Важные детали, если таковые имеются.
Так как графика воспринимается быстрее, то именно она определяет основную тему как карикатуры, так и макета. При использовании "Алгоритма создания карикатур"мы идем от текста к рисунку, от второго смысла к основной теме. Но существует и обратная задача. Когда тема задана и именно к ней надо придумать карикатуру или макет. Тогда алгоритм создания карикауры аналогичен работе над слоганом по приему "Свертка".Позвольте напомнить основной принцип.Суть данного приема в том, что надо подобрать, с одной стороны, ресурсы, то есть те понятия, которые тема в себя уже включает. (Так, например, для рекламируемой фирмыэто будут: названия товаров/услуг, ассортимент, возможно, характерная графика.) С другой стороны, нам необходимо устойчивое, стереотипное выражение, которое наверняка известно потенциальным Клиентам. Идеально, если стереотипная фраза изначальновключает в себя необходимый нам ресурс.
Возьмем чистый лист бумаги и разделим его на колонки. В первой запишем имеющиеся ресурсы, во второй - известные стереотипные выражения, желательно уже включающие в себя какой-либо из ресурсов.
Далее применяем "Алгоритм создания карикатур".
ПРИМЕР 1
Ресурсы | Стереотипная фраза, возможно, изначально включающая в себя один из ресурсов |
Формы для выпечки (тефлоновые, высокого качества), большой выбор, женщины - Клиенты... | Идеальные формы. Женщина с идеальными Формами. |
Предположим, нам необходимо рекламировать формы для выпечки, продающиеся в одном из магазинов города.Начнем с таблицы Ресурсы - стереотип".
|
"ПИСАНИЕ ИДЕИ КАРИКАТУРЫ (по ШАГУ 4)
4 1. Домохозяйка с формами для выпечки. Идеальные
женские формы остаются не у дел, так как лишают
Макет-Карикатуру контрастав восприятии графини и
текста.
4.2.Место действия не важно, следовательно, исполь-
зуем ровный фон.
4.3 Карикатура статична. Женщина держит в руках одну из рекламируемых форм.
© Идея: Система "ТРИЗ-ШАНС" |
4.4. Акцент восприятия должен приходиться на формы для выпечки. Ни одежда, ни прическа модели не должны привлекать к себе внимания.
Отсутствие любых деталей, отвлекающих от ассортимента, оговорено не зря. Попробуем представить окончательный вид макета.
Во-первых, слоган: "Женщина с идеальными формами". Во вторых, сама женщина-героиня и ее "формы". В-третьих, accортимент и прайс. В-четвертых, узнаваемый логотип фирмы, в- пятых, адрес и, в-шестых, контактные телефоны.
При этом будем помнить, что количество эмоционально-смысловых ударений для одного макета целесообразно иметь в пределах 3-5[50].
И это не единственная особенность Макета-Карикатуры.
В одном из вариантов данного макета была допущена ошибка: модель, демонстрирующая формы для выпечки, была одета в "тельняшку". Полосатый свитер бросается в глаза и стягивав на себя внимание даже при печати оригинал-макета с уменьшением масштаба. Макет пришлось переделывать, а модель - одевать в светлую простенькую блузку.
Объектом рекламы, как видно из макета, были формы для выпечки. На "женщину" и без того обратили внимание. Судить об этом можно было по получившемуся эффекту: к модели приходили друзья, родственники, подходили едва знакомые люди, и все спрашивали, стоит ли заглянуть в этот магазин и какие из форм для выпечки лучше.
Подобные особенности, выстроенные в систему, превращают разрозненно напечатанные оригинал-макеты рекламных объявлений в рекламную кампанию. Их называют "ноу-хау", профессиональными секретами. Будучи раскрытыми и опубликованными, эти секреты становятся методиками. Теперь можно не зависеть от вдохновения.
Мастерство остромыслия состоит в изящном сочетании, в гармоничном сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума.
Грасиан
СЕКРЕТ № 1
Макет "Женщина с идеальными формами" выполнил единственную задачу - сообщить о поступившей в магазин партии кулинарных форм для выпечки. А ведь казалось бы, на формате А4 (размер первого макета) можно было разместить гораздо больше информации.
Кстати, у дизайнеров-профессионалов есть аналогичное правило, подтверждающее общую закономерность. Его можно записать примерно так: "На типовой газетной полосе ими книжной странице не должно применяться более двух-трех шриф-тов". В макете же многие стараются и вовсе обойтись одним. И это не смотря на то, что можно загрузить в компьютер тысячу различных шрифтов и "ваять" не просто каждое слово, но и каждую букву.
Рисунок Ольги Сычевой
- Но как же, - скажет иной "ваятель" макета, - ведь нам надо привлечь внимание карикатурой - раз. Дать слоган. Без слогана никак нельзя - два. Ассортимент - три. А прайс? Четыре. А система скидок? Пять. Кроме того, необходимо рассказать о конкурсе, который проводит фирма, о его условиях и о призах победителям, о купоне, который вырежет участник конкурса...
И так далее - шесть, семь, восемь, девять... Расчет закончен? Нет, (так как перечислена только половина пунктов, опубликованных в реальном объявлении. Возможно, проще было бы издать энциклопедию одной фирмы и читать ее отдельно взятым рекламным отделом.
Лучше ограничиться одной, на данный момент наиболее важной, задачей. Не нужно перегружать Клиента информацией, он и без того немало запомнил[51]. А если в процессе решения задачи возникло много идей, запишите их и оставьте для следующих макетов.
А затем ощутите полную независимость от "весеннего авитаминоза идей".
СЕКРЕТ № 2
Карикатура, как известно, сама по себе является довольно сильным "образом-вампиром" и способна "стянуть" на себя внимание если не со всей полосы, то уж со всего макета наверняка. Все, что не подчинено ее идее, если и замечается, то не запоминается. Если же рядом помещены две сильные, но рассогласованные идеи, то не запомнятся обе. Именно по-этому Макет-Карикатура в основном применяется при решении задач, связанных с позиционированием одного видатоваров, одного видауслуг, однойторговой марки и т.д.
искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом.
Анатоль Франс
Поэтому, следуя логике секретов, в алгоритм необходимо ввести пункт, отвечающий особенностям макетов: "Задача (объект позиционирования)" .
ПРИМЕР