Пункт 7. Почему нельзя приписывать фитну шейху Яхье аль-Хаджури?
После того, как ты узнал, что все шейхи Йемена признали, что фитну начал Адени, и именно он несет ответственность за ее последствия, а также согласился с этим и сам Адени, у тебя может возникнуть предположение: "Фитна не перешла бы в столь серьезные масштабы, если бы шейх Яхья промолчал и не стал бы вмешиваться. Значит, шейх Яхья является непосредственной причиной если не зарождения, то разжигания фитны и увеличения ее масштабов".
Ответ: Разъяснение подобного сомнения частично было затронуто мною в работе о "Маулиде". Суть ответа заключается в нескольких пунктах:
1. Как тебе известно, брат мой, одной из всеобщих основ нашей религии является обязанность порицания порицаемого, причем порицать его необходимо не откладывая, по единогласному мнению ученых Ислама.
2. Исходя из этого, шейх Яхья, а также и другие шейхи выполнили свою обязанность и разъяснили мусульманам о том вреде, который на них надвигается.
Теперь вопрос: Как должна была поступить порицаемая сторона? Она должна была перестать совершать дурное и вернуться к Истине, а не углубляться в ложное еще глубже. Если же эта сторона все-таки не отказывается от совершения дурного, а, наоборот, увеличивает его совершение, то именно эта сторона несет ответственность за продолжающуюся смуту.
Для большей ясности приведем пример: жили себе курайшиты спокойно, совершали себе свое многобожие, как вдруг пришел к ним посланник Аллаха , запретил им многобожие и приказал единобожие. При этом курайшиты отказались отойти от ложного, более того, еще сильнее ухватились за него и начали активнее к нему призывать. После этого произошло разделение людей, произошла вражда, ненависть, войны, смерти, горе людей, распады браков и т.п. Вот теперь ответь мне, брат мой: все это является злом или добром? Ответ: все это зло. Вопрос: А кто в этом зле и горе виноват? Здесь возможны два ответа:
1. Во всем виноват посланник Аллаха , так как если бы он спокойно жил и никого не трогал, не было бы всего этого горя.
2. Посланник Аллаха ни в чем не виноват, так как он выполнил то, что выполнить был обязан, а виноваты во всем курайшиты, так как после того, как пророк запретил им порицаемое и приказал одобряемое, они отказались от этого и еще глубже вцепились в свое заблуждение, начав распространять его везде, где только можно.
Правильным ответом является ответ второй, и посланник Аллаха не несет абсолютно никакой вины за те войны, горе, смерти, распады семей и т.д., которые произошли по причине отказа курайшитов отойти от дурного.
То же самое здесь. Те шейхи, которые разъяснили суть фитны, предупредили людей об опасности, порицали дурное, а затем и предостерегали от Адени и всех, кто поддерживает его в этой смуте, не несут никакой ответственности за разделение братьев в "Йемене, Европе, Ливии, Марокко, Индонезии".
А иначе у нас получится абсурд. Ведь получится так, что вину взял на себя тот, кто выполнил свою шариатскую обязанность (уажиб), а тот, кто совершил грех, ни в чем не виноват!!!
Сказал имам аль-Му'аллими: "Аяты Корана побуждают нас к установлению религии, к упрочению на ней, к тому, чтобы крепко схватиться за нее, к следованию по прямому пути. Поэтому тот, кто крепко идет по прямому пути, не несет вины за то дурное, которое может возникнуть по пути!! И не его действия становятся причиной разделения и разногласия. Но вину за все эти явления несет тот, кто отклоняется с прямого пути!!! Это потому что выход с этого пути запрещен ему, а следовать по нему он обязан!" ("аль-Каид 'аля тасхих аль-'акаид" с. 242).
Также сказал имам Абу Исхак аш-Шатыби: "Победоносная община, которой являются "приверженцы Сунны", находится под приказом враждовать с приверженцами нововведений, разгонять их, и наказывать того, кто склоняется на их сторону. Обладатели знания предостерегали от того, чтобы сидеть с ними и сопровождать их. Но как же быть с тем, что это наверняка приведет к вражде и ненависти?! Но, мы скажем, что вину за это понесут те, кто откололся от единой общины!! Это за то, что именно они пошли не путем верующих. И на нас не будет лежать вины за наше проявление вражды. Как же вина будет на нас, если мы выполняем свою обязанность, враждуя с ними, а им приказано вернуться в единую общину и приказано с нами дружить?!". ("аль-И'тисам" 1/120).
Исходя из этого, ты понял, что приписывание фитны шейху Яхье и его ученикам является несправедливостью.
Если же ты скажешь, что шариатская обязанность порицания этой смуты не так явна, ведь есть еще понятие взвешивания пользы и вреда, и, возможно, что молчание привело бы к дурнм последствиям, но не такого масштаба. То ответом тебе на это будет то, что масштабы надвигающейся смуты были огромны, на что указывают многие факторы: сотни людей оставивших требования знания, волнения и вражда, а также слова, которые я приводил тебе ранее:
Слова Абу аль-Хаттаба Тарика аль-Либий: "'Абдуррахман Адени откроет в Адене большой марказ. Этот марказ будет хорошо поддерживаться финансово и будет иметь большие возможности. Он будет называться "Мадинат уль-'ильм" (город знания). И в нем, с соизволения Аллаха, решатся проблемы иностранцев. И после этого в Даммадже не останется никого".
Также слова Уаддаха аль-Адени: "Все сильные шейхи, которых ты знаешь в Даммадже, скоро уедут в новый марказ в Адене и никого из них здесь не останется".
Это говорит о том, что еще задолго до проявления смуты планы ее зачинателей были серьезные, а не ограничивались лишь небольшими проблемами и беспорядками.
Взято с работы: Историческая хроника призыва саляфии
в Йемене а также: КАКИМ Я НАШЕЛ ДАММАДЖ
Подготовил Руслан Абу Ибрахим Татарстани
[1] Само по себе в этом нет никакой проблемы, я привожу здесь это лишь для того, чтобы перечислить изменения, которые все разом и одновременно вдруг произошли с Адени.
[2] Точнее, что-то подобное делал Салих аль-Бакри, однако не в таких размерах.
[3] О незнании студентов поведал ответственный за распределение уроков в Даммадже – Абу Умама 'Абдуллах аль-Джахдари, который разговаривал с этими студентами об этом.
[4] И на той стадии развития смуты, о которой мы сейчас говорим, и сам шейх Яхья также не выводил Адени из Сунны.
[5] Я перечислю названия некоторых из этих мечетей:
1. Мечеть "имама аль-Албани" в районе "бейт 'ияд" области Ляхж. Ее забрали 2/9/2007. Но затем, когда простой народ узнал, что ее забрали обманным путем, силой изгнали нового имама и вернули старого.
2. Мечеть "аль-Бухари" в деревне "аль-Мухалля" области Ляхж. Ее имама посадили в заключение, посредством правоохранительных органов и лишили права имамства и проповедничества через духовное управление.
3. Земельный участок под мечеть "Ахлю Сунна" в городе "'Итк". Некоторые из последователей Адени, сначала пытались забрать себе бумаги на строительство под предлогом того, что нашли спонсора, когда же это не получилось, пытались забрать документы, под предлогом строительства медресе для женщин. А в итоге выкупили землю прямо перед этим участком и построили на ней свою мечеть, чтобы мечеть "Ахлю Сунна" не могла спокойно вести свой призыв.
4. Мечеть "Ибрахим аль-Халиль" в Ляхже, некоторые из последователей Адени собирали подписи простого народа, чтоб изгнать имама с мечети, но в итоге все закончилось провалом.
5. Мечеть городка "Шабуа", имам этой мечети был вынужден покинуть пост после давления, которое на него оказали.
6. Мечеть "'Умара ибн аль-Хаттаба" в местности "аль-Кидам", ее забрали, задействовав духовенство.
7. Земельный участок под мечеть "аль-Ансар". Его отобрали через духовенство, и вернуть его так и не получилось.
8. Мечеть в деревне "аль-'Айн" также в Шабуа.
9. Мечеть "аль-Хакк" в округе "Басатин" Аденской области. Ее забрали, задействовав местную полицию.
Знай же, брат мой, что прибегание к помощи правоохранительных органов, или к помощи государства против приверженцев Сунны, это старая дорога нововведенцев. Еще имам аш-Шатыби в своей книге "аль-И'тисам" (1/285-287) назвал это одним из признаков нововведенцев. А также шейх уль-ислам Ибн Теймия, как об этом упоминает шейх Салим аль-Хиляли в книге "Муназарат аимату ссаляф" (с. 56-57).
[6] И, действительно, в последнее время часто говорят: "Что касается марказа, шейхов и студентов, то они сунниты, саляфиты, а что касается шейха Яхьи, то он хаддадит" и т.п. фразы. Этим самым добивается цель того, что люди приостанавливаются от поездки в Даммадж для требования знания, говоря: "Как я буду учиться в саляфитском марказе, если шейх его хаддадит?!" или: "Как я буду учиться у шейхов, которые знают, что шейх марказа хаддадит (т.е. мубтади') и не порицают его, а наоборот потакают и умалчивают?!" Так вот, такое деление непозволительно и является неправильным, так как если поразмышлять над ним поглубже, из него вытекает множество дурных выводов. Что касается меня, то я могу засвидетельствовать, что шейх, студенты марказа, а также его преподаватели находятся на единых убеждениях и на одном манхадже. Поэтому либо всех нужно называть саляфитами, либо всех обозвать хаддадитами.
[7] Из их волнений можно привести некоторые факты. Каждый год один из ответственных за процесс призыва в Даммадже Зейд аль-Яфи'и отбирал из студентов Даммаджа более ста человек для того, чтобы распределить их по мечетям области Яфи' в месяц Рамадан. Эти студенты каждый год проводили в этих мечетях уроки, проповеди, вели таравих намазы. Так продолжалось до 1428 года. После этого некоторые из последователей Адени неоднократно звонили Зейду аль-Яфи'и с угрозами о применении насилия, если он возьмется за распределение студентов из Даммаджа по мечетям Яфи'а, а также настраивали простой народ на то, чтобы они не принимали этих студентов в своих мечетях. Итогом стало то, что большое количество студентов вернулись обратно, после того, как их не пустили в более чем десять мечетей.
Также из деяний Адени и его последователей то, что каждый раз, как в какой-либо мечети Йемена объявлялась проповедь кого-либо из студентов или шейхов Даммаджа, они тут же развешивали объявления о том, что в противоположной мечети в это же время пройдет другая проповедь, уже сторонников Адени. Если была объявлена лекция кого-то из больших шейхов Даммаджа, то в противоположной мечети объявляли проповедь самого Адени или его брата 'Абдуллаха.
[8] Здесь я приведу лишь некоторые факты этого.
Для того, чтобы создать впечатление того, что ученые в этой фитне на их стороне, они звонили многим шейхам Саудии с просьбами провести телефонные уроки и проповеди по разным мечетям Йемена. В 1428 году они обращались с этой просьбой к шейху Ахмаду ан-Нажми, к шейху Раби'у аль-Мадхали. В 1429 году звонили с этими просьбами к шейху Гудаяну, шейху Зейду ибн Хади аль-Мадхали, к шейху Сулейману Абу аль-Хейль и 'Абдулла аль-Бухари. Также на сайте так называемого "дар уль-хадис" города Шихр висела информация о том, что они звонили с этими просьбами к шейх Фаузану, шейх Мухаммаду ибн Хади аль-Мадхали, Мухаммаду ибн 'Абдилля аль-Имаму, 'Абдульазизу аль-Бура'и и все они вежливо отказались.
Также передал шейх 'Абдульхаким ар-Рейми, что 'Адиль ибн Мансур поведал ему, что Абу аль-Хаттаб ал-Либий звонил шейху 'Абдулла аль-Бухари, и задавал ему вопросы, содержащие в себе обвинения в адрес шейха Яхьи, но 'Абдулла аль-Бухари отказался отвечать, сославшись на то, что шейх Раби' отказался отвечать на подобные вопросы. Брат 'Адиль Мансур передал об этом непосредственно от шейха 'Абдуллаха аль-Бухари.
Также одним из примеров этого то, что 3-его шаууаля в мечеть "Сунна" в Сане приехал микроавтобус, из которого вышли люди и начали раздавать в мечети листочки, громко говоря: "Лекция шейха Раби'а, лекция шейха Раби'а…". Сказал брат Джабри аль-Малики о том, что он решил посетить эту проповедь, но когда вышел, увидел, что автобус подготовленный для этого, вмещал лишь 15 человек. Когда же они добрались до мечети, где должна была проходить телефонная проповедь шейха Раби'а, оказалось, что проповедь ведет не шейх Раби' а совершенно неизвестный человек. Таким образом, все, кто не поместился в автобус, решили, что шейх Раби' действительно давал проповедь по телефону в мечети последователей Адени.
[9] Также, подтверждением того, что идея выставить шейха чрезмерствующим, хаддадитом, не считающимся ни с кем, идущим по пути Фалиха Харби, идея развести вражду между шейхом Яхьей и другими шейхами и т.п. зародилась еще задолго до проявления смуты, являются многочисленные свидетельства разговоров, которые ходили еще задолго до известных событий. Сказал Салим Мухриз: "Шейх Яхья в своих наставлениях идет не по правильной дороге, но идет по дороге Фалиха аль-Харби". Об этих его словах засвидетельствовали Абу аль-'Аббас Лютфи, Са'ид ибн Саляма, Закария Мардуф. Сказал Хани ибн Брек брату Хани аль-Куэйти: "Мы говорим о Хаджури, подготавливая этим почву для того, чтобы ученые начали говорить о нем". Сказал Санад аль-Джауна: "Шейх Раби' начнет порицать шейха Яхью шестого шаууаля".Эти слова засвидетельствовал Джамаль Гусн. Сказал Абу Бакр Шейба: "Хаджури будет принесен в жертву шестого шаууаля".Об этом засвидетельствовал Салим аль-Ляхжи от Ахмада Шейба от его брата Абу Бакра. Сказал 'Абдулла ибн Мар'и: "Между шейхами будет фитна. Когда она наступит, будьте с учеными Саудии". Эти слова от 'Абдуллаха аль-Мар'и передал Мухаммад аль-Кусейри.
[10] Эти слова 'Абдуллаха аль-Мусалими: "Если человек внимательно посмотрит" – оставляют в голове читателя крепкую мысль: "Значит все, кто защищает Даммадж, просто невнимательно изучили вопрос". Так кто же изучил эту смуту внимательнее, студенты и шейхи Даммаджа, которые пережили эту смуту с начала и до конца и видели ее своими глазами или те, кто находился и находится за пределами Даммаджа?!
[11] Так как же Яхья развел эту смуту если все шейхи, и в том числе Адени, признали то, что ее развел Адени и его друзья?!
[12] После того, как ты почитаешь эту работу дальше, брат мой, ты действительно увидишь много удивительного.
[13] Не так, брат Абу Бакр, истина разъясняется людям. Неужели шестилетнюю фитну и все, что за это время произошло, ты хочешь преподнести вот так вот, в трех строчках?! Зачем эти обобщенные выражения?! Что значит "Хаджури и его ученики"? Знаешь ли ты, что каждый день перед шейхом сидит более пяти тысяч человек, в числе которых множество уважаемых шейхов и крепких требующих знание. Среди которых много тех, кто выучил Коран и многие из сборников хадисов. Среди них много мухаджиров, оставивших свои земли, семьи и имущество. В то время, когда ты приводил слова этого аль-Мусалими, многие из них сидели перед шейхом и перенимали от него знания, затем, действуя по этому знанию, погибли под танковскими и минометными обстрелами, защищая эту землю – землю свободного Таухида и Сунны, и защитили ее и прогнали врага, с соизволения Всевышнего Аллаха. Среди них те, кто потерял своих грудных детей во время блокады, по причине того, что не нашел ничего, чем мог бы их прокормить. И вот так вот просто ты обобщил шейха и его учеников, которые "препираются, защищая свои заблуждения"??! А не боишься ли ты, что я, как один из учеников шейха, приду к тебе в один из дней и буду требовать от тебя перед Всевышним, чтобы ты разъяснил мне мои "заблуждения, за которые я препираюсь"? И что значит: "Не пренебрегая ничем, на своем пути"? а что значит: "Убирая и опорочивая любого"? Если же ты скажешь мне, что многие из студентов Даммаджа возвращаются в Россию и порочат ученых направо и налево, то ведь ты не настолько глуп, чтобы подражать тому, кого считаешь неправым.
[14] Вероятно, автор этих слов забыл о том, что:
1. Фалих аль-Харби считает, что читать и изучать книги Ибн Хаджара аль-'Аскаляни (автор "Фатх уль-Бари"), а также имама ан-Науауи, является запретным, более того, эти книги подлежат сожжению. Что же касается шейха Яхьи, то он каждый день уже более десяти лет после 'асра и магриба читает своим ученикам "Фатх уль-Бари" Ибн Хаджара и "Шарх Сахих Муслима" имама ан-Науауи.
2. Фалих аль-Харби порочит Мухаммада ибн 'Абдульуаххаба ат-Тамими ан-Наджди. Сказал Фалих в кассете "Хум уль-хауаридж аль-марика" (2-ая кассета, сторона А): "И он (Мухаммад ибн 'Абдульуаххаб) не сделал ничего, абсолютно ничего. Тот, кто имеет заслугу перед призывом – это правитель, и именно правитель поднял знамя единобожия, он - тот, кто защитил призыв и помог ему".
3. Фалих аль-Харби порочил шейха аль-Албани и шейха Раби'а, говоря, что они мурджииты (кассета "аль-Баян уаль-уасф фи бид'атиль уакф", сторона Б).
4. Фалих аль-Харби сказал про шейха Ибн 'Усаймина: "Ибн 'Усаймин сам не знает, что выходит из его головы".
5. Сказал про шейх Мукбиля: "Из его качеств глупость (сафах) и тупость (хамк)", а также: "Он даже не стал требующим знание", а также: "Он должен выйти из того заблуждения, в котором находится", а также: "Мукбиль не стоит и ногтя из ногтей пальцев ноги".
И также автор этих слов, вероятно, забыл о том, что шейх Яхья был одним из первых, кто писал опровержения Фалиху аль-Харби.