Финансовая система и ее элементы
Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.
Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
· Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.
· Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:
· позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;
· обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
· дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.
14.Госбюджет - структура расходов и доходов гос-ва , утвержденных в гос. Порядке.
Федеральный + региональный (субъектов Федерации + местный) = консолидированный.
Доходная часть: - Налоги
- от реализации госответсвенности
- доходы от деятельности гос-ва
- налоговые доходы
Расходная часть:
- Оборона
- Социально-экономические расходы
- на госуправление
- на науку, образование и т.д
Госбюджет может быть:
-Дефицитный
-Профицитный
-Сбалансированный
Бюджетный дефицит:
- Первичный - разность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по доходу.
- Структурный - привышение гос. Расходов над налогами в условиях полной занятости.
- Циклический - разницамежду фактическим бюджетным дефицитом и структурным.
Бюджетные расходы
- Гос. Закупки
- Трансфертные платежи
- Расходы по обощживного гос. Долга
Внутренний гос. Долг – долговые обязательства правительства страны перед юридическими и физическими лицами
Внешний гос. Долг- долг иностранным гос-м , организациями , отдельными лицами.
Способы финансирования гос. Долга.
- Денежный( эмиссия)
- долговой (займы (внутр. И внеш.)
Способы погашения Гос. Долга.
-За счет ЗВР Ц-Б
-Консолидация внешнего долга
-конверсия внешнего долга
-обращение к международным банкам для получения льготного финансирования
-Поступления от продажи гос. Имущества.
Налог - это обязательный платёж , поступающий государству в отдельных законодательством размерах и в установленный срок.
Прямой - на опред. Денежную сумму, полученную экономическим агентом .
Косвенный- часть цены товара или услуги.
Входит в стоимость покупки , носит неявный характер.
Особенность- налогоплательщик и налогоноситель - разные агенты.
Прямые- относительно стабильно+поступление бюджета. Эффективны для перераспределения доходов.
Косвенные- скрытый характер . Можно влиять на товаропроизводителей.
Дефицит и профицит
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.
Первичный (разность между величиной общего фактического дефицита и суммой процентных выплат по долгу.
Структурный – превышение гос. Расходов над налогами в условиях полной занятости.
Циклический – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным
Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
Государственный долг
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.