Причины возникновения ошибок при начислении КБМ
Причины возникновения ошибок при начислении КБМ
Иногда водители, при продлении автогражданки, обнаруживают, что сумма платежа необоснованно выросла, а скидка не соответствует наработанному классу и КБМ: она не повысилась до ожидаемого значения, резко уменьшилась или исчезла вовсе.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
На этот счет, предварительно, следует знать, что с июля 2014 г. сведения по предыдущему страховому периоду, для корректного расчета КБМ и страховой классности водителя, берутся исключительно из общей для всех страховых компаний (СК) базы.
База АИС РСА (Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков), может содержать различного происхождения неточности данных, приводящие к последующим некорректным расчетам.
Но вам следует иметь в виду, что наиболее часто водитель просто неверно понимает принципы расчета КБМ – что является не реальной ошибкой, а недоразумением. То есть, при подозрении на ошибку страхователь не должен исключать и себя из круга предполагаемых причин. Ведь человеческий фактор всегда нужно учитывать, верно?
Возможные причины уменьшения скидок, не связанные с ошибками
Оформление неограниченного ОСАГО
Вы должны знать, что если предыдущие страховки были обычные (с ограниченным перечнем лиц-водителей), то по установленным правилам, все наработанные ранее страховые баллы учитываются только в случае использования одного и того же транспортного средства (ТС).
То есть, при оформлении данной страховки ФИО водителя и его ТС (марка/модель, VIN-код и т. п.) должны полностью совпадать с указанными в предыдущих полисах. В этом случае вам сохранят классность и КБМ. В ином (например, при покупке нового автомобиля) ваш класс будет обнулен до стандартного третьего (КБМ = 1).
Допуск к управлению несколькими автомобилями
Если водитель внесен в другие полисы ОСАГО, то в них его наработанные баллы могут не учитываться в соответствии со своими значениями, если они выше чьих-то других, указанных в этом же полисе.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
У разных полисов, даже принадлежащих одному водителю на разные авто, могут быть разные баллы по скидкам (КБМ, классы), в зависимости от того, какие баллы имеются у вписанных водителей.
Общее правило: в страховке с несколькими допущенными к управлению водителями значение КБМ берется от того водителя, у которого оно наименьшее. Сегодня, с введением в действие общей базы АИС, укрыть наличие внесения водителя в другую страховку (например, сменой страховщика) не удастся.
Приведу пример: Супруг и супруга имеют каждый по автомобилю. У супруга значение КБМ = 0.5 (максимальное), а у супруги всего 0.95. Супруга вписана в страховку своего мужа. Поэтому стоимость полиса для супруга и его машины будет рассчитываться в соответствии с КБМ супруги – равным не 0.5, а 0.95.
Прерывание страхового стажа и внесение изменений в полис
Как известно, водительский страховой стаж начисляется на основе непрерывности безаварийного вождения (за полные 12 месяцев) и перерыв в нем сроком более года ведет к обнулению накопленных страховых баллов.
Страховые баллы увеличиваются на 5% скидки ежегодно (при условии безаварийной езды), но это увеличение не начисляется при покупке страховки на срок менее 12-и месяцев и при внесении в полис изменений (например, допуск к управлению ТС другого водителя).
Характерные причины возникновения большинства ошибок
Ликвидация страховой компании
Если страховая компания ликвидирована (например, по банкротству, отзыву лицензии и т. п.) до того, как она передала ваши данные в систему АИС, то, естественно, возникнет пробел в страховом стаже, могущий привести к потере баллов.
Внесение в базу АИС ваших данных должны выполняться на обязательной основе в конце каждого страхового года и это прерогатива страховщиков, а не РСА, который является лишь страховым арбитром.
Конечно, на протяжении года всякое может случиться, в том числе и ликвидация вашей страховой компании, которая может халатно отнестись к процедуре прекращения деятельности и не отправить в АИС имеющиеся сведения.
Человеческий фактор
А это самые настоящие ошибки, совершенные страховыми агентами. Тут критично правильное заполнение персональных идентификаторов: ФИО, даты рождения и т. п. Даже одна неправильная буква или цифра может привести к неверному или проблемному чтению системой АИС ваших данных.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
При неверном чтении (это не очень часто случается), например в результате искажения фамилии, АИС может принять вас за другое лицо. А при проблемном, когда система сама обнаруживает какую-либо неправильность или несовпадение, она помечает вашу директорию как ошибочную.
В обоих случаях, при последующем страховании, баллы будут обнулены, поэтому будьте внимательны при предоставлении своих данных агенту и контролируйте этот процесс.
Восстановление КБМ
Предварительные действия
Восстанавливать КБМ можно несколькими способами. Все они основаны на официальных обращениях в различные организации.
Но прежде чем делать эти запросы вам нужно к ним предварительно подготовиться:
- Собрать документы;
- Определить кто и когда допустил ошибку.
Документы
Вам нужно собрать необходимые документы, перевести их в электронные скан-копии и распечатать бумажные варианты – они понадобятся как приложения к последующим электронным и почтовым запросам.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
Вот список необходимой в данном случае документации:
- Личный паспорт – скан и ксерокопия первого разворота;
- Водительское удостоверение – полный скан и ксерокопия;
- Страховые полисы – полный скан и ксерокопия всех экземпляров, которые у вас есть.
В случае, если у вас нет старых полисов (они безвозвратно утрачены в бумажном и цифровом виде), тогда набирайтесь терпения и обращайтесь в каждую вашу страховую компанию за соответствующей справкой по имевшемуся договору.
Отказать вам в подобном СК сегодня права не имеют и обязаны предоставить документ течение 5-и дней. Эти справки заменят утраченные полисы в процессе восстановления КБМ.
Поиск ошибки
Вам нужно постараться самостоятельно определить каким страховщиком и в какой момент была допущена ошибка (хотя бы приблизительно) – это существенно ускорит процесс восстановления.
Для этого выпишите имеющиеся у вас данные: даты заключения страхового договора в привязке к каждому вашему страховщику. Затем, на каком-либо онлайн-сервисе проведите проверку-поиск КБМ.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
В самих полисах ОСАГО КБМ обычно не прописывается (иногда класс и КБМ вносятся в особые отметки, но далеко не всегда), из-за этого его нужно определять для каждого года самостоятельно, причем проверка нужна по каждому месяцу каждого страхового периода.
Но это не всегда требуется – если вы ранее каждый год проводили сверку стоимости ОСАГО по онлайн-калькулятору и точно знаете, что все было нормально, то причиной некорректности страховых баллов будет самый последний договор.
А если ежегодных проверок не было, тогда пробивайте все периоды, начиная с недавнего. Найдя ошибочное несоответствие не останавливайтесь и проверяйте дальше – оно может быть не единственное.
Внимание! При расчетах учитывайте изменение тарификации по ОСАГО за последние годы.
Теперь можно переходить непосредственно к восстановлению КБМ. Готовы? Тогда вперед.
Процедура восстановления
Процедура восстановления КБМ сегодня проходит намного легче, чем ранее – обычно для этого достаточно обращения в одну, реже в две организации. Это связано со строгой позицией в данной области Центробанка РФ, который имеет множество мощных рычагов давления на любые страховые компании.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
Так, в 2015 г. «Росгосстрах» был временно лишен ЦБ РФ лицензии на выдачу ОСАГО из-за непрозрачных методов ведения страхового дела и большого числа жалоб от населения.
Этот серьезный акт стал показательным для всех остальных менее значимых компаний, которые теперь стараются не жульничать, а честно разбираться и восстанавливать положенные водителям баллы, т. к. на кону слишком крупная ставка – лицензия страхового бизнеса.
Вот оптимальная на сегодняшний день последовательность обращений в организации для восстановления КБМ:
- Обращение в страховую компанию;
- Жалоба в ЦБ РФ;
- Жалоба в РСА;
- Дополнительные возможности.
Давайте рассмотрим все это более подробно.
Жалоба в ЦБ РФ
Если в 30-дневный срок никакого решения от СК, в которую вы обратились не последовало, тогда вы в полном праве применить «тяжелую артиллерию» – обращение с жалобой в Центробанк России.
Здание центрального банка России
Однако учтите, что Центробанк будет рассматривать вашу жалобу по полисам ОСАГО, действие которых закончилось не более, чем один год назад, хотя сам запрос этой организации в СК будет касаться всех имеющихся у неё договоров на ваше имя.
Шаг 1
На официальном сайте ЦБ зайдите на страницу «Информация об ОСАГО»
В ее низу перейдите по ссылке «Подать жалобу»
Шаг 2
На открывшейся странице, в разделе «Страховые организации» кликните на ссылку-подраздел «Неверное применение КБМ»
Шаг 3
В открывшейся форме нажмите кнопку «Нет, перейти к подаче жалобы» и внесите в соответствующие поля заранее заготовленные данные: официальное название вашего страховщика, текст жалобы, дату, адрес приобретения полиса, регион. Загрузите приготовленные сканы документов.
Шаг 4
На второй странице введите информацию о себе и контактные данные.
Ваша жалоба будет рассмотрена службой ЦБ в течение 10 дней (вполне терпимый срок). За это время будут направлены официальные запросы вашему страховщику, которые он не посмеет проигнорировать.
Можно написать жалобу и обычным образом. Вот образец подобного документа.
Жалоба в РСА
Данная возможность представляется как дополнительная, если по каким-либо причинам первые две не сработали, что случается редко. Следует понимать, что эта организация, несмотря на находящуюся под ее юрисдикцией базу АИС, не вправе вносить в нее изменения.
Но РСА имеет весьма действенный набор рычагов воздействия на СК, поэтому вполне может принудить их к выполнению своих обязательств перед страхователями.
Для обращений граждан на официальном сайте РСА есть специальная страница со всей необходимой информацией. Там указана почта, по которой следует отправлять жалобу и ссылки на скачивание актуальных бланков для обращений.
Дополнительные возможности
Иногда, в каких-то редких случаях, может случиться так, что все три вышеуказанных метода не сработали. Всякое бывает, правильно?
Но если вы все так же уверены в своей правоте, то, с наличием собранных документов, официальных отказных ответов, просто почтовых уведомлений о вручении обращений и жалоб, вы вправе подать иск в суд.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
Как вариант, параллельно жалобы можно разослать в Роспотребнадзор, ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) и Общество защиты прав потребителей – на официальных сайтах данных организаций присутствуют специальные страницы для обращений граждан.
Есть еще одна весьма интересная для многих возможность: с недавних пор некоторые страховщики, дабы переманить к себе клиентуру, предлагают водителям бесплатное восстановление КБМ на профессиональном уровне (если это правомерно, конечно), при условии покупки у них очередного полиса ОСАГО.
Такие услуги предлагает, к примеру, питерская «Osago Spb» и некоторые другие компании. Иногда подобным промышляют отдельные страховые брокеры.
Причины возникновения ошибок при начислении КБМ
Иногда водители, при продлении автогражданки, обнаруживают, что сумма платежа необоснованно выросла, а скидка не соответствует наработанному классу и КБМ: она не повысилась до ожидаемого значения, резко уменьшилась или исчезла вовсе.
Toyota Land Cruiser 200. Взял тут: drive2.ru/b/3062903/
На этот счет, предварительно, следует знать, что с июля 2014 г. сведения по предыдущему страховому периоду, для корректного расчета КБМ и страховой классности водителя, берутся исключительно из общей для всех страховых компаний (СК) базы.
База АИС РСА (Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков), может содержать различного происхождения неточности данных, приводящие к последующим некорректным расчетам.
Но вам следует иметь в виду, что наиболее часто водитель просто неверно понимает принципы расчета КБМ – что является не реальной ошибкой, а недоразумением. То есть, при подозрении на ошибку страхователь не должен исключать и себя из круга предполагаемых причин. Ведь человеческий фактор всегда нужно учитывать, верно?