Давайте строить времянки. А ну как разразится землетрясение?

С.Е. Лец

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение.

Дж. Бернал

РЕШЕНИЕ б

(автор - А. Опарин, ТК "Сервис ТВ", г. Иваново)

Продукцию можно предложить ресторанам и другим заведе­ниям в качестве исходного сырья для приготовления блюд (по­добное решение описано в литературе, издаваемой "ТРИЗ-ШАНС").

Возможно, это продукт питания для домашних животных. Или же исходный компонент для приготовления корма тем же кошкам.

Можно обратиться к консервным фабрикам - предложить товар для производства консервов.

В наших городских магазинах продают готовые импортные салаты. В том числе и из морепродуктов. Возможны договора с предприятиями, готовящими данную продукцию.

Некоторую часть товара (в пределах риска или застраховав сделку) можно предложить оптовикам под реализацию на неко­торый срок, чтобы они не рисковали своими деньгами. Тогда, если покупатели не будут брать товар, им нечего будет терять.

РЕШЕНИЕ 7

(автор - М. Платонова, Интернет-кафе "Манхэттен", г. Санкт-Петербург)

Можно попробовать реализовать товар в кафе, столовых, ресторанах. Для них мнение СЭС, очевидно, решающее. Причем товар предложить по оптовой цене.

ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ

К РЕШЕНИЯМ

Как видно из приведенных решений, главной целью было пере­позиционирование товара. Как бы перемещение его из одного контекста (в котором товар воспринимается плохо) в другой.

Действительно, подобно тому, как слово или знак препина­ния при изменении контекста меняют смысл фразы, так и то­вар, который не воспринимается Клиентами, может начать про­даваться, если сместить "контекст".

Поставленная цель достигалась в основном применением двух приемов, один из которых был направлен на преобразование само­го товара (кальмаров), а другой - на способ его распространения:

ПРИЕМ 1

ДРОБЛЕНИЕ-ОБЪЕДИНЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

ФОРМУЛИРОВКА ПРИЕМА

Все, что нельзя сделать с одним объектом, можно сделать с двумя или больше[38].

Согласно этому приему продукт (в нашем случае - кальмары) включается в качестве составной части в другой, "более общий", продукт (в ТРИЗ это назы­вается "растворить в другой надсистеме"[39]) и, соответственно, предлагается:

1.1.Продавать кальмаров в качестве полуфабриката для различных "На­боров рыбного дня", "Морских салатов" и других наборов, где содер­жатся не только кальмары, но и рыба, крабовые палочки, морская капуста и т.д. - вплоть до изобретения, таких наборов;

1.2.Продавать в качестве полуфабриката для консервов;

1.3.Продавать в качестве корма для животных.

ПРИЕМ 2

СМЕНА КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ

(РАСПРОСТРАНЕНИЯ)

ФОРМУЛИРОВКА ПРИЕМА

Если воздействия по выбранному каналу недостаточно, то следует либо сменить время и/или место воздействия, либо параллельно воздейство­вать по разным каналам, либо сменить канал воздействия[40].

В нашем случае меняется типовой канал распространения продукции и предлагается:

1.4.Продавать cash-n-carry (коробками) на оптовых рынках. Часть товара уйдет, часть - возьмут оптовики, увидев, что товар продается;

1.5.Продавать через сеть холодильников (пельмени, мороженое...);

1.6.Продавать в рестораны, кафе, общепит (для них слово СЭС определя­ющее, а Клиент (посетитель кафе) получает продукт в "растворенномвиде", заказывая не "мороженых кальмаров", а блюдо, в которое они входят составной частью (см. п. 1.);

Не в том дело, что люди не могут увидеть решение, - дело ш том, что они обычно не могут увидеть проблему...

Г.К. Честертон

1.6.1. В качестве средства усиления предложен "конкурс поварс­кого искусства" в расчете на привлечение СМИ. Однако кон­курс (даже в том случае, если он получится) лишь форсиру­ет решения, вытекающие из п. 1. и п. 2.3., и без них не сра­ботает.

1.7.Продавать интендантам в армию;

1.8.Продавать бюджетным организациям;

1.9.Продавать в другой город (где не было антирекламы);

1.10.Продавать в качестве корма для животных.Практически все эти решения верные. Понятно, что некото­рые из них, в зависимости от конкретных условий, будут лучше, другие - хуже. Но в целом, можно сказать, предложенный комп­лекс решений сработает.

МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ

Обычно во время консультаций по схожим ситуациям, после "сдачи решений", мы деликатно спрашиваем уважаемого Заказ­чика: "Почему надо было ждать, чтобы случился кризис (анти­реклама, как в нашем случае с кальмарами), для того чтобы найти дополнительные каналы и способы распространения Ва­шей продукции?"

Дабы последний вопрос не оказался риторическим, на него необходимо ответить, а ответ превратить в принцип.

Итак, Заказчик не видел новых возможностей потому, что "не видел задачи" расширения сбыта и в определенном смысле справедливо полагал, что со сбытом все в порядке и его осо­бенно не разовьешь. В самом деле, "все оптовики известны", "все цены известны", "все поставщики вообще давно известны".

Для того чтобы Заказчик "задачу увидел", потребовалось обо­стрение ситуации, появление очевидного противоречия[41]. В слу­чае с кальмарами противоречие налицо: товар качественный (и даже есть сертификат) и товар НЕ качественный, ибо таков сте­реотип Клиента.

В принципе, противоречия полезно извлекать даже из спо­койных ситуаций. То есть, не дожидаясь кризисов, антирекламы и проч., задавать себе вопросы: "Что я буду делать, если пропа-дет основной канал сбыта?" или "Я разработал медиаплан, а что я сде­лаю, если вот эти пять СМИ закроются?", или "Какими ресурсами я вос­пользуюсь в первую очередь, если предлагаемое мной решение не сра­ботает?" и т.д., и т.п. Вопросы могут быть разными, но суть их одна: надо лишить себя какой-то главной (на данный момент!) опоры. И тогда можно увидеть действительно новые возможности, которые без мысленного обо­стрения ситуации не видны.

Так, в 1989-1991 годах автор разбора данной задачи выполнил работу, посвященную подвижным играм. Там есть описание игры в прятки, отли­чающееся тем, что правила игры намеренно обострены: мальчик (5 лет) "жмурится" возле стула, а остальные дети прячутся в разных местах боль­шой комнаты. Мальчику предлагается искать детей не отходя от стула. По­мявшись некоторое время, он, в конце концов, начал ходить по комнате, таская стул за собой.

Но вернемся к бизнесу. Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер предложил под задачей (в отличие от ситуации) понимать то, что содержит в себе проти­воречие. Если противоречия нет, то нет и задачи - нужно просто взять и сделать то, что требуется. Он же предложил мысленно обострять проти­воречие для того, чтобы найти возможность его решения.

Собственно, важны не столько решения, сколько общий прием, сто­ящий за разными, на первый взгляд, решениями. Зная этот прием, мы из­бегаем гадания, ненужных аналогий, а также метода проб и горестных оши­бок. Около десятка решений задачи о кальмарах получены использовани­ем всего двух приемов. Объективно они иногда позволяют, независимо друг от друга, выходить на одни и те же решения.

В Теории Решения Изобретательских Задач известно более 40 при­емов[42]. Почти все они сведены в таблицы и алгоритмы. Зная приемы, а так­же - в каких случаях применяется каждый из них, можно сразу находить множество эффективных решений.

Наши рекомендации