ОНА проникла и в рекламу. О том, какие эффекты создают ЕЕ состояния и как это можно использовать в рекламных вывесках, рассказывает настоящая статья.

НАТАЛЬЯ ШВЕЦ,

СИСТЕМА ТРИЗ-ШАНС

АГРЕГАТНЫЕ

СОСТОЯНИЯ РЕКЛАМЫ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В РЕКЛАМЕ

Кто может однозначно ответить на вопрос: какого цвета озе­ро, например Ладожское? А зимой? А в туманное осеннее утро? Правильно, однозначного ответа нет. Как нет одного цвета этого, да, впрочем, любого другого озера или водоема.

Но если изменение цвета озера для рекламиста довольно трудная задача (хотя кто знает!), обратимся к жидкости другого масштаба и воспользуемся все тем же ее свойством изменять свой цвет при изменении агрегатного состояния[87].

ПЕРЕХОД "ЖИДКОСТЬ- ПАР"

Поместим прозрачную жидкость между двумя стеклянными пластинами[88] (см. рис 1), герметично запаянными в оболочку. Внут­ренняя поверхность пластины, обращенная к наблюдателю, дол­жна быть шероховатой. На нее нанесем прозрачный нагрева­тельный электрод (назовем его просто "нагревалкой"). Поверх­ность другой пластины покроем черным цветом так, что зритель увидит темную поверхность.

“’’”””1””””””””””””””””””””””” -----4---- ---3---- “”2””””””””””””””””””””””””””””

Прозрачная стеклянная

Пластина с шероховатой поверхностью

на внутрен­ней стороне,

Пластина с зачерненной

Поверхностью,

Прозрачная жидкость,

Прозрачный нагреватель-

ный электрод ("нагревал-ка").

Рис. 1 (разрез)

Включим "нагревалку". Слой жидкости, контактирующий с "нагревал­кой", испаряется. У шероховатой поверхности передней пластины образу­ется слой пара и пузырьков, рассеивающих свет. В результате наблюда­тель видит матовую полупрозрачную поверхность.

Такая конструкция небольших размеров, работающая на переходе "жидкость - пар", получила название "парожидкостной ячейки".

Регулируя температуру "нагревалки", мы регулируем количество пу­зырьков, рассеивающих свет, тем самым изменяем цвет ячейки от белого до черного (получаем всю шкалу серого или любую яркость черного).

Изготовим несколько десятков таких парожидкостных ячеек[89]. Кстати, их цвет и форма могут быть разными (цвет ячейки определяет цвет плас­тины 2). С каждой из них будем поступать как с элементами мозаики (см. рис. 2а). Составим нужное изображение. Поскольку мы можем изменять яркость каждой ячейки, то в разное время можно "включать" разную ани­мацию, получая "эффект новизны". Чтобы вывеска была более яркой, по­кроем пластины полупрозрачными и/или фотолюминесцентными краска­ми и сделаем подсветку.

Если же рекламисту нужно варьировать цветом только части реклам­ного изображения, то задача составления мозаики еще более упрощает­ся. Не будем создавать все изображение из отдельных ячеек. На готовое изображение, как фонарики на елку, "повесим" изменяющие свой цвет "иг­рушки" (см. рис. 26).

 
 
Рис.2б

ПЕРЕХОД "ЖИДКОСТЬ - КРИСТАЛЛ"

Но не только переход "жидкость - пар" дает изменение яркости цвета ячейки. Немного измененная конструкция[90] (см. рис. 3), работающая на фазовом переходе "жидкость - лед" (кристалл), позволяет получать еще более контрастную картину. Во-первых, потому, что нагревательный электрод вынесен за пределы "поля зрения" наблюдателя, а во-вто­рых, потому, что кристалл дает более четкий белый цвет.

Знание органически связано с человеческим воображением. Этот, на первый взгляд, парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

К. Паустовский

Но если в конструкции, описанной выше, мы использовали только "нагревалку" для образования пузырьков пара, то для кристаллизации жидкости нам понадобятся и "нагревалка", и "охлаждалка" (термоэлементы, работающие и на нагревание, и на охлаждение). Такие элементы есть. Например, если соединить последовательно два полупроводника, один из которых облада­ет электронной проводимостью (п), а другой - дырочной (р), то в зависимости от направления тока тепло будет выделяться или поглощаться (физический эффект!). Кроме того, есть и монокри­сталлы[91], которые дают тот же эффект нагревания или охлажде­ния в зависимости от направления тока. И не нужно беспокоить­ся по поводу размеров и способа крепления "охлаждалки-нагревалки": она может быть напылена тонкой пленкой.

Поскольку жидкость будем охлаждать до кристаллизации, ширина ее слоя должна быть минимальной (0,001 мм вполне достаточно), а температуру кристаллизации жидкости желатель­но подобрать высокую (по крайней мере, выше нуля градусов). А чтобы наблюдатель мог видеть картину без искажения, подберем жидкость с показателем преломления, равным (или близким) по­казателю преломления стекла.

1- прозрачная стеклян-

ная лицевая пласти­на,

Зачерненный экран,

Слой прозрачной

Жидкости,

Термоэлектрический

Рис. 3 (разрез)

элемент ("охлаждал-ка-нагревалка").

Включаем "охлаждалку" (ток в одном направлении) - жидкость крис­таллизируется, и через прозрачную лицевую пластину 1 наблюдатель ви­дит светорассеивающую молочно-белую поверхность слоя 3. Меняем на­правление тока - включается "нагревалка" - кристаллы плавятся, и наблю­датель видит через прозрачную лицевую пластину 1 и слой жидкости 3 зачерненную поверхность экрана 2. Быстро изменяя полярность тока (включая то "охлаждалку", то "нагревалку") и регулируя силу тока (включая ток сильнее или слабее), можно поддерживать цвет ячейки самой различ­ной контрастности. Например, если ячейка красного цвета, можно полу­чить любой оттенок розового и поддерживать его в течение любого про­межутка времени. А получение контрастных цветов может происходить на­столько быстро, что глаз человека не успеет различить переходных оттен­ков. Конечно, люминофор, добавленный в покрытие экрана, сделает цве­та еще более сочными.

Хотим ли мы создать жидкокристаллический монитор или рекламную вывеску - физический эффект можно использовать один и тот же: изме­нение цвета ячейки в зависимости от фазового состояния вещества. Раз­ница будет лишь в размерах самой ячейки. Обратите внимание, "разме­ры" - здесь ключевое слово. Если в мониторах нормальным считается размер ячейки 0,28 мм, то в рекламных конструкциях размер ячейки мо­жет составить хоть 28 см. А это значит, технология изготовления конструк­ции и управления цветом "больших" ячеек значительно проще.

Какое изображение можно создать из ячеек, мы уже рассмотрели (см. рис. 2: а, б). Посмотрим, какой еще зрительный эффект с помощью этой технологии можно получить.

Расположим "охлаждалку-нагревалку" не на всей поверхности обрат­ной стороны ячейки, а только на ее части (см. рис. 4).

1- прозрачная стеклянная

Лицевая пластина,

Зачерненный экран,

Слой прозрачной жидко-

Сти,

Термоэлектрический

элемент ("охлаждалка-нагревалка").

Рис. 4 (разрез)

Творческое мышление, возможно, означает всего-навсего понима­ние, что нет никакой особой добродетели в том, чтобы вести дела

так, как их всегда вели до нас.

Рудольф Флеш

Теперь, если включить "охлаждалку", жидкость кристалли­зуется неравномерно, постепенно продвигаясь от центра замо­розки до границ ячейки. "Нагревалка" расплавляет кристаллы так же неравномерно. Наблюдатель же видит, как цвет, возник­нув в одном месте, как волна от брошенного в воду камня, рас­пространяется по поверхности во все стороны (см. рис. 5: а, б, в). Скорость распространения волны изменения цвета будет за­висеть от толщины слоя жидкости и от температуры "охлаждал-ки" или "нагревалки". Цвет и форма ячейки могут быть самыми разными

а)

 
 
б)

г)

в)


рис. 5

Если пространство между пластинами, в котором находится жидкость, рассоединить, например спиралью, центр которой совпадает с центром охлаждения (или нагревания), то волна изменения цвета будет распрост­раняться по спирали (см. рис. 5 г). А это уже совершенно новый зритель­ный эффект!

Кстати, если подобрать жидкость с температурой кристаллизации более двадцати градусов Цельсия (то есть выше комнатной), нам не по­надобится "охлаждалка". Мы просто выключим "нагревалку", и жидкость САМА кристаллизируется, изменяя цвет ячейки. Правда, в этом случае есть один недостаток: процесс кристаллизации будет зависеть от тем­пературы воздуха в помещении. И если температура "окружающей сре­ды" сравняется с температурой кристаллизации жидкости, эффект не сработает.

Не только разные тональности одного цвета - всю шкалу серого или розового - можно получать вышеописанным способом. Цвет экрана и цвет жидкости можно подобрать таким образом, что их сочетание будет давать третий, не сводящийся к первым двум, цвет. А в нашей конструкции они при­обретут возможность переходить друг в друга. Специалисты, работающие в графическом редакторе Photoshop, знают это как никто другой. Напри­мер, если экран покрыть желтым цветом, а жидкость взять синего цвета, то в "расплавленном" состоянии наблюдатель увидит зеленую ячейку. По­степенно кристаллизируясь, прозрачный синий цвет жидкости меняется на матовый белый, а значит, для наблюдателя цвет ячейки будет меняться от зеленого к желтому и наоборот. Если же цвета экрана и жидкости поме­нять (сделать синим экран и желтой жидкость), то переходить друг в друга будут уже зеленый и синий цвета. Как только жидкость полностью превра­тится в кристалл, цвет ячейки может стать белым (а может и не стать -зависит от свойств жидкости).

Чем еще может быть интересна вывеска, содержащая в себе отдель­ные элементы-ячейки? Тем, что эти элементы легко сделать съемными. Тогда рекламное изображение можно обновлять без дополнительных уси­лий. Сегодня елка украшена золотыми шарами (рис. 26), завтра - голубы­ми, послезавтра - оранжевыми. Добавьте к этому переход цвета по всей шкале золотого, голубого, оранжевого, учитывая, что скорость перехода по шкале цвета может быть разной. И Вы получите неограниченное (или почти неограниченное) число сочетаний зрительных эффектов.

Материал опубликован

в бюллетене "Рекламное Измерение",

1999, № 12 (65)

и на сайте "Открытые методики рекламы и PR"

по адресу:

http://www.triz-ri.ru/themes/perelmania/perelmania6.asp

- Ну, рассказывай...

- Да там и рассказывать-то нечего. Город как город. Будто тыгородов не видел. Фирмы как фирмы. Реклама как реклама. Выстав­ка как выставка.

- И что там было?

- Да ничего. Там даже фуршета не было. А впрочем... был там один стенд. Вот именно, что на всей выставке - только он один. Я даже сфотографировал. Смотри...

Скажите, чем (с точки зрения рекламиста) заняты сейчас эти двое? Они даже не подозревают, что половину времени, отведенно­го в этой жизни на разговоры с родными, друзьями и знакомыми, за­нимаются "вторичной рекламой", к радости профессионалов, создав­ших "ту самую" первую (или первичную) идею, о которой теперь почти все с увлечением рассказывают.

ОЛЬГА СЫЧЕВА,

СИСТЕМА ТРИЗ-ШАНС

ОБЪЕМ ПЛОЩАДИ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Ни для кого из рекламистов не секрет, что при наличии хо­рошей идеи можно сэкономить на размещении рекламы. Ведь рекламная площадь семейных альбомов совершенно бесплат­на, а эфирное время семейных новостей редко у кого расписано по секундам. И вот, пожалуйста...

Дорога. Шелест шин. Машины проно­сятся мимо. Вдруг впе­реди - желтый, словно солнечный зайчик, вкусный фургончик. Вспыхнула фото вспышка. Оглянулись прохожие. На первый взгляд, ничего особенного. ПРОСТО микро автобус похож на пачку чая "Липтон".

Тот, кто задал сам себе вопрос: "На что похож микроавтобус?", создал неплохую рекламную идею. И несмотря на то что исполь­зован довольно стандартный прием - определить, на что похо ж(е)... объект рекламы или место ее размещения, окружающие испытывают встречу с небольшим чудом. Им есть о чем расска­зать знакомым.

Можно проделать небольшое упражнение и определить, в рекламу какого товара можно превратить троллейбус или авто бус. Весь, целиком, как говорят дети. Один из вариантов решения применяется во многих городах. К великой радости детворы, по ули­цам проезжают огромные конфеты: "Пикник", "Минтон", "Нутелла" и мно­гие другие "вкусности". Также автобус может превратиться во вполне ося­заемую мечту фотолюбителя - гигантский блок фотопленки "Кодак". То-то поначалу в городе было разговоров!

Кстати, рекламисты и сами не прочь заняться вторичной рекламой. Каждая вторая (а то и первая с половиной) публикация в профессио­нальных изданиях может служить совершенно бесплатным примером распространения остроумной идеи. И данная статья, как вы понимае­те, не исключение.

Итак, продолжим...

Выставка. Плакаты на уровне лиц. Лица на уровне плакатов. Удобно. Вдруг впереди - лента бумаги длиной от стен­да до конечного потребителя. Шея уже забыла, что глаза умеют туда смотреть. Почти что из положения "лежа". Щелк­нул затвор фотоаппарата, сработала фотовспышка. Задержался на минуту очередной посетитель. Казалось бы, что здесь особенного? ПРОСТО вместо квадратных метров оплаченной площа­ди рекламист использовал кубические. Все до единого, до самой крыши.

И вновь использованы ресурсы, но уже при создании выставочной компо­зиции. Мы стали взрослыми и почти за­были, как удивлялись количеству ленты, умещающейся на обыкновенной магнитофонной кассете.

В сравнении с ней, бумажный рулон - это настоящая "встреча с Чу­дом". Тем более есть о чем рассказать коллегам и друзьям.

Вообще, на рекламных выставках большинство остроумных идей свя­зано именно с использованием ресурсов, и это правильно. Если основная цель фирмы-участника - "показать товар лицом", то почему бы не пока­зать все выражения этого лица.

Еще одна экспозиция. Фирма "Pakenso Baltika", выпускающая упако­вочную тару, решила задачу оформления выставочного модуля по-своему. В результате алюминиевый каркас выставочного модуля, обернутый сет­чатыми картонными вкладышами, стал похож на космическую конструкцию. Коробки, стоящие внутри модуля, изображали фантастический пейзаж. Можно было подходить к ним, рассматривать, открывать, переставлять, громоздить одну на другую. Но "космический комплекс" без корабля - неинтересен. Огромный "космический корабль" (или дирижабль?), сконструированный из тех же картонных вкладышей и "скучных" коричневых коробок, привлекал всеобщее внимание и вызывал споры посетителей выставки - корабль он или все-таки дири­жабль?

Итак, рекламистами фирмы была решена одна задача: что можно сделать из имеющихся ресурсов. Но так как "летатель­ный аппарат" был по размерам раза в два больше самого вы­ставочного модуля, решение задачи его размещения также было основано на имеющихся ресурсах. Оно заключалось в том, чтобы использовать (опять-таки) не только предоставля­емую ПЛОЩАДЬ, но и ОБЪЕМ над экспозицией. Действитель­но, корабль-дирижабль спокойненько "парил" на тросах над стендами, и никто из соседей не обижался на то, что воздуш­ное пространство над их модулями так же активно и бесплат­но используется.

Если бы такой КПД да нашим паровозам, на них бы давно уже летали в космос.

Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение",

1998, № 10 (51)

и на сайте "Открытые методики рекламы и PR" по адресу:

http://www.triz-ri.ruAhemes/method/pr/pr21.asp

Нужда рождает изобретение, изобретение - две нужды.

Янсон Эвангелу

ИЗ ПАТЕНТНОГО ФОНДА БИЗНЕС-ИДЕЙ СИСТЕМЫ "ТРИЗ-ШАНС"

В одном из театров французского города Лиможа по указа­нию дирекции установлено десять особенно широких кресел, предназначенных для очень полных людей. Цена билетов на эти места не выше, чем на остальные. Любопытно, что места для толстяков, как правило, раскупаются заранее и не пустуют.

Источник

Знание - сила, 1979, №12

Пример опубликован в материал

"Железный" поток, РИ, 1997, 3 (33), 4 (34), 6 (35),

http://wvm.triz-ri.ru/themes/fond/fond7.ai

Дар фантазии до сих пор значит для меня больше, чем мой талант впиты­вать в себя положительные факты.

А. Эйнштейн

Наши рекомендации