Выявление нашего обезьяньего ума

Глава 1

Вступление

Как только я начала фактическое написание книги, все виды полузабытых переживаний и воспоминаний начали всплывать на поверхность из глубин прошлого. Когда я наблюдала их появление, стало очевидным, что многие из тех событий в моей жизни, которые казались изолированными и бессвязными, подготовили путь к этой книге. Теперь мне нужно было только дать ясную картину всего этого и разделить ее с другими.

Например, в то время, когда я все еще была в школе в Англии, я обнаружила серии романов Джона Галсворти "Сага о Форсайтах" и "Современная Комедия", которые я проглатывала роман за романом, как только мне удавалось найти новые тома. И хотя я наслаждалась всеми этими книгами, одна из них - "Белая Обезьяна" - постоянно сопровождала меня все эти годы. Название было заимствовано от одной китайской картины, которая играла важную роль в повествовании. На ней изображена большая белая обезьяна с безумно грустными карими глазами, застывшая в процессе поедания какого-то похожего на апельсин плода, который она держит в своей руке, в то время как земля вокруг нее усыпана большим количеством кожуры от уже поглощенных ею плодов. При первом наблюдении этой картины один из персонажей книги прокомментировал ее как "острую сатиру на жизнь; превосходную аллегорию. Питайтесь плодами жизни, а от кожуры откажитесь и выбросите ее". По выражению лица обезьяны видно, что ей известно, что в этой жизни должно быть что-то большее, и она была грустной или раздраженной из-за того, что она не может достичь этого и не будет счастлива, пока ей это не удастся. Проблема состояла в том, что она не знала, что она искала. И поэтому ее глаза выражали трагедию той жизни, в которой ей пришлось жить.

Картина изображала человеческую дилемму, которую Баба сравнивает с обезьяньим умом, заставляющим нас потворствовать нашим желаниям ради получения удовлетворения, связанного с внешними объектами, только для того, чтобы быть пойманным ими, и воспрепятствовать поиску находящихся внутри нас самих реальных и неразрушимых плодов; единственных, способных дать непрекращающееся удовлетворение. Это был поистине блестящий символ алчности. По какой-то неизвестной мне причине это изображение пробудило в моем уме некие скрытые ассоциации из прошлого.

Однажды, спустя многие годы после прочтения этой книги, я была погружена с помощью специальной техники регрессии в состояния, пережитые в прошлых жизнях, и воспоминание о белой обезьяне внезапно всплыло в уме во время одного такого сеанса. Я наблюдала внутреннюю сцену, которая для того времени моей нынешней жизни была абсолютно чуждой для меня. Казалось, это происходило в Тибете. По мере развития событий я стала отождествлять себя с молодым человеком, который, как я постепенно начала понимать, был монахом. Очевидно, он позволил заточить себя в пещере высоко в горах над монастырем, к которому он принадлежал. Это добровольное уединение было частью его духовной дисциплины, цель которой заключалась в том, чтобы помочь ему раскрыть его истинную сущность. Во время пребывания в пещере он поддерживал телепатический контакт со своим учителем - ламой, занимавшим высокое положение, который руководил его практикой из монастыря.

Упражнение, которое учитель дал своему ученику, заключалось в наблюдении символов всех его желаний, последовательно одно за другим, и избавлении от каждого из них через выдавливание всей энергии, которой он наделял их (считая их ранее чем-то важным), и затем отбрасывании пустых оболочек. Когда я поняла это, старое воспоминание о белой обезьяне промелькнуло в моем уме, и я сразу же обнаружила связь между тем изображением основного желания и задачей, предпринятой монахом для избавления от своих желаний. Но было и одно большое различие. В то время как обезьяна потворствовала своему желанию съесть сладкий сочный плод и отбрасывала бесполезную кожуру, молодой лама предпочел выжимать всю энергию, содержащуюся в символах его различных желаний, до тех пор, пока от них не оставалась всего лишь груда пустых оболочек, оставляя его свободным от контроля с их стороны над его мыслями и, следовательно, над его жизнью.

Еще один очень давний эпизод из моей нынешней жизни сильно врезался в мою память. Я всегда задавалась вопросом, почему он запомнился так ясно среди всех остальных и остался таким четким в моей памяти, как будто я только что испытала это. Мне было, наверное, три или четыре года, когда это случилось. Моя мать купила корзину крупной, зрелой, красной и восхитительно выглядящей клубники, которую она переложила в вазу. Мы обе сели за стол, на котором уже были расставлены тарелки, и она преподала мне небольшой урок бескорыстности, качества, которое она очень высоко ценила в других. Поскольку я была единственным ребенком, она очень боялась, что я вырасту избалованной, или, как она часто говорила, "запачканным передником" (от капающего на одежду изо рта маленького ребенка часто даваемого ему варенья и т.п., прим. перев.). Итак, она попросила меня взять одну ягоду клубники из вазы. С непосредственностью ребенка, я взяла самую большую, в результате чего мать прочитала мне строгую лекцию о том, что я должна учиться быть бескорыстной, и всегда позволять другим получить что-либо лучшее или наибольшее. Затем она сразу же переложила эту большую ягоду клубники в свою собственную тарелку и велела мне взять какую-нибудь маленькую.

Я хорошо помню, что даже в том детском возрасте я была очень смущена этой небольшой сценой. Почему, задавалась я вопросом, я всегда должна принимать что-то худшее, в то время как другие получали что-то лучшее? Не потому ли это, что я была плохой, или незначительной, или не заслуживала чего-то лучшего? Разве это не позволяло другим быть эгоистичными, в то время как я училась быть бескорыстной? Ни на один из этих вопросов я не могла получить ответа, так как задавать вопросы или не соглашаться с моей матерью считалось дерзостью - еще один грех, согласно ее взглядам. Таким образом, я была оставлена с чувством, что я ничего не стою, и проповедью, что эгоизм - это главный грех, а бескорыстность - высшее достоинство.

Но сейчас, когда мне удалось получить видение этого вопроса в целом, я понимаю, что идея моей матери была правильной. Но ей недоставало необходимой мудрости, чтобы ясно представить это мне и в том возрасте, когда я бы лучше смогла это понять, развив способность применять это без самоосуждения или чувства, что я ничтожество. Теперь, конечно, в добавление ко всему остальному, что мне удалось постичь, этот вопрос также нашел свое место в книге, согласуясь с ее темой.

Оглядываясь назад с высоты моего нынешнего, более выгодного положения, я могу видеть, что эта жизнь дала мне возможность выучить один очень трудный урок: не становиться привязанной к тому, что я хочу больше всего, и быть готовой принимать то, что я не хочу. Сейчас это стало чисто личным вопросом или выбором, поскольку то, что я хочу, не обязательно захочет кто-то другой, а те вещи, которые не желанны для меня, могут заинтересовать других. Например, у меня не было возможности сделать ту карьеру, к которой я так отчаянно стремилась - стать хирургом. Единственной осуществимой альтернативой для меня в то время было обучение профессии педагога, от которой я отпрянула, но, в конечном счете, все же приняла ее.

И все же, теперь я убеждена, что все это произошло наилучшим образом, подготовив меня к тому, чем я сейчас занимаюсь, хотя я наверняка не могла предсказать это в то время. Также это подготовило меня к пониманию - в очень ограниченной степени - к учению Бабы о непривязанности, когда я, в конце концов, услышала о нем и его послании. Когда я впервые встретила Бабу, он материализовал кольцо с лунным камнем, которым он велел мне растирать центр моего лба всякий раз, когда у меня будет появляться головная боль в этой области. Эта рекомендация была напоминанием о жизни в Тибете, когда молодой монах колотил своим лбом о каменную стену кельи, в которой он жил, чтобы остановить поток образов. Он был доведен до этого отчаянного акта, когда телепатическая связь между ним и его учителем была разорвана, оставив его без какой бы то ни было помощи в данной ему задаче отделения себя от своих желаний.

Позже Баба дал мне интервью, целиком посвященное его программе "Потолок для желаний", с очевидным намерением, что я захочу поделиться этим с другими через публикации и беседы о тех озарениях и ощущениях, которые были получены как мною, так и другими, применявшими на практике эту программу.

Это было поистине замечательное чувство - видеть, как эти отдельные изучаемые переживания выстраиваются в единую картину, и понимать, что эта книга была начата задолго до того, как Баба дал мне ручку для ее написания. Все, что мы когда-либо испытывали, может быть использовано в конструктивных целях для нашего обучения, если только мы захотим искать уроки, предложенные нам таким образом, и учиться на них. Но в любом случае это нелегкая задача, и мы сможем суметь это сделать только в том случае, если мы захотим попросить Бабу помочь нам в этом.

Глава 2

Обезьяний ум

Итак, что же такое в точности обезьяний ум? Сатья Саи Баба часто говорит кому-нибудь, что у того обезьяний ум, или, в некоторых случаях, даже ум бешеной обезьяны. Когда я впервые услышала, как он сказал это какому-то человеку, я задалась вопросом, что же именно он подразумевает под этим. Я бы сказала, что это определенно не было предназначено как комплимент; фактически, это было совсем наоборот. Так что мой собственный беспокойный ум немедленно принялся разгадывать это сообщение, содержащееся в его замечании.

В том месте на юге Индии, где находится ашрам Бабы, всегда можно видеть группы обезьян, прыгающих с ветки на ветку по деревьям, на которых они живут, или как они мчатся по земле, едва касаясь ее своими лапами во время бега. Самки неизменно несут детенышей, висящих вверх тормашками и крепко вцепившихся снизу в своих матерей, в то время как те бегают, прыгают и скачут. Эти обезьяны являются занятным зрелищем, так как они очень игривы, и у их младенцев такой трогательный вид из-за их больших широко открытых глаз, следящих за всем. Они привлекаются, или, если выразиться более точно, отвлекаются всем, что попадает в их поле зрения, особенно плодами и орехами, которыми они наслаждаются, а также сверкающими или ярко окрашенными цветными объектами, которые возбуждают их любопытство. "Схватить и бежать", кажется, является их девизом, поскольку они - печально известные воры. "Да", подумала я, "это правда, что люди похожи на обезьян, легко отвлекаясь всевозможными вещами, удерживающими их умы в непрерывном беспокойстве и никогда не оставляющими в покое".

Баба говорит об этом так: "Ум очень верно описан как обезьяна! Зачем, он даже более своенравен, чем обезьяна, ибо он меньше чем за миг скачет с одного места на другое, отстоящее от первого на километры в пространстве и на столетия во времени. Ум прыгает от одного желания к другому и затягивает нас в свой запутанный клубок".

Баба часто извещает, что сейчас он расскажет небольшую историю, чтобы проиллюстрировать какой-то момент. Он всегда использует простые истории, касающиеся знакомых объектов, воззрений и деятельности из повседневной жизни, чтобы разъяснить свое учение, и он часто цитирует отрывки из различных великих индийских эпосов, таких как Рамаяна, Махабхарата и Бхагаватам, а также из Бхагавад Гиты. Есть одна история, с помощью которой он поясняет на наглядном примере, что такое обезьяний ум. "Давайте исследуем такой вопрос: порабощен ли человек внешними объектами и той привлекательностью, которую они проявляют по отношению к нему? Или, может быть, это некий внутренний импульс, который принуждает его сковывать себя, заставляя горевать? Я покажу один пример. В деревнях есть профессиональные ловцы обезьян, использующие в своей работе примитивное устройство. Они размещают во фруктовых садах или огородах, наполненных этими вредителями, пожирающими урожай, множество узкогорлых глиняных горшков с горсткой арахисов внутри каждого. Обезьяна приближается к горшку, чует, что внутри него находятся ароматно пахнущие орехи, засовывает туда переднюю лапу и зажимает горсть орехов в кулаке. И вдруг она обнаруживает, что теперь она не может вытащить свою лапу; горлышко слишком узкое для кулака, полного орехов! В результате она сидит беспомощно и несчастно, и теперь ничего не стоит ее поймать и увезти отсюда! Обезьяна думает, что кто-то сидит внутри горшка и удерживает ее лапу, когда она пробует вытащить ее! Если бы она просто ослабила свою хватку и избавилась от привязанности к орехам, она смогла бы убежать! Точно так же и вы являетесь жертвами желаний и привязанностей, которые желание влечет за собой. Вы связаны кандалами, которые вы самостоятельно надели на себя! Освобождение тоже находится в ваших руках. Созерцайте неизменную славу Бога; тогда стремление к преходящим материальным безделушкам исчезнет, и вы освободитесь".

Вот другая, слегка отличающаяся, версия той же самой темы, также рассказанная Бабой: "Те, кто ловят обезьян, берут горшок с узким горлышком и наполняют его какими-нибудь сладостями. Обезьяна, желая пищи, засовывает свою лапу внутрь горшка и хватает полную горсть этой еды. Из-за этого она становится неспособной вытащить свою лапу через отверстие. Обезьяна сможет вытащить свою лапу только в том случае, если она освободит свою хватку и выпустит то, что она удерживает. Именно ее желание обладания пищей связало ее лапу. Поскольку она держит в своей лапе еду, чтобы выполнить свое желание, она оказывается связанной этим".

"Этот обширный мир подобен горшку, ситуации в жизни или в семье подобны узкому горлышку. Наши желания подобны сладостям, находящимся в горшке. Если сравнить этот мир с горшком, а желания - с содержащимися в нем сладостями, то можно сказать, что человек засовывает свою руку в этот горшок. Если он высвобождается от своих желаний, то он сможет жить в этом мире свободно. Первое, что необходимо сделать для получения свободы, - это пожертвовать. На языке философии это называется отреченностью или непривязанностью. Мы думаем, что мир связывает нас, но мир безжизнен, подобно горшку со сладостями, в котором никто на самом деле не тянет обратно обезьянью лапу. Именно желание связывает нас".

Эти небольшие примеры дают всестороннее объяснение термину "обезьяний ум", и доводят это объяснение прямо до основополагающей причины "обезьяньего ума" - желания. Баба часто говорит, что если мы сможем отказаться от всех желаний, мы достигнем просветления, или отождествления с нашим истинным "Я", в отличие от отождествления себя с физической оболочкой, в которой это "Я" пребывает. Это исключительно вопрос привязанности. Зачем мы цепляемся за то, что удерживает нас в ловушке и делает нас законной мишенью для управления нами со стороны других людей, идей, вещей, обстоятельств и множества других привязанностей?

Баба говорит нам, что мы являемся тремя людьми. "Вы должны узнать, кем вы являетесь в представлении других людей. Они имеют дело с вами как с телом, обладающим определенным именем и опознаваемой формой. Затем вы должны узнать о том, кем вы являетесь с вашей собственной точки зрения. Вы знаете свой ум и его трюки, его предубеждения и предпочтения, его страсти и устремления. Вам известно ваше индивидуальное сознание, ваши версии "я" и "мое". Вы должны изучить свой ум как инструмент, который может причинять вам вред, если он используется неблагоразумно, или помогать вам, если он используется мудро. И тогда вы должны узнать о еще одном "я", том, которым вы являетесь на самом деле. Ибо вы не являетесь ни телом, ни умом, ни разумом, ни мозгом, ни сердцем, ни эго. Вы - Бесконечный Всеобщий Абсолют". Результат выполнения этой задачи, которую предлагает Баба - истинное счастье, основанное не на обладании имуществом или внешних обстоятельствах, а на чувстве уверенности, которое такое осознание делает возможным.

Итак, что же такое в действительности ум и в чем смысл его использования? Баба говорит, что ум - это инструмент, и пять физических чувств зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания также являются инструментами, все они должны использоваться вместе, чтобы собирать информацию о внешнем мире. Из всех них ум является руководящим инструментом, который должен управлять чувствами и направлять их. Но вместо этого обычно он сам прислуживает чувствам, даже при том, что они должны быть его законными служащими. Именно эта полная перемена ролей ведет нас к неволе. Баба говорит об этом так: "Характерной чертой ума является то, что он мечется и носится туда и сюда через выходы чувств во внешний мир цвета, звука, вкуса, запаха и прикосновения. Он имеет тенденцию позволять чувствам вызывать в нем привязанность к внешним объектам, и таким образом рождается желание обладания этими объектами. Но все желания возникают в телесной или физической оболочке, в которой настоящее "Я" просто пребывает. И все же, ум может быть обуздан и обращен к Высшему Я, его господину и руководителю".

Еще одно описание ума, данное Бабой, звучит так: "Ум - не чистый лист бумаги, на котором нет никаких заметок. Тенденции и переживания, полученные во множестве рождений, запечатлены в нем. Результаты многих действий, совершенных телом, также оставили свой след в уме. Поэтому, ум может быть описан как сущность, которая полна мыслей и желаний". Так что ум является настоящим "Я" не больше, чем тело. Они оба - инструменты, предназначенные для использования Высшим "Я".

Чувства могут быть уподоблены упряжке лошадей, тянущих повозку, а ум - кучеру. Если отпустить поводья, то лошади, скорее всего, убегут в разные стороны, устремившись за привлекательными ароматами, уводящими в сторону звуками, или поскачут назад в конюшню, чтобы их там накормили. Если бы мы на самом деле оказались в такой повозке, мы бы абсолютно не чувствовали себя в безопасности. Тем не менее, множество людей проводят свои жизни, позволяя своим чувствам сбивать их с пути. Лошади нуждаются в кучере, отдающем такие распоряжения, которые будут обеспечивать их согласованные действия в составе упряжки, двигающейся в едином направлении, благодаря чему повозка может благополучно достигнуть своего места назначения. Намного более надежный способ достижения этой цели для кучера - только слегка удерживать поводья, передав фактическое руководство Высшему "Я", способному несравненно лучше справиться со всем этим процессом.

Вкратце Баба подводит итог роли ума следующими словами: "Ум считается инструментом, который может стать причиной как неволи, так и освобождения. Позвольте чувствам направлять его наружу, и он будет связывать вас. Позвольте разуму господствовать над ним, чтобы обратить его внутрь к блаженству, и он будет освобождать вас".

А вот еще одно выразительное описание, данное Бабой в форме предупреждения: "Когда воздух заполняет футбольный мяч, он принимает форму шара. Когда он заполняет воздушный шар, он принимает форму этого воздушного шара - овальную, вытянутую или сферическую. Ум принимает форму тех объектов, к которым он привязан. Если он фиксируется на маленьких вещах, он становится маленьким, если же на великих, то он становится великим. Подобно фотоаппарату, он готов запечатлеть любое изображение, на которое он направлен, поэтому вы должны быть внимательны, когда делаете снимок".

Возлюбленный Баба, возьми мою руку
Что я держу перед тобой.
Рассей облако майи
Скрывающее тебя от моего взора.

Мое внутреннее Я и ты - одно,
И оно в моем сердце, я знаю.
Я также знаю, чтобы достичь этого состояния
Нужно быть чистым, как снег.

Но в одиночку я не могу объединить
Мою человеческую волю с твоей,
Поэтому я ищу твоей помощи
Чтобы избавиться от всего "моего".

Помоги мне, дорогой Баба, избавиться
От моих мнимых потребностей
И я постараюсь отвернуться от всего
Чем подпитывается мое эго.

И когда я возношусь к тебе,
Пожалуйста, возьми мою руку в свою
Пока я не избавлюсь от своей ноши
И мой просветленный дух воспарит.

Но когда я впервые узрею то
Что провидцы называют светом,
Я могу быть потрясена этим
Так что держи меня очень крепко.

Изливая мое сердце тебе
Я потеряла то облако, столь темное
Так что теперь я отдохну в тишине
Пока моя душа не взлетит, подобно жаворонку.

Глава 3

Обезьяна шарманщика

Вскоре после того, как я начала писать эту книгу, мой муж и я поехали на уик-энд в северную Калифорнию. Мы планировали позавтракать на близлежащей набережной, и Сидней высадил меня раньше, в то время как я ждала его, пока он поставит машину на стоянку. К моему полному изумлению, прямо перед тем местом, где я стояла, оказался шарманщик со своей маленькой обезьянкой, обученной выполнять трюки. Я едва могла верить своим глазам, поскольку я не могу вспомнить, чтобы я видела хотя бы одного с тех пор, как я уехала из Англии, или может быть даже с того времени, когда я была еще ребенком.

Я была очарована тем, как он, вращая ручку, извлекал мелодию из своей шарманки, в то время как его маленький компаньон, одетый в крошечный костюм, дополненный шляпой и ремешками, и с поводком, удерживаемым в руке его хозяина, давал представление перед собравшейся аудиторией. Несколько родителей со своими детьми собрались, наблюдая, как обезьянка исполняла свои трюки, завершив представление пожатием руки каждому ребенку по приказанию ее хозяина. Я подумала, что многие из этих детей видели такое зрелище впервые и были восхищены им. Но мне оно показалось превосходным примером того, как наши обезьяньи умы должны быть обузданы и взяты под контроль, вместо того, чтобы позволять им оставаться без надзора и совершать самые разнообразные проказы, что склонны делать и обезьяны, и умы.

Когда через несколько дней после этого случая я работала с клиентом, я попросила, как обычно, чтобы мне было показано то, что сможет оказать ему помощь в данное время. Огромная фигура Ханумана появилась перед моим внутренним взором, по-видимому, осуществляя контроль над сеансом. На предыдущей встрече с этим же человеком мне был показан ясный, глубокий, зеленый водоем, предназначенный для использования ним для успокоения его ума. Он должен был концентрироваться на гладкой поверхности воды и наблюдать, как возникает случайная рябь, и как она, в конечном счете, рассеивается. Как только появился Хануман, я была возвращена назад к водоему и заметила этого же самого человека, сидящего около него. Он наклонился над водой, вглядываясь в глубину. Но, к моему удивлению, когда я увидела его отражение в воде, я заметила маленькую обезьянку, сидящую на корточках на его левом плече, шепчущую ему на ухо.

Когда я рассказала ему об этой картине, он тотчас же согласился с этим, сказав, что у него действительно есть "обезьянка на его спине", как он сам выразился. Он продолжил, сообщив мне, что ему даже удалось заметить ее краем глаза сегодня рано утром, и что он упомянул об этом своей жене. В то время как он продолжал соединять это с привычным образом поведения, сохранявшимся, несмотря на все усилия с его стороны изменить его, воспоминание о шарманщике и его обезьянке вспыхнуло в моем уме. Это показалось превосходным решением его дилеммы. Поэтому я предложила ему следующее - при помощи "активного воображения" он мог бы выдрессировать обезьянку, которую он воспринимал, надеть на нее ремни и взять в руки поводок, чтобы держать под контролем ее движения. Затем он мог бы начать учить ее брать пример с Ханумана - посвящать свое время и энергию служению тому символу, который был выбран в качестве олицетворения Высшего "Я".

Конечно же, эта сцена отражает реальное положение дел не только для этого человека, она также применима и к большинству людей, которые сбиты с пути своими обезьяньими умами. Они должны взять на себя ответственность за обуздание обезьяньей тенденции безостановочно бродить, искушающей их стать привязанными - и, возможно, пристрастившимися - ко всему, что они видят, что возбуждает их желание обладать этим, схватив его и не отпуская.

Немного позже на том же сеансе я вспомнила три маленьких вырезанных из дерева обезьяны, которые обычно находились в гостиной комнате дома, где я росла в Англии. Одна обезьяна закрывала руками свои глаза, другая закрывала уши, а третья прикрывала руками рот. Это означало: "Не смотрите на плохое; не слушайте о плохом; не говорите плохо". Я видела их каждый день много лет, и все же никогда на самом деле не понимала их послание, и, конечно, не применяла его. Но теперь, когда воспоминание о них всплыло в моем уме, я поняла, что они символизируют также еще и необходимость держать под контролем три чувства - зрение, слух и вкус, с дополнительным аспектом - речью, чтобы они не вызывали привязанности ума к объектам, которые они доносят до него.

Глава 4

Хануман

В Рамаяне, одном из древних индийских эпосов, Хануман представлен как Бог обезьян, сын Бога ветра. Он известен своей полной и непреклонной преданностью Раме, олицетворяющим Бога, пребывающего во всех живых существах. Баба описывает Ханумана как воплощение храбрости. Его важность для людей заключается в его вдохновляющем примере того, как наши обезьяньи умы могут быть взяты под контроль непоколебимым служением нашему Высшему "Я".

Как обезьяна, он символизирует нашу инстинктивную или животную природу, со всеми ее пристрастиями и привязанностями. Но своим примером он показывает выход из этой дилеммы. Посвятив всю свою жизнь служению Раме, он смог подчинить свою животную природу Атме, или пребывающему внутри Богу, и благодаря этому ему удалось поднять свое сознание от инстинктивного, бессознательного уровня до уровня сознательного и развитого человеческого существа. Он показывает путь, и, если мы захотим, мы можем последовать его примеру и высвободиться из западни, в которой мы позволили себе оказаться из-за нашей собственной жадности и привязанности к материальному миру.

Следующая небольшая причудливая история о Ханумане, взятая из истории Рамаяны, пересказанной Бабой, хорошо поясняет этот момент: "Однажды после коронации Сита и трое братьев Рамы собрались и задумали исключить Ханумана из севы (служения) Раме. Они захотели, чтобы все различные услуги, оказываемые Раме, были разделены только между ними. Они решили, что у Ханумана уже было достаточно возможностей. Итак, они составили настолько исчерпывающий, насколько они могли вспомнить, список услуг от рассвета до заката, вплоть до самых незначительных мелочей, и поделили все пункты только между собой. В присутствии Ханумана они представили перечень обязанностей и соответствующих им исполнителей Господу. Рама выслушал предложение о новом распределении обязанностей, прочел список и одобрил его улыбкой. Он сказал Хануману, что все задачи назначены другим, и что теперь он может отдохнуть. Хануман попросил прочесть список, и когда это было сделано, он заметил пропуск - задачу "щелкнуть пальцами, если господин зевнет". Конечно же, будучи императором, Рама не мог позволить себе делать это сам. "Это должен делать слуга", заявил Хануман. Рама согласился с этим и возложил данную задачу на Ханумана".

"Это было большим счастьем для Ханумана, поскольку это повлекло за собой его постоянное присутствие возле его господина, так как разве может кто-то предсказать, когда он зевнет? И он должен был смотреть на это очаровывающее лицо все время, чтобы быть готовым щелкнуть, как только произойдет зевок. Он не мог уйти даже на минуту, равно как он не мог расслабиться даже на мгновение. Вы должны быть счастливы, что сева Господу позволяет вам всегда находиться в Его присутствии и быть бдительным все время, чтобы выполнять Его повеления!"

Еще одна из коротких историй Бабы, озаглавленная "Кто бы ни предавал себя Его Воле, Рама принимает его", иллюстрирует тот же самый аспект. "Бог настолько милосерден, что Он сделает десять шагов навстречу вам, если вы сделаете хотя бы один шаг к Нему. Вибхишана, брат Раваны, спросил у Ханумана, примет ли Рама его к Себе и возьмет ли его под Свою защиту. Он сказал: 'Я - брат Его худшего врага, которого Он поклялся уничтожить. Я - представитель демонической расы. Я не знаком с Ведами или Шастрами, или ритуалами Арьев'. На это Хануман ответил: 'О, глупец! Неужели ты думаешь, что Его интересует только правильность ритуалов, или семейное положение, или ученость? Если бы это было так, то как бы Он смог принять меня, обезьяну?'" Есть много других историй о Ханумане, иллюстрирующих этот же аспект древнего учения, утверждающий о том, что мы должны положиться на Раму, или наше истинное "Я".

В моей работе, когда я была в необычных состояниях сознания, я была представлена многим просветленным существам в их персонифицированных формах. Некоторых из них можно было узнать из описаний, приведенных в древних письменах различных культур, в то время как другие не были мне известны. Когда я впервые смогла наблюдать их, собравшихся вместе на обширном собрании, я была удивлена тем, что их размеры разительно отличались между собой. Некоторые, казалось, были возвышающимися фигурами высотой в десять или более метров. Другие, будучи все еще достаточно внушительного роста, казалось, были высотой в три - три с половиной метра, в то время как остальные были значительно короче, хотя, тем не менее, все еще достаточно впечатляющими. Тогда я удивилась их большим различиям в росте, но не задала вопроса об этом, поскольку я научилась при этой работе держать мой сознательный ум, со всеми его вопросами и сомнениями, молчаливым и пребывающим в состоянии покоя. Только тогда я могу сосредоточиваться с наименее возможным вмешательством (помехами) на том, что мне преподают. Таким образом, если мне будет нужно что-то узнать, это будет дано мне тогда, когда для этого наступит надлежащее время. Этому аспекту работы я могу искренне доверять.

Вскоре после моего первого представления этим небесным помощникам, или премудрым, я говорила по телефону с одним преданным Саи. Ни с того ни с сего он поделился со мной одним интересным высказыванием, услышанным им во время беседы Бабы с мальчиками, учащимися в одном из его колледжей. Он рассказывал разные древние истории из индийских эпосов. В одном месте он прервал рассказ, чтобы сделать замечание о том, что во времена Рамы рост людей был более десяти метров, в то время как во времена Кришны он был более трех с половиной метров, и что с тех пор рост людей постепенно уменьшился.

Когда я услышала это, я буквально открыла рот от изумления, поскольку это в точности совпадало с тем, что мне было показано в видениях. Случилось так, что фигура Ханумана стала частым посетителем, предоставлявшим его особенную энергию и помощь всякий раз, когда это было необходимо. Он был одним из тех, чей рост был метров десять или больше, и его потрясающий вид был очень впечатляющим. То, что Баба таким неожиданным способом через моего друга подтвердил данные о росте, для меня оказалось очень важной помощью.

Когда я присутствовала при торжественном открытии статуи Ханумана за несколько дней до 65-го дня рождения Бабы, я была очарована его возвышающимся видом, уходящим в небо. Я наклонила назад свою голову, чтобы посмотреть на него, находящегося гораздо выше меня, и снова испытала чувство благодарности за то, что мое внутреннее видение Ханумана было подтверждено таким волнующим способом. И все же, в моем уме проскочила мимолетная мысль о том, что одна деталь этой статуи не соответствовала тому, что я наблюдала внутренним взором. Его голова казалась недостаточно большой, чтобы соответствовать остальной части его великолепной формы. Но у меня сразу же появилась другая мысль - кто я такая, чтобы критиковать? Очевидно, что Баба распорядился сделать статую, и он наверняка дал точные предписания по поводу требуемых пропорций. Я почувствовала вину за то, что у меня вообще появилось сомнение, и быстро подавила его. Вообразите мое чрезвычайное изумление, когда на следующий день друг, который также присутствовал на торжественной церемонии открытия статуи, случайно упомянул в разговоре со мной, что когда Баба проходил после церемонии, он сделал замечание о том, что голова слишком маленькая. Я едва могла поверить своим ушам. В очередной раз я была заверена в том, что это не было просто моим воображением. Какой подарок!

Вскоре после нашего возвращения домой я разговаривала с другим моим другом, художником, который также время от времени ездит в Индию, чтобы повидать Бабу. Он сказал мне, что когда он был там в последний раз, он нарисовал картину Ханумана, обнимающего Раму, и дал ее Бабе. После очень внимательного и детального изучения Баба заявил, что это очень хороший рисунок, и затем, после паузы, он добавил почти извиняющимся тоном: "Но у Ханумана руки обезьяны, а не человека", как их изобразил художник.

Таким образом, мы можем рассматривать Ханумана как проводника, ведущего нас к полному преданию себя нашему Высшему "Я", или Раме, и помогающего нам избавиться от соблазна в отношении всего того, что наши обезьяньи умы хватают и отказываются выпускать. Хануман - превосходный пример того, чья жизнь была посвящена служению Раме. Он был абсолютно предан, всегда желая и даже стремясь служить Ему любым возможным способом, и ставил пожелания Рамы выше, чем чьи-либо еще, включая свои собственные. Его преданность была столь велика, что он все время искал любую возможность служения своему любимому Господу. Его образ действий устанавливает вдохновляющий пример для всех нас и показывает нам нашу истинную цель в жизни: преданность по отношению к Высшему "Я", олицетворяемому Рамой.

И все же, Баба постоянно напоминает нам о том, что в действительности каждый из нас является Богом, или Рамой. Он убеждает нас проводить наши жизни в служении другим, и это служение оказывается не каким-то конкретным лицам, а пребывающему внутри каждой внешней человеческой оболочки Богу. Баба утверждает, что служение такого рода является истинным поклонением Богу. Он дал нам две основные программы, предназначенные помочь нам отождествлять себя с нашим Высшим "Я" все больше и больше до тех пор, пока это не станет постоянной привычкой и пока мы, в конечном счете, не растворимся в Нем. Эти две предложенные программы - "Потолок для желаний" и "Бескорыстное служение", каждая из которых будет рассматриваться более подробно в следующих главах.

Глава 5

Чувства

Баба говорит: "Чувства - главные движущие силы ума и той иллюзии, воздействию которой он подвергается". Чувства соединяют нас с внешними объектами - с людьми, различными местами, пищей, развлечениями, планами и несметным числом других вещей, отвлекающих внимание. Этот список бесконечен, и он уникален для каждого индивидуума. Как только что-то попадает в сферу нашего внимания, у нас возникает привязанность и мы стремимся заполучить эту вещь, какой бы она ни была. Но, неизменно, когда мы овладеваем объектом нашего желания, привязанность к нему часто становится настолько сильной, что она заканчивается порабощением нас самих, а не наоборот. Когда такая ситуация доходит до крайности, она приводит к возникновению непреодолимых пристрастий.

Также Баба говорит нам, что мы "соткали паутину вокруг нашей истинной сущности своими мыслями, привязанными к нашим желаниям. Многие превратились в мумии в результате наложения на них слой за слоем этих паутин, образовавших плотный кокон, избавиться от которого становится все труднее". Чувства есть как у людей, так и у других живых существ. Они являются ценными инструментами, позволяющими нам вступать в контакт с окружающей средой и оценивать ее. Они действуют как важные индикаторы, предупрежда

Наши рекомендации