Во время религиозного бдения
Современная психиатрия надежно установила, что большая часть феноменов, проявляющихся во время так называемых религиозных бдений, скорее психического, чем духовного характера, причем аномально психического. Ведущие специалисты признают, что возбуждение, которое охватывает присутствующих в ответ на призывы религиозного лидера, должно быть скорее отнесено к гипнотическому внушению, чем к истинно религиозному чувству. Те, кто внимательно изучал данную тему, полагают, что такое возбуждение не усиливает разум, а ослабляет его, погружая в аномальное психическое и эмоциональное возбуждение. Те, кто близко знаком с рассматриваемым феноменом, относят религиозные бдения к тому же классу явлений, что и гипнотические сеансы как типичные примеры психологического отравления и истерического возбуждения.
Дэвид Старр Джордан, отставной канцлер Стэнфордско-го университета Лиланда, пишет: «Виски, кокаин и алкоголь вызывают временное безумие, религиозные бдения — тоже». Знаменитый психолог из Гарвардского университета покойный профессор Уильям Джеймс говорит: «Религиозные бдения для общества опасней пьянства».
Излишне разъяснять, что термин «религиозное бдение» используется в узком смысле и не относится к более древним и уважаемым религиозным обрядам — иногда их называют так же, — которые глубоко уважались пуританами, лютеранами и другими в прошлом. Вот как описывается религиозное бдение в справочнике.
«Бдения происходят во всех религиях. Когда оно происходит, очень большое количество людей, до этого не уделявших внимания духовным соображениям или равнодушных к ним, — одновременно или в стремительной последовательности начинают осознавать их важность, изменяются духовно и морально и начинают с жаром обращать других в свою веру. Бдения мусульман принимают форму возвращения к строгим доктринам Корана и к желанию пропагандировать их мечом. В таком случае христианское меньшинство находится в опасности и может быть физически уничтожено. Излияния Святого Духа вызывали в ранние годы существования церкви бдения, приводившие к многочисленным обращениям. Бдения, хотя их и не называли так, происходили от апостольских времен до Реформации, но нередко их участники подвергались жестокому обращению, уходили из церкви, образуя свои секты; особенно это относится к основателям монашеских орденов, где бдения сохранялись, а ордена действовали как особая церковь. Духовный импульс, приведший к Реформации, и противоположно направленный импульс, породивший Орден Иисуса (иезуитов) были той же природы, что и бдения. Однако термин «бдения» в основном связывается с неожиданным усилением духовной деятельности протестантской церкви. Движение братьев Уэсли и Уай-тфилда в Соединенных Штатах и Англии с 1738 года представляло собой разновидность бдений. С того времени бдения происходили в различной форме. На них применяются следующие методы: длительные молитвы святому Духу, постоянные, вечер за вечером, собрания, часто занимающие и ночь, постоянные обращения и последующие встречи с теми, на кого обращения производят впечатление. Иногда возбудимые люди на таких собраниях испускают пронзительные крики или даже теряют сознание.
Эти болезненные проявления в настоящее время считаются вредными, и потому сами бдения становятся редкими».
Чтобы понять принцип действия мысленного внушения во время религиозных бдений, нужно разобраться в том, что называют психологией толпы. Психологи уверены в том, что психология толпы в целом существенно отличается от психологии индивидов, составляющих эту толпу. Может быть толпа, состоящая из индивидов, и толпа, в которой эмоциональная природа составляющих единиц сливается в одно целое. Переход от толпы первого типа к толпе второго типа происходит под влиянием искреннего внимания, глубоко эмоционального переживания или общего интереса. Когда происходит такая перемена, толпа превращается в единое целое, интеллект и эмоциональный контроль которого находится на уровне слабейших членов. Этот факт, который обычному читателю может показаться поразительным, тем не менее хорошо известен и признается ведущими современными психологами; на эту тему написано много интересных статей и книг. Главная особенность этого единого организма-толпы — повышенная внушаемость, податливость на эмоции, живое воображение и действия по принципу имитации — все эти черты характеризуют психологию примитивного человека. Иными словами, толпа проявляет атавизм, или возврат к ранним особенностям вида.
Дайалл в своей «Психологии единого сознания аудитории» предполагает, что сознание людей, слушающих опытного оратора, претерпевает своеобразный процесс, именуемый «слиянием»: слушатели, утрачивая на время индивидуальные черты, до определенного предела превращаются в единого индивида, с характеристиками порывистого юноши двадцати лет, поглощенного высокими идеями, но испытывающего недостаток рассудительности и силы воли. Тард, французский психолог, придерживается тех же взглядов.
Профессор Джозеф Джастроу в своей книге «Факты и вымыслы в психологии» пишет: «В возникновении такого состояния сознания ведущую роль играет неназванный фактор — фактор мысленного заражения. Ошибка расцветает в толпе. В общем сочувствии каждый находит дом... Никакое заражение не может быть таким коварным в истоке, таким трудно определимым заранее, обязательно оставляющим свои семена, которые в любой момент проявят свое коварство, как мысленное заражение — зараза страха, паники, фанатизма, беззакония, суеверия или ошибки... Короче, ко многим факторам, способствующим обману, мы должны добавить снижение критических способностей, наблюдательности, рациональности, поражающее толпу. Фокуснику легче действовать перед большой аудиторией, потому что, помимо других причин, ему легче вызвать восхищение и сочувствие, легче заставить людей забыться и впасть в некритическое состояние страны чудес. Кажется, что способность к критическому восприятию у толпы, как у цепи, зависит от самого слабого звена».
Профессор Ле Бон в книге «Толпа» пишет: «Чувства и идеи всех собравшихся принимают одно и то же направление, сознание личности исчезает. Образуется коллективное сознание, конечно, временное, но обладающее отчетливыми характеристиками. Собрание превращается в то, что я, за неимением лучшего термина, назову организованной толпой, или, если предпочтительней, психологической толпой. Образующееся единое существо подчиняется законам психологии толпы... Наиболее поразительные черты этой психологии следующие. Как бы ни отличались друг от друга члены толпы, какими бы разными ни были их образ жизни, занятия, характер, уровень интеллекта, то, что они трансформировались в единую толпу, дает им нечто вроде коллективного сознания, которое, в свою очередь, позволяет им чувствовать, действовать и думать совсем не так, как думает, чувствует и действует каждый индивид отдельно. Существуют определенные идеи и чувства, которые возникают и трансформируются в действия только в том случае, если индивиды создают толпу... В толпе аккумулируется глупость, а не природный ум. В коллективном сознании интеллект отдельных индивидов, а следовательно, и их индивидуальность, ослабевает... Тщательные наблюдения подтверждают, что индивид, на какое-то время погруженный в толпу, скоро впадает в особое состояние, которое напоминает гипноз... Сознательная личность исчезает, воля и критические способности утрачиваются. Все чувства и мысли определяются указаниями гипнотизера... Под влиянием внушения человек способен на действия с непреодолимой стремительностью. Эта стремительность особенно непреодолима именно в толпе, взаимодействие ее усиливает. Больше того, самим фактом участия в организованной толпе человек спускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации. Изолированный, он может быть культурным индивидом; в толпе он варвар, то есть существо, действующее инстинктивно. Он действует спонтанно, свирепо, яростно и одновременно с энтузиазмом и героизмом примитивного существа, которое он напоминает также тенденцией совершать действия, противоположные своим очевидным интересам и привычкам. Индивид в толпе — это песчинка в море песка, и ветер движет ею по своей воле».
Профессор Дейвенпорт в книге «Примитивные черты религиозных бдений» пишет: «Разум толпы странно напоминает ум примитивного человека. Большинство людей в толпе могут быть по эмоциям, мыслям, характеру далеки от примитивного состояния, тем не менее результат всегда один и тот же. Стимуляция немедленно вызывает действие. Доводы разума не действуют. Холодный рациональный оратор проигрывает выступающему, который использует эмоции. Толпа мыслит образами, и обращенная к ней речь должна принять такую форму. Образы реально ничем не связаны и сменяют друг друга, как слайды в проекционном фонаре. Отсюда, разумеется, следует, что первостепенное значение имеет апелляция к воображению... Толпа едина и руководствуется не разумом, а эмоциями. Эмоции — более естественная связь, потому что эмоционально люди различаются значительно меньше, чем интеллектуально. Справедливо также, что в тысячной толпе общее количество эмоций намного превосходит сумму, которую можно получить, сложив эмоции составляющих толпу индивидов. Причина в том, что внимание толпы всегда — обстоятельствами или лидером — направлено к неким общим идеям, как, например, к «спасению» во время религиозных бдений... и эмоции каждого индивидуума определяются не только идеей или паролем, но и тем, что он сознает: все в толпе взволнованы этой идеей или паролем, и это усиливает его эмоции. Соответственно в огромной степени усиливается объем эмоций толпы. Как и в случае с умом примитивного человека, воображение разрушило плотину, сдерживавшую эмоции, и они превращаются в дикий энтузиазм или дьявольскую ярость».
Исследователь внушения понимает, что люди, собравшиеся на бдение, не только подвержены воздействию эффекта «единого сознания», возникающего по законам психологии толпы, и потому их способность к сопротивлению ослабляется, но они находятся под влиянием еще двух очень сильных форм мысленного внушения. Добавляется мощное юз-действие лидера, очень сходное с внушением гипнотизера, а также внушение имитиации, связанное с воздействием всей толпы на индивида.
Как замечает в своих психологических исследованиях Дер-кхейм, средний индивид «запуган массой» — окружающей его толпой — и испытывает своеобразное психологическое воздействие, исходящее просто от большого количества людей. Внушаемый человек не только попадает под влияние проповедника и возгласов его слушателей; он попадает также под непосредственное влияние окружающих, тех, кто рядом с ним испытывает эмоции и проявляет их внешне. Действует не только голос пастуха, но и звук колокольчика вожака и имитативная тенденция стада, которая заставляет овцу прыгать, потому что прыгнула предыдущая овца (и так далее, пока не прыгнет самая последняя); нужна лишь сила примера вожака, чтобы привести в движение все стадо. Это не преувеличение — человек в минуты паники, страха или любой другой сильной эмоции проявляет имитативную тенденцию овцы, тенденцию стада скота или табуна лошадей «понести», следуя примеру вожака.
Для того, кто хорошо знаком с работой лабораторий психологии, ясна очень большая аналогия между феноменами религиозного бдения и гипнотического сеанса В обоих случаях внимание и интерес привлечены необычной процедурой; элементы тайны и благоговения внушаются словами и действиями, рассчитанными на пробуждение некритического восприятия; чувства притупляются монотонной речью, произносимой, однако, выразительным и повелительным тоном; и наконец, внушение произносится безапелляционным, внушающим голосом, знакомым всем посетителям гипнотических сеансов. Субъект в обоих случаях подготовлен к финальному внушению или приказу предыдущими, менее значительными внушениями и приказами, типа «Встань» или «Смотри сюда» и т. д. — в случае гипноза — и «Все, кто так думает, встаньте» и «Все, кто хочет стать лучше, встаньте» и т. д. — в случае религиозного проповедника. Внушаемые субъекты уже на ранних стадиях привыкают к подчинению. И наконец финальный приказ «Вставайте — немедленно — сюда — немедленно — идите, я говорю, идите, идите, ИДИТЕ!» и т. д.; все вскакивают, бросаются вперед. Все это почти совершенно одинаково как в гипнотическом эксперименте или сеансе, так и в религиозном бдении. Каждый хороший религиозный лидер способен стать хорошим гипнотизером, и каждый хороший гипнотизер может стать хорошим религиозным проповедником, если это его заинтересует.
Во время бдения проповедник, делающий внушение, обладает преимуществом: он может сломить сопротивление слушателей, обратившись к их чувствам и эмоциям. Рассказы о матери, доме и небе; песни типа «Скажите маме, что я буду с ней»; обращение к самым интимным и священным ассоциациям из прошлого — все это вызывает у слушателя состояние эмоциональной восприимчивости и делает особенно податливым к внушениям. Дети и истерические женщины особенно податливы на такое внушение. Чувства их возбуждены, на волю действуют молитвы, песни и личные обращения проповедника и окружающих.
В этот момент возрождаются самые святые воспоминания, на мгновение восстанавливается прежнее состояние ума. «Где же сегодня мой мальчик» вызывает слезы у тех, для кого священны воспоминания о матери, и слова о том, что мать находится на благословенном небе, а ребенок отрезан от нее, если не принял веру, способны многих побудить к действиям. Во время бдения используется и элемент страха — конечно, не в таких размерах, как раньше, но все же значительно и более тонко. Аудитории внушается страх перед внезапной смертью в необращенном состоянии, и проповедник спрашивает: «Почему это не может случиться сейчас — сегодня вечером?» И его слова сопровождаются гимном: «Чего же ты ждешь, дорогой брат?» Как говорит Дейвенпорт:
«Хорошо известно, что использование символических образов сильно действует на эмоции аудитории. Словарь проповедников изобилует такими образами: крест, корона, ангельская лента, ад, небо. Яркое воображение, сильные чувства и вера — состояния разума, благоприятные для внушения и импульсивных действий. Известно также, что влияние толпы очень сильно и принудительно сказывается на индивидуальном грешнике. Обращение на таких бдениях начинается с легкого социального давления и иногда не выходит за его пределы. Проповедник в молитвах и проповеди обличает и запрещает все новые мысли и идеи. Все это повышает восприимчивость к внушению. И если внушение проводит человек с таким высоким гипнотическим потенциалом, каким обладали братья Уэсли, отдельные члены толпы впадают в состояние, напоминающее истерию. И даже если этот пункт не достигнут, все равно слушатели оказываются очень податливы к внушениям».
Те, кто поддается внушению, подвергаются дальнейшей обработке проповедником или его помощниками. Таких людей призывают отказаться от собственной воли и «предоставить все Господу». Им говорят: «Отдайтесь Господу сейчас, немедленно, в эту минуту»; или «Поверь сейчас — и ты спасен»; или «Разве ты не отдашь себя Иисусу?» и т. д. С ними и о них молятся, им на плечи кладутся руки; все эти эмоциональные внушения заставляют грешников «сдаться».
Старбак в «Психологии религии» приводит рассказы тех, кто был обращен на подобных бдениях. Один их таких людей пишет:
«Моя воля казалась в полном подчинении других, особенно проповедника М. Никакого интеллектуального элемента не осталось. Чистое чувство. За ним последовал период экстаза. Я хотел делать добро и призывал к тому же остальных. Но состояние моральной экзальтации продолжалось недолго. За ним последовало возвращение к ортодоксальной религии».
Вот что говорит Дейвенпорт в ответ на возражение, что прежние методы обращения во время бдений ушли вместе с грубой теологией прошлого:
«Я особенно это подчеркиваю, потому что хотя использование иррационального страха в бдениях в основном прекратилось, не прекратилось использование элементов гипноза. Напротив, оно только усилилось, потому что не стало воздействия ужаса. И, конечно, это вовсе не «духовная» сила в высоком и ясном смысле, скорее она жуткая, аномальная и тайная. Сам метод должен быть тщательно очищен, прежде чем приобретет какую-нибудь духовную ценность. Он примитивен и относится к миру животных, к первобытным средствам. В такой грубой форме его используют кошки, когда охотятся на беспомощных птиц, или индейские шаманы во время своих магических танцев. Использование такого метода по отношению к маленьким детям — что нередко случается — в высшей степени опасно из-за их сильной внушаемости. Не вижу, каким образом судороги и внушение в самых грубых формах могут быть полезны даже закоснелым грешникам, а относительно большинства людей это самое настоящее злоупотребление. Мы стараемся не допустить знахарства в акушерстве. Вообще тех, кто способствует деликатному процессу рождения нового существа, следует специально готовить и настраивать против психологического знахарства».
Те, кто одобряет методы, используемые во время бдений, признают, что умственное внушение играет в них большую роль, но считают, что оно может быть использовано как в дурных целях, так и в хороших — для блага людей или наоборот. Признавая это, такие добрые люди считают внушение во время бдений «законным методом нападения на крепость дьявола». Но если тщательно рассмотреть все последствия, аргумент оказывается несостоятельным. Прежде всего эмоциональное, невротическое, истерическое состояние, испытываемое во время бдений, отождествляется с духовным подъемом и моральным возрождением, сопровождающими истинные религиозные чувства. Подделка приравнивается к подлинному — злые лучи психически больной луны с оживляющими лучами духовного солнца. Гипнотическое состояние приравнивается к истинной духовности. Для тех, кто знаком с этими двумя классами состояний, между ними огромная разница.
Чтобы показать, откуда дует ветер современной религиозной мысли, предлагаем отрывок из книги преподобного доктора Джорджа А. Гордона, отставного пастора «Новой церкви старого Юга» в Бостоне. Книга называется «Религия и чудеса».
«Для этой цели профессиональные проповедники, с их организацией, штатом репортеров, которые делают их фигуры отвечающими надеждам добрых людей, с их системой рекламирования, с подавлением всех критических замечаний, с призывом к эмоциям и способам, которые не имеют ничего общего с божественной благодатью и не могут вести к праведности, — совершенно непригодны. Мир ждет проницательности, страстности, простоты и строгой правдивости иудейских пророков; он ждет широты и моральной энергии христианских апостолов, ждет учителей, которые, подобно Христу, обладают мощным умом и сильным характером».
Хотя во многих случаях люди, привлеченные эмоциональным возбуждением бдения, ведут впоследствии достойную религиозную жизнь в соотвествии с высокими духовными принципами, не меньше примеров того, что бдения оказывают лишь временное воздействие, и когда возбуждение проходит, в людях развивается равнодушие и даже вражда к истинным религиозным чувствам. Реакция часто равна первоначальному воздействию. Последствия таких «регрес-сов» хорошо известны всем церквям, практикующим бдения. В других случаях простое пробуждение внушаемости и эмоциональной возбудимости приводит к повторным «обращениям» на каждом бдении и последующему «регрессу» после того, как воздействие встречи ослабевает.
Больше того, психологам хорошо известно, что те, кто особенно легко поддается эмоциональному возбуждению во время бдений, впоследствии оказываются подвержены влиянию различных «измов» и ложных религий. Люди, кото рые устремляются к многочисленньш псевдорелигиозным авантюристам и мошенникам современности, оказываются теми же самыми, которые еще совсем недавно были самыми ревностными и возбудимыми участниками бдений. Ряды «мессий» и «пророков рассвета», которые за последние пятьдесят лет в больших количествах появились в нашей стране и в Англии, пополняются почти исключительно за счет тех, кто раньше проявлял рвение в бдениях ортодоксальных церквей. Особенно вредна такая форма психологического отравления для детей и женщин. Нужно помнить, что в период взросления психологическая природа человека испытывает значительные нагрузки и существенно меняется. В этот период развиваются эмоции, сексуальные и религиозные чувства. В этот период психологическая «оргия» бдения или гипнотического сеанса особенно опасна. В это время сильная эмоциональная нагрузка в сочетании с таинственностью, страхом и благоговением часто вызывают болезненные и аномальные состояния, которые могут сохраниться на всю жизнь. Как говорит Дейвенпорт: «Это не подходящее время для шока страха или агонии раскаяния. Единственный результат такого неверно направленного религиозного рвения — появление тенденций, особенно у женщин, к болезненности и истеричности, тьме и сомнениям».
Существует тесная связь между аномальным религиозным возбуждением и сексуальным возбуждением; такие факты хорошо известны психологам, но здесь о них говорить неуместно. Впрочем в качестве намека подходят слова Дейвенпорта: «В период достижения половой зрелости в организме происходят процессы, которые приводят в действие параллельно сексуальное и духовное. Конечно, доказательств того, что второе вызывает первое, нет. Однако кажется верным, что эти два вида переживаний так тесно связаны, что в том пункте, где они начинают расходиться, сильное возбуждение одного вида воздействует на другое. Изучение этой связи позволило бы объяснить многие факты, которые в религиозных бдениях, городских собраниях и прочих массовых собраниях людей ставили в тупик исследователей. Явное воздействие дьявола, которое так тревожило наших предков, сейчас объясняется результатом действия естественных психологических и физиологических законов. Понять эти законы — значит иметь под рукой лекарство».
Но что говорят о судьбе бдений в будущем, об истинных или новых бдениях? Послушаем профессора Дейвенпорта, он специалист в этом вопросе:
«Я считаю, что религиозные бдения как инструмент подавления воли и разума индивидов будут использоваться все реже. Воздействие публичных религиозных собраний станет менее прямым и более незаметным. Будет признано, что гипноз и выбор под принуждением ослабляют душу, и больше не будет таких частых попыток заставить принять решение под действием возбуждения, подражания и внушения... Возможно, обращенных станет меньше. А может, и больше. Их количество будет определяться не гипнотическими способностями проповедника, а способностью христиан к бескорыстной дружбе. Можно быть уверенным в одном: дни религиозного ничем не сдерживаемого возбуждения уходят в прошлое. Впереди видны дни разумного, недемонстративного и жертвенного благочестия. Быть справедливым, любить милосердие, идти с Богом — таковы главные тесты божественного в человеке... Религиозный опыт переживает эволюцию. Мы переходим от примитивного и рудиментарного к рациональному и духовному. И, поверьте апостолу Павлу, зрелый плод духа не в подавлении сознания и не в принуждении, а в разумной любви, радости, мире, доброте, верности, скромности — в самоконтроле».
Закон концентрации — один из важнейших принципов, который должен быть понят и разумно использован всеми, кто хочет испытать правила, описанные в курсе «Закон успеха».
Теперь вы готовы к изучению закона сотрудничества, или кооперации, который позволит вам сделать еще один шаг в овладении основами философии успеха.
Урок тринадцатый
КООПЕРАЦИЯ
Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!
Сущестуют две формы кооперации, к которым в этом уроке привлекается ваше внимание.
Первая. Кооперация между людьми, которые объединяются для достижения определенной цели согласно принципу, известному как сверхразум.
Вторая. Кооперация между сознанием и подсознанием, которая, согласно обоснованной гипотезе, позволяет человеку установить связь с бесконечным разумом.
Тем, кто не размышлял серьезно на эту тему, изложенная выше гипотеза может показаться недостоверной; но проследите за доказательствами ее разумности, познакомьтесь с фактами и тогда делайте вывод.
Начнем с краткого описания устройства тела.
«Мы знаем, что все тело пронизано сетью нервов, которые служат линией связи между внутренним духовным Эго, именуемым разумом, и функциями внешних органов.
Эта нервная система двойственна. Одна ее разновидность, называемая симпатической, служит каналом связи для тех видов деятельности, которые совершаются самопроизвольно, без участия воли, как, например, деятельность органов пищеварения, восстановление ежедневного износа тканей и тому подобное.
Вторая система, известная как цереброспинальная, служит каналом связи, благодаря которому мы получаем ощущения от органов чувств и руководим движениями тела. Центром этой системы является мозг, тогда как центр первой системы — совокупность нервных узлов в брюшной полости, известная как солнечное сплетение и иногда именуемая брюшным мозгом. Цереброспинальная система служит проводником для сознательных, волевых действий, а симпатическая система — для тех действий, которые без участия сознания поддерживают жизненно необходимые функции тела.
Таким образом, цереброспинальная система является органом сознания, а симпатическая — органом подсознания.
Но взаимодействие сознания и подсознания требует взаимодействия между соответствующими системами нервов, и самая заметная связь осуществляется так называемым блуждающим нервом. Этот нерв исходит из церебральной части и руководит органами речи; затем он проходит через грудную клетку, разветвляясь к сердцу и легким; и наконец, проходя через диафрагму, утрачивает внешнюю оболочку, которая отличает нервную систему сознательных действий, и становится неотличим от частей симпатической системы, образуя связующее звено между двумя системами и обеспечивая психическое единство человека.
Аналогично различные участки мозга связаны с объективной и субъективной деятельностью сознания; в целом можно считать, что фронтальная, или передняя, часть мозга обслуживает первый вид деятельности, а задняя часть — последний, причем промежуточный участок имеет характеристики обеих частей.
Интуитивные способности находят соответствие в верхней части мозга, размещенной между фронтальной и задней частями и, с точки зрения физиологии, именно здесь происходит возникновение интуитивных идей. Эти идеи, во-первых, более или менее бесформенные и неконкретные, но тем не менее они воспринимаются сознанием; в противном случае мы бы не подозревали об их наличии. Затем природа старается придать этим идеям более определенную и пригодную к использованию форму, поэтому сознание воспринимает их и посылает соответствующую волну колебаний по нервам; эта волна, в свою очередь, передается второй нервной системе и таким образом становится доступной для подсознания. Колебания, исходящие из верхней части мозга, переходят в переднюю часть мозга, а оттуда по системе нервов доходят до солнечного сплетения; затем колебания идут в обратном направлении и через симпатическую систему попадают в заднюю часть мозга, и возвращающаяся волна достигает подсознания».
Если мы устраним верхнюю часть мозга, непосредственно под ней обнаружится пояс блестящей мозговой субстанции. Это точка соединения субъективного и объективного, и когда волна возвращается из солнечного сплетения, она попадает в сознание в новой форме, которую приобрела при помощи неслышной алхимии подсознания. И концепция, которая вначале была смутной и неопределенной, приобретает четкую, рабочую форму; сознание, действуя через фронтальные доли мозга — область сравнения и анализа, — начинает работать над ясно очерченной идеей и использует весь заложенный в нее потенциал. (Из «Эдинбургской лекции науки о мозге» Т. Троварда).
Термин «субъективное», «субъективный мозг» означает то же, что подсознание, а термин «объективное», «объективный мозг» — то же, что сознание.
Пожалуйста, обратите внимание на это различие в терминах.
Изучая двойственную систему, с помощью которой организм распределяет нервную энергию, мы находим точку, в которой эти две системы соединяются, и узнаем, каким именно образом мысль передается от сознания к подсознанию.
Кооперация двух частей нервной системы — наиболее важный вид кооперации, известный человеку; именно с помощью такой системы действует эволюция, развивая точность мысли, как описано в одиннадцатом уроке.
Когда вы с помощью самовнушения закладываете в свое подсознание какую-либо идею, вы делаете это через двойную нервную систему; и когда подсознание разработает план достижения вашей определенной цели, этот план попадет в сознание с помощью той же самой двойной нервной системы.
Таким образом, кооперативная система нервов буквально образует прямую линию связи между вашим обычным сознанием и бесконечным разумом.
Зная по собственному опыту начинающего изучать этот предмет, как трудно воспринять описанные гипотезы, я проиллюстрирую их разумность самым простым образом, чтобы одновременно вы могли понять их и продемонстрировать для себя.
Вечером, ложась спать, передайте своему сознанию ваше желание встать в определенное время, допустим, в четыре часа утра, и если вы сопровождаете это желание решимостью встать в этот час, подсознание зарегистрирует это впечатление и разбудит вас точно в указанное время.
Теперь самое время задать вопрос:
«Если я могу передать подсознанию свое желание встать в определенное время и оно меня в это время разбудит, почему бы мне не выработать привычку передавать подсознанию и другие свои желания, гораздо более важные?»
Если вы зададите себе этот вопрос и будете настаивать на ответе, вы совсем рядом с тропой, ведущей к тайной двери к знаниям, описанной в одиннадцатом уроке. А может, уже вступили на эту тропу.
Практически в каждом уроке курса затрагивается тема кооперации. Это неизбежно, поскольку задача курса — помочь развить силу и влияние, а сила и влияние развиваются только через организованные усилия.
Мы живем в век объединенных усилий. Почти все преуспевающие деловые предприятия используют кооперацию в той или иной форме. Это справедливо по отношению к промышленности и финансам и к любой профессиональной сфере.
Врачи и юристы для взаимопомощи и взаимозащиты образовали свои союзы в виде юридических и медицинских ассоциаций.
Свои локальные и национальные ассоциации взаимопомощи и поддержки есть у банкиров.
С той же целью создана ассоциация розничных торговцев.
У рабочих есть свои профсоюзы; у тех, кто вкладывает капитал, и у тех, кто управляет рабочими, тоже есть свои союзы, действующие под разными названиями.
Свои кооперативные союзы есть у государств, хотя государства как будто не умеют еще развивать полную кооперацию.
Человеку постепенно становится ясно, что те, кто наиболее эффективно использует принцип кооперации, живут дольше и что этот принцип применяется повсюду — от низших форм жизни до высочайших образцов человеческого поведения.
Кооперация — основа успешного лидерства. Наиболее ценное достояние Форда — основанное им и хорошо организованное объединение. Эта организация не только позволяет ему сбывать все производимые автомобили, но и предоставляет финансовые возможности в любых возникающих неожиданностях. Он продемонстрировал такую возможность, по крайней мере, в одном случае.
Благодаря пониманию ценности принципа кооперации Форд сумел уйти от обычной зависимости от финансовых институтов и в то же время приобрел такую коммерческую силу, какую, вероятно, не может использовать полностью.
Система Федерального резервного банка — еще один пример кооперативных усилий, практически предотвращающих возможность возникновения денежной паники в Соединенных Штатах.
Система магазинов, покрывающих всю страну, тоже демонстрирует коммерческую кооперацию, которая облегчает и распределение, и приобретение товаров.
Современный большой магазин, который эквивалентен нескольким магазинам, действующим под одной крышей, с общим управлением и с едиными накладными расходами, — еще одна иллюстрация кооперативных усилий в сфере коммерции.
Как вы уже узнали, сила — это организованные усилия. Процесс организации усилий включает три важнейших фактора: концентрацию, кооперацию и координацию.