Финансовая система и ее элементы

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

· Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

· Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

· позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

· обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

· дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

14.Госбюджет - структура расходов и доходов гос-ва , утвержденных в гос. Порядке.
Федеральный + региональный (субъектов Федерации + местный) = консолидированный.
Доходная часть: - Налоги
- от реализации госответсвенности
- доходы от деятельности гос-ва
- налоговые доходы
Расходная часть:

- Оборона
- Социально-экономические расходы

- на госуправление
- на науку, образование и т.д
Госбюджет может быть:
-Дефицитный
-Профицитный
-Сбалансированный

Бюджетный дефицит:

- Первичный - разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по доходу.
- Структурный - привышение гос. Расходов над налогами в условиях полной занятости.

- Циклический - разницамежду фактическим бюджетным дефицитом и структурным.
Бюджетные расходы

- Гос. Закупки
- Трансфертные платежи
- Расходы по обощживного гос. Долга
Внутренний гос. Долг – долговые обязательства правительства страны перед юридическими и физическими лицами
Внешний гос. Долг- долг иностранным гос-м , организациями , отдельными лицами.
Способы финансирования гос. Долга.
- Денежный( эмиссия)
- долговой (займы (внутр. И внеш.)

Способы погашения Гос. Долга.
-За счет ЗВР Ц-Б
-Консолидация внешнего долга
-конверсия внешнего долга
-обращение к международным банкам для получения льготного финансирования
-Поступления от продажи гос. Имущества.
Налог - это обязательный платёж , поступающий государству в отдельных законодательством размерах и в установленный срок.
Прямой - на опред. Денежную сумму, полученную экономическим агентом .
Косвенный- часть цены товара или услуги.
Входит в стоимость покупки , носит неявный характер.
Особенность- налогоплательщик и налогоноситель - разные агенты.
Прямые- относительно стабильно+поступление бюджета. Эффективны для перераспределения доходов.
Косвенные- скрытый характер . Можно влиять на товаропроизводителей.


Дефицит и профицит

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Первичный (разность между величиной общего фактического дефицита и суммой процентных выплат по долгу.

Структурный – превышение гос. Расходов над налогами в условиях полной занятости.

Циклический – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Государственный долг

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Наши рекомендации