Активные формы управления денежными потоками позволяют предприятию получать

В практической деятельности расчет потоков денежных средств может осуществляться двумя методами — прямым и косвенным.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Исходный элемент — выручка от реализации товаров (продукции, работ, услуг). Достоинства этого метода заключаются в том, что он позволяет:

• во-первых, показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;

• во-вторых, сделать оперативные выводы о достаточности средств для платежей по текущим обязательствам предприятия;

• в-третьих, установить взаимосвязь между объемом реализации продукции и поступившей за отчетный период суммой денежных средств;

• в-четвертых, идентифицировать статьи, формирующие наибольший приток и отток денежных средств;

• в-пятых, использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков;

• в-шестых, контролировать все поступления и направления расходования денежных средств.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает взаимосвязи полученного финансового результата (прибыли).

Косвенный метод расчета потока денежных средств основан на анализе статей бухгалтерского баланса предприятия и отчета о его Прибылях и убытках. Данный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как он позволяет определить взаимосвязь Полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Кроме того, косвенный метод позволяет показать взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия, а также установить соотношение между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период. С его помощью можно выявить наиболее проблемные места в деятельности организации и разработать пути выхода из критической ситуации.

К недостаткам метода можно отнести высокую трудоемкость при составлении аналитического отчета внешним пользователем и необходимость привлечения внутренних данных бухгалтерского учета.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ КОРПОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Управление денежными средствами является настолько важным, что каждая компания должна заниматься им 365 дней в году и, чтобы подчеркнуть его значимость, 366 дней в високосном году.
Управление денежными средствами необходимо для оптимизации прибыли.

Фундаментом эффективного управления денежными средствами является подробный план движения денежных средств, расписанный по месяцам.

Для эффективного управления денежными средствами и их потоком необходимо соблюдение следующих условий:

· совокупный денежный поток должен стремиться к некоторой положительной величине ("страховому запасу"), которая определяется уровнем риска, приемлемым с точки зрения данного предприятия;

· должна быть обеспечена реализация как можно большего объема продукции путем установления разумных цен на нее;

· необходимо максимально ускорить оборачиваемость всех видов запасов при обеспечении их бездефицитности как средства защиты от падения объемов продаж продукции;

· деньги с дебиторов должны собираться как можно быстрее (при этом, однако, следует избегать чрезмерного давления на них, так как это может вызвать падение объемов продаж);

· для ускорения этого процесса следует использовать разумные (экономически оправданные) скидки на продукцию и услуги;

· следует добиваться разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании, а также скидок у поставщиков сырья и комплектующих.

Задача управления денежными средствами весьма актуальна сейчас, в период экономического кризиса. Слаженный механизм управления позволит предприятию достичь финансовой стабильности не только в данный момент, но и в будущем.

ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (РЦБ). ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЦБ.

Рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Ценная бумага,согласно юридическому определению, имеющемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 142), — это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.

Так же, как кредиты — специфический товар кредитного рынка, так и ценные бумаги — специфический товар рынка ценных бумаг.

Основные отличия рынка ценных бумаг от рынка реальных товаров:

· по объекту и по объему. У обоих рынков разные объекты сделок: у первого — ценная бумага, т. е. возможность получения дохода в будущем, а у второго — товары и услуги, подлежащие потреблению. Объем рынка ценных бумаг в силу непрерывного их оборота намного больше объема рынка реальных благ и возрастает значительно быстрее него;

· по способу образования рынка. Реальные блага должны быть произведены, а ценная бумага просто выпускается в обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной бумаги, а теперь достаточно зарегистрировать в специальном реестре всех ее владельцев;

· по роли процесса обращения. Цель производства реального товара — его производительное или личное потребление. Процесс обращения необходим лишь для того, чтобы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий обращения товара ограничено и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага, наоборот, существует только в процессе обращения. Количество актов перехода ее из рук в руки ничем не ограничено и может быть очень велико. Скорость обращения ценной бумаги — важнейший показатель ее «качества». Прекращение процесса обращения означает «смерть» для ценной бумаги;

· по субординации сравниваемых секторов хозяйства. Поскольку реальный сектор — основа экономики, постольку он в конечном счете определяет и развитие рынка ценных бумаг.

Функции рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является источником привлечения капитала, внешним по отношению к любой коммерческой деятельности. Как любой рынок, рынок ценных бумаг имеет функции: общерыночные и специфические.

Общерыночные функции рынка ценных бумаг:

· коммерческая — функция получения дохода;

· ценностная или ценообразующая — функция обеспечения процесса ценообразования на инструменты данного рынка и формирование норм доходности (т.е. обеспечение процесса определения цены на товар этого рынка);

· информационная — функция информирования участников рынка и общества обо всем, что происходит на рынке;

· регулирующая — функция обеспечения порядка, регулирования, управления и организации на рынке со стороны государства или самих организаций (участников) рынка, и др.

Специфические функции рынка ценных бумаг:

· перераспределение денежных средств (капиталов)от владельцев пассивного капитала к владельцам активного капитала выполняется посредством выпуска и обращения ценных бумаг, означает перераспределение средств между сферами деятельности, областями хозяйства, юридическими и физическими лицами;

· перераспределение финансовых (рыночных) рисков, или перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов; изменение формы собственности.

На структурную организацию РЦБ оказывает непосредственное влияние выбранный способ торговли. Среди рынков ценных бумаг в первую очередь выделяют:

· Первичным рынком ценных бумаг является рынок, на котором распространяются только ценные бумаги после их первичной эмиссии. Такие ценные бумаги размещаются среди инвесторов в первый раз. Таким образом, покупая ценные бумаги на данном рынке, инвесторы будут их первичными владельцами.

· Вторичный рынок – это рынок ценных бумаг, который предусматривает размещение тех ценных бумаг, которые когда-либо уже были выпущены и обращались у других инвесторов, включая абсолютно все формы перехода актива к новым собственникам на протяжении всего срока службы ценной бумаги.

Также можно выделить:

Организованным называют такой РЦБ, который функционирует на основе установленных правил. Этим правила предусматривают взаимные права и обязанности, которыми наделены участники данного рынка. Среди основных сторон, участвующих в сделках, можно выделить посредников, которые учитывают интересы покупателей и продавцов ценных бумаг.

На неорганизованном РЦБ продавцы и покупатели строят деловые отношение, не ограничиваясь какими-либо правилами. Это значительно усиливает риск мошенничества и заключения аферных сделок. Но на таком рынке, как правило, стоимость ценных бумаг гораздо ниже, чем на организованном.

Помимо вышеуказанных выделяют:

Биржевым рынком ценных бумаг называют некую фондовую биржу, деятельность которой подчинена строгому регламенту. На таком рынке все размещаемые ценные бумаги наделены гарантированным качеством, что дает инвестору чувство защищенности и стабильности. Участники биржевого РЦБ обладают высоким уровнем квалификации. Все сделки строго проверяются контролирующими структурами. На данном рынке размещаются не любые ценные бумаги, а лишь те, которые прошли специальную аудиторскую проверку, называемую листингом. Только после данной проверки ценная бумага допускается к началу торгов. Так как сделки на таком рынке наделены высоким уровнем качества, то курс ценных бумаг всегда гораздо выше по сравнению с внебиржевым рынком. Но при этом в надежности приобретенной ценной бумаги можно не сомневаться.

Вся остальная торговля ценными бумагами, которая не регламентирована строгими правилами и необходимостью листинга, а также не контролируется специальными подразделениями, осуществляется на внебиржевом рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в том числе кредитные организации, которые осуществляют следующие виды деятельности:

· брокерская деятельность (операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счёт или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.[);

· дилерская деятельность (операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт);

· деятельность по управлению ценными бумагами;

· деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

· депозитарная деятельность (операции, связанные с хранением сертификатов ценных бумаг и/или учёту и переходу прав на ценные бумаги);

· деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

· деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп:

· эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение;

· инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг;

· фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги);

· брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом).

· дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).

· организации инфраструктуры;

· организации регулирования и контроля.

Наши рекомендации