Слоганы, выделенные в тексте, написаны Автором в содружестве с группой ростовских рекламистов.

Материал опубликован в "Рекламном Измерении", 1997, № 3 (32),

и на сайте "Открытые методики рекламы и PR" по адресу:

http://www. triz-ri. ruthemes/humor/slogan/slogan4. asp

Н.Е. РАЗУМНЫЙ

ЭФФЕКТ ГОЛОГО КОРОЛЯ,

ИЛИ ИСКУССТВО ДУРАЧИТЬ УБЕДИТЕЛЬНО

Все мы в детстве читали сказку Г.Х. Андерсена "Голый король". Это очень мудрая сказка. А мудрые сказки хочется перечитывать...

Когда-то, организуя семинар по бизнесу, я зашел в одну фирму и рассказал руководству о себе, о своих методиках, о семинаре и при­гласил принять в нем участие.

Надменный босс спросил меня: "А почему Вы не провели широкомас­штабную рекламную кампанию Вашего семинара?" Что можно здесь ответить? Я был тогда беден, как две церковные крысы, но сказать об этом — значит, уйти ни с чем. Выкручиваться не хотелось...

И тогда прозвучала фраза: "Видите ли, я — разработчик, а Вы, как профессионал, конечно, знаете, что разработчики "не све­тятся". "Ну, это понятно..." — ответил озадаченный, но не поже­лавший показаться непрофессиональным руководитель. А его сотрудники тут же согласно закивали головами.

Признаюсь, фраза эта совершенно бессмысленна. Более того, она кажется бредовой. И еще больше — она такая и есть. Тем не менее я использовал ее затем сотни раз и НИ РАЗУ не провалился.

И вот тогда я отставил в сторону все разработки и занялся созданием Великого Искусства Дурачить Убедительно, в чем и преуспел чрезвычайно. И помогает мне в этом сама жизнь, а так­же старая добрая сказка про голого короля.

Слушайте же мои уроки! И не говорите, что Вы не слышали...

УРОК 1[92]

КАК ПОБЕДИТЬ В ЛЮБОМ СПОРЕ

Есть набор ключевых фраз, позволяющий на корню подрубить за­рождающееся у оппонента сомнение: "Вам, как профессионалу, известно...", "Каждый культурный человек должен знать, что...", "Нет сомнений, Вам знаком эффект..." и т.п.

Допустим, оппонент нашел сильные аргументы против Ваших положений и вот уже стоит с видом победителя, мысленно поти­рая руки. Но не тут-то было. Независимо от существа аргументов Вы элегантно применяете следующий прием: "Конечно, сказан­ное Вами безусловно имеет смысл, однако эти рассуждения адек­ватны в логико-философской традиции гегельянства, хотя ею же и ограничены. Но (здесь следует ключевая фраза из набора (см. выше)), например, в логико-философской традиции Тейяра де Шардена все выглядит иначе" и т.д.

Как правило (без исключений), посрамленный оппонент вынужден проклинать ту секунду, когда у него возникла глупая мысль спорить с Вами.

Все что угодно можно говорить, если предварительно максимально запутать слушателей в основаниях теории. Для этого следует подобрать блок крутых выражений, перекрывающий большинство тем.

ПРИМЕР

"Известно, что рецессивная аллель влияет на фенотип, только если генотип гомозиготен".

Если Вы находитесь в аудитории, то всегда можно посбивать с нее спесь, задавая крутые вопросы: "А читали ли Вы... (длинный список, жела­тельно иноязычных изданий)?" Или: "Представьте, пожалуйста, свою про­блему в виде иерархии противоречий на разных рангах. Представили? Ну, тогда пойдем дальше..."

Если кто-то высунулся с умным вопросом, Вы можете засунуть его об­ратно приемом: "Попрошу кого-либо повторить этот вопрос (с недоволь­ной интонацией). Вот видите — Ваш вопрос неактуален".

УРОК 2.

КАК БЫСТРО ПОУМНЕТЬ

Если Вам надо срочно показать себя очень умным, начинайте с фразы универсальных обобщений. Например: "Вся наша жизнь, в сущности..." Как правило, после этих слов можно говорить все, что угодно.

Вот лишь некоторые варианты: "Вся наша жизнь, в сущности, автобус: ве­зет и давит", "Вся наша жизнь, в сущности, дорога. Все топчут, все проклинают".

Подчеркнем. На месте слов "автобус", "дорога" могут стоять абсолют­но любые слова. Если мимо Вас проезжает велосипед, а не автобус, мож­но сказать: "Вся наша жизнь, в сущности, велосипед. Пока едешь - не па­даешь, а чуть остановишься - и все!" (Здесь можно широко раскрыть гла­за и понизить голос.)

Хорошим приемом универсального обобщения являются темы "Духов­ность", "Корни" и т.п.

Когда Вы чувствуете, что не можете продолжить разговор из-за своей малокомпетентности, сразу вспоминайте о духовности. Например: "Если смотреть глубже, то речь идет о духовности, я бы даже сказал, это как-то затрагивает наши корни..."

После такого захода разговор, как правило, сходит с рельсов. И начи­нается обычный треп, в котором Вы будете на высоте.

УРОК 3.

КАК СОЗДАТЬ НОВОЕ УЧЕНИЕ

Итак, господа, вам надоело стоять у станка или вытирать сопли детишкам, или стучать по доске мелом, или крутить баранку, или ... - в общем, выпол­нять одну из так называемых общеполезных общественных функций, в просторечье называемыхработой? Предлагаю Вам- только не па­дайте в обморок! - стать проповедником, учителем народа или, на худой конец, просто модным лектором.

Итак, подойдите к зеркалу. Подбородок повыше, плечи раз­ведены. На лице выражена мудрость и жизненный опыт.

Отработайте взгляд - он должен быть проницательным! - как бы сквозь собеседника и чуть-чуть с сумасшедшинкой. Только не надо переигрывать!

Отрепетируйте несколько жестов (особенно мастерски вла­деют жестикуляцией американские проповедники - приглядите­сь...). Получается? Тогда полдела сделано.

Следующий важный шаг - выбрать название читаемого Вами курса (лекции, проповеди...). Не мудрствуя лукаво, Вы можете по­добрать соответствующее из предлагаемой таблицы.

     
креативная космологическая парадоксальная кибернетическая запредельная интуитивная диалектическая волновая паралогическая интерференционная квантовая мировая психо- диа- космо- социо- ауто- кауэо- игро- астро- -лектика -нетика -топика -логия -терика -истика -логика -борство -тоника -терапия -метрия -ведение -знание

Рецепт:прилагательное из первого столбца + составное слово из второго и третьего столбцов. Например: "Креативная психото­пика” или "Интуитивная каузотерика", или "Парадоксальная аутотерапия"...

Рекомендация:слова должны быть знакомые, из "модного" набора, а вот их сочетания пусть будут загадочны - таинство притягивает...

Название подобрано - остается последняя деталь: наполнить свою речь содержанием... И здесь не нужно стесняться! Побольше о высокой духовности, обращений к священным книгам, желательно пару цитат, не так уж важно каких. Обязательно о Любви и высоком предназначении Че­ловека. Протягивайте ладони вперед, обнимайте зал, можете даже про­слезиться - но только один раз и недолго. И улыбайтесь - радостно, удив­ленно, печально... Улыбайтесь, улыбайтесь! И главное - будьте искренни! (При небольшой тренировке это не сложно!)

УРОК 4.

КАК ВОЗВЫСИТЬ ГЛУПОСТЬ

В последние годы в моду вошла фраза: "Это мое субъективное мнение..." Она настолько замечательна, что я не могу отказать себе в удовольствии вспомнить о ней. Этой фразой можно с успехом пользоваться для того, чтобы безнаказанно нести любой бред. Однажды я побывал на уроке фи­зики в одной из общеобразовательных школ, где увидел следующую сцену.

Ученик неправильно написал на доске формулу второго закона Нью­тона. Вместо F=ma он изобразил F=mt. На справедливое замечание учи­теля последовал великолепный ответ: "Это мое личное, субъективное мне­ние. Если хотите знать, это мое мироощущение. Возможно, оно ошибочно, но я не претендую на истину в последней инстанции".

Вот и попробуйте ему возразить. Физик из юноши получится скверный, а вот демагог - первоклассный!

"И откуда это в них!" - всплеснет руками сердобольная учительница. Да от нас же, родимых! Из телевизора, из газет, из радиоприемника; акте­ры, политики, писатели, зрители, читатели, слушатели - ВСЕ, как сговори­лись, через две фразы на третью вставляют "это, конечно, мое субъектив­ное мнение" и особо это "подчеркивают"...

...А вот старую добрую сказку про голого короля сейчас мало кто пере­читывает. И пока это так, я всегда буду в чести.

Наши рекомендации