, либо отношение новых денег к общим резервам.

Формула денежного мультипликатора

m= 1/n,

где m – денежный мультипликатор;

n – норма обязательного резерва, устанавливаемая центральным банком страны.

Например, норма банковского резерва для какого-то вклада составляет 20%. Следовательно, денежный мультипликатор составит 5 (1/0,2).

Если в один из банков сделан вклад на сумму 100 тыс. руб., то банковская система за счет многократной выдачи в ссуду этих денег может увеличить предложение денег на 500 тыс. руб. (100 × 5).

Одновременно с рынком денег при развитой рыночной экономике существует рынок ценных бумаг.

Ценная бумага –документ, удостоверяющий с соблюдением установленной форы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. [Гражданский кодекс РФ, ч. 1, ст. 142.]

Каждый такой документ – ценная бумага – имеет свою конкретную направленность действия. Ценные бумаги, выпускаемые государством или корпорациями, не только удостоверяют, что данное лицо имеет право собственности на определенный вид капитала, но и свидетельствуют, что владелец такой ценной бумаги имеет право на получение на ее основе дохода.

Совокупность ценных бумаг условно разделена на две большие группы: первая – это свидетельства о собственности (акции, акционерные сертификаты, финансовые фьючерсы и др.); вторая – свидетельства о займе (облигации, векселя, чеки, депозитные сертификаты и др.). Все эти ценные бумаги призваны ускорить движение денежных средств, задействовать их в различных формах товарооборота.

Фондовый (от фр. fond – запас, накопление, капитал) рынок в целом – это действующий и управляемый рынок ценных бумаг (акций, облигаций).

В рыночных условиях ценные бумаги проходят ряд этапов реализации.

Первый, подготовительный, – открытие (регистрация) нового предприятия, определение его уставного капитала.

Второй – первичное размещение на рынке ценных бумаг (первичный рынок) на основе их выпуска – эмиссии.

Третий этап – вторичное размещение ценных бумаг. Осуществляется между инвесторами при участии инвестиционных фирм и банков.

Вторичный рынок включает перепродажу, как “уличную” (непосредственно отдельным лицам от имени собственников данных бумаг), так и размещение при посредстве фондовых бирж – специальных учреждений, на которых осуществляется торговля ценными бумагами.

Ценные бумаги, реализуемые на фондовой бирже, проходят процедуру листинга, т. е. допуска на биржу для реализации комитетом по листингу на основе их аудиторской проверки. Такие бумаги более надежны и их курс (цена) выше, чем на “уличном” (небиржевом) рынке.

Фондовый рынок в нашей стране находится на стадии становления, в то время как за рубежом он сформировался уже давно. Быстрое развитие фондовых бирж началось в последней трети
XIX века, т. е. в период ускорившегося формирования акционерных обществ.

С 20-х годов XX столетия на первое место в мире по курсовой стоимости всех котирующихся на ней акций вышла Нью-Йоркская фондовая биржа. Второй по размерам обращающихся на ней ценных бумаг стала Лондонская фондовая биржа.

На фондовых биржах в западных странах обращаются, главным образом, два вида ценных бумаг – акции частных компаний и облигации, выпускаемые правительствами и местными органами власти. На крупных фондовых биржах реализуются ценные бумаги различных стран.

Кредитно-банковская система России находится в стадии становления. Самым тяжелым для банковского сообщества был кризисный 1998 г., когда число коммерческих банков сократилось с более чем 2000 до 1697. В середине 2000 г. их количество упало до 1330, причем половина из оставшихся размещались в Москве.

В заключение следует сказать об основных причинах нестабильности кредитно-банковской системы Российской Федерации. Это, во-первых, нестабильность курса национальной валюты. Во-вторых, неудачная денежно-кредитная политика Центрального банка, особенно по отношению к коммерческим банкам. В-третьих, неадекватная налоговая политика, сдерживающая возможности развития производственного сектора. В-четвертых, отсутствие четкой системы страхования банковских депозитов, самоуправство банков в отношении договоров с вкладчиками.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Наши рекомендации