Государственная программа развития здравоохранения
В соответствии с Концепцией-2020 реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:
1) конкретизация и обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме и планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
2) модернизация системы ОМС и развитие системы ДМС на основе перехода к страховым взносам, одноканальному финансированию системы ОМС и формированию конкурентной модели ОМС с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации;
3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи на основе обеспечения доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах, развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц;
4) улучшение лекарственного обеспечения граждан за счет повышения доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;
5) информатизация системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях и создание медицинского информационного и образовательного ресурса;
6) развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду на основе формирования целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;
7) совершенствование системы охраны здоровья населения, включая профилактику заболеваний, пропаганду и формирование здорового образа жизни, и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
8) реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» (2009–2012 гг.) по основным направлениям (выполнена).
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Улучшение показателей здоровья и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
В Программе развития здравоохранения отмечается, что к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 1990-х гг. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.
К 2012 г. продолжительность жизни увеличилась до 70,3 года. Но, продолжительность жизни в России остается низкой – на 6,5 года меньше, чем в «новых» странах Евросоюза (вошедшие после мая 2004 г.), и на 12,5 года меньше, чем в «старых» наиболее развитых странах Евросоюза. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет около 12 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе Россия опережает другие экономически развитые страны более чем в 2 раза.
В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится более 56% всех случаев смерти, новообразования (15% и более) и внешние причины смерти – около 10%. Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5-2,0 раза.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
– низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
– высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное и несбалансированное питание и ожирение);
– высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
– недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;
– несвоевременное обращение за медицинской помощью;
– низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
– несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
– низкое развитие замещающих стационарное лечение технологий;
– дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;
– недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;
– отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
– отсутствие унификации в оснащении медицинских организаций;
– нерациональная этапность и маршрутизация оказания медицинской помощи.
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.
Основная целевая установкаПрограммы развития здравоохранения - создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 г., помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Поэтому структура Программы развития здравоохранения охватывает как направления, связанные с обеспечением «догоняющего» развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие эволюцию отечественной системы охраны здоровья в соответствии с тенденциями, определяющими будущее в развитых странах.
В связи с этим основные задачи Программы развития здравоохранения выстраиваются в направлении перехода от системы диагностики и лечения к охране здоровья.
В современных условиях понятие «система здравоохранения» все дальше уходит от рамок, задаваемых понятием «система диагностики и лечения». В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.
Указанная смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьезных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением, пересмотра соответствующих нормативов, набора показателей здоровья нации. На практике такая переориентация спроса выражается, в том числе, в переходе как к популяционным и групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине.
Персонализированную медицину определяют как быстро развивающуюся область здравоохранения, основанную на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Решение задач в области охраны здоровья населения, по многочисленным экспертным оценкам, только на 20% определяется усилиями непосредственно в сфере системы здравоохранения. Масштаб целей, поставленных Программой развития здравоохранения в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ, широким кругом коммерческих организаций всех форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.
Стратегической цельюПрограммы развития здравоохранения определено формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Достижение стратегической цели Программы к 2020 г. будет характеризоваться достижением следующих целевых индикаторов:
– снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения и увеличение продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;
– снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
– снижение материнской смертности до 15,5 случая на 100 тыс. населения;
– снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
– снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,0 случаев на 100 тыс. населения;
– снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,0 случая на 100 тыс. населения;
– снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случаев на 100 тыс. населения;
– снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10 л на душу населения в год;
– снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков – до 15%;
– снижение заболеваемости туберкулезом до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;
– повышение обеспеченности врачами до 44,8 на 10 тыс. населения;
– обеспечение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3.
Глобальная задача превращения России в лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктует новые требования к системе здравоохранения. Для решения этой глобальной задачи в Программе поставлены следующие задачи развития здравоохранения.
1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее рискованную.
3. Реформирование системы первичной медико-санитарной помощи населению, предусматривающее:
– изменение системы оказания помощи сельскому населению;
– модернизацию существующих медицинских организаций и их подразделений;
– выстраивание потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации;
– развитие новых форм оказания медицинской помощи – стационар замещающих и выездных методов работы;
– развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;
– совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Выстраивание современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.
4. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
5. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.
6. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
7. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
8. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
9. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
10. Повышение роли России в глобальном здравоохранении.
11. Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.
12. Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения.
13. Обеспечение системности организации охраны здоровья.
Для решения поставленных задач в Программе развития здравоохранения выделено 11 подпрограмм с отдельными сроками исполнения, ключевыми показателями и бюджетами.