Претензии рекламистов к заказчику до рекламной кампании
1.За редчайшим исключением, абсолютное отсутствие у Заказчика рекламной политики и разрабатываемого не на один месяц (!) имиджа.
Как следствие, если так можно выразиться, "невнедрен-ность" в управление фирмой принципов типа: "Любой контакт с фирмой - ее реклама и работа на ее репутацию" и "За рекламу и репутацию фирмы отвечает каждый сотрудник, а не только наш малочисленный отдел рекламы".
Другое следствие, отмечаемое практически всеми опрошенными рекламистами, - это "НЕЗНАНИЕ Заказчиком, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ" от рекламы, отсутствие реального представления о том, что она может и, главное, чего НЕ может.
2. Часто, даже при значительных затратах "на политику", представительские услуги и разные виды спонсорства, отсутствие выделенного рекламного бюджета.
3. В крупных фирмах решение принимает малодоступное высшее руководство, а местный (и часто неавторитетный) отдел рекламы способен лишь чутко улавливать колебания настроения
руководства, откровенно боясь формулировать задачу и решать что-либо самостоятельно... Правда, часто это маскируется под маской "солидного, но капризного Заказчика".
К этому добавляется откровенный страх ряда начальников рекламных отделов пригласить и оплатить консультанта по рекламе и PR, ибо самого могут уволить...
4. Другая сложность: в крупных фирмах каждое направление бизнеса - "свое государство", и с ними Рекламисту часто трудно договориться...
5. Отсутствие единых для Заказчика и Рекламиста оснований для оплаты услуг агентства. Отсюда часто желание Заказчика сделать удачную рекламную кампанию за "смешные деньги".
6.Другой парадокс: даже при значительном объеме размещения рекламы отсутствует ее тестирование, нет тестовых рекламных кампаний, и весьма дорогостоящие решения принимаются на основании "Мне так нравится!" или "Мне жена (секретарша) так посоветовала!" (хотя, как известно, реклама размещается не для руководителя, его жены и секретарши, а для Клиентов и должна "работать" на них...).
7. Хроническая нехватка времени на неэмоциональное обсуждение рекламных проблем у лиц, принимающих решение. Иногда - активное нежелание совместной работы типа: "Сделайте мне Нечто, а что именно -придумайте сами, а я уж скажу - то это или не то..."
8. Изначальное недоверие со стороны Заказчика даже к серьезномурекламному агентству и непонимание обоюдной заинтересованности в успехе рекламы. Часто - гипертрофированная "конфиденциальность" поотношению к сторонним специалистам, "недодача" им нужной информации.
9. Часты "пожарные заказы" - быстрей, скорей, размещаем! А потом выясняется, что Заказчик хочет и качественной работы...
10.Использование конкурсов между рекламными агентствами не с целью размещения заказа, а с целью сбора чужих идей...
11.А кроме этого, часто Заказчик (или его представитель):
• не хочет (или не может) формулировать и решать задачи (а психологически стремится "отделаться" от них);
• занимает позицию: "Я хочу, но Вы меня заставьте..." относительно формулирования собственных желаний;
• определяет рекламные задачи в стиле: "Чтобы все было хорошо!" и оценивает работу Рекламиста "Это плохо!!!" без мотивировки;
• убежден: "Я сам лучше знаю, как надо..." и активно самозащищается: "Мне уже многое испортили разные там рекламисты!";
• не хочет платить за простые (в силу эффективности без особой затратности) решения Рекламистов, а в нестандартные решения просто не верит.
12 И главное, не понимает рекламы, боится ее и еще больше боитсяв этом признаться...
ВО ВРЕМЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
13. Нежелание Заказчика "платить за свежую идею" даже при неоправданно больших затратах на размещение рекламы. Часто – ориентация даже не на свой бизнес (!), а на рекламу, "как у соседа"...
14. "Передумывание" Заказчиком уже утвержденной рекламной кампании в стиле: "А мы тут вчера передумали и нам ничего не надо!"
15. Заказчик настаивает: "А давайте резко сменим стиль (или рекламоносители, или само рекламное агентство) в ходе рекламной кампании!", при ее развертывании, когда говорить о ее эффективности-неэффективности еще преждевременно...
16. Постоянный "конвой" Рекламиста Заказчиком при отсутствии должной компетентности у последнего.
17.Попытки иных Заказчиков из крупных фирм решить свои внутрифирменные проблемы (читай: "закрутить интригу"), например между отделом маркетинга и отделом рекламы, руками приглашенных (т.е. сторонних) консультантов, рекламистов.
18. Ожидание Заказчиком непременно "обвала" Клиентов после первой и, как правило, малобюджетной рекламной кампании. Если этого не происходит - безусловно виноват Рекламист...Даже если он предупреждал Заказчика о неэффективности подобных действии.
19. Низкая квалификация сотрудников Заказчика, особенно непосредственно работающих с Клиентами. Вот наиболее типичные "завалы" после прошедшей рекламы:
• отдел рекламы Заказчика не известил отдел продаж о развернутой рекламной кампании, объявленных скидках, льготах, конкурсах и т.п.;
• сотрудники Заказчика оказались не готовы к возросшему потоку Клиентуры (нет товарного запаса, прайсов и т.п.);
• сотрудники Заказчика не могут элементарно общаться по телефону, вести личные продажи (например, не владеют техникой убеждения и переубеждения Клиентов), работать на выставоч
ном стенде. Или иначе: затраты на рекламу в несколько десятков тысяч долларов успешно обнуляются всего несколькими сотрудниками Заказчика;
• сотрудники Заказчика не могут провести микроопрос Клиентов типа: "Откуда Вы узнали о нашей фирме?", что необходимо для оценки эффективности прошедших и планирования новых рекламных кампаний.
ПОСЛЕ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
20.Заказчик не готов к спокойному и продуктивному обсуждению (анализу) НЕУДАЧ в прошедшей рекламной кампании с целью избежания их в дальнейшем...
Использованы данные:
В. Лопана (г. Минск),
А. Ваганова (г. Челябинск),
А. Климкина (г. Санкт-Петербург),
М. Новожиловой (г. Санкт-Петербург),
И. Крылова (г. Москва),
М. Кишкичевой (г. Санкт-Петербург),
И. Гандилян (г. Санкт-Петербург),