Синтетический и аналитический учет заработной платы
Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда, по выплате доходов по акциям, осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту данного счета отражается начисление по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов, премий и т.д. По дебету счета фиксируется удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов.
Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной зарплате. Для организации учета по зарплате используются соответствующие учетные регистры. В синтетическом учете используются мемориальные ордера, оборотные ведомости, главная книга, журналы-ордера.
К документам аналитического учета заработной платы относятся: лицевой счет работника, налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физ. лица, расчетно-платежные ведомости. При начислении зарплаты и других выплат работникам необходимо правильно определить их источники.
Существует несколько видов таких источников. Выплата зарплаты осуществляется за счет отнесения начисленной зарплаты на себестоимость изготовленной продукции, работ, услуг. Для правильного отражения зарплаты бухгалтер выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соответствует виду деятельности организации. К таким счетам относятся:
- Счет 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих)
- Счет 23 «Вспомогательное производство» (оплата труда рабочих вспомогательного производства)
- Счет 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала)
- Счет 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда административно-управленческого персонала)
- Счет 44 «Расходы на продажу» (оплата труда работников, связанных со сбытом и реализацией продукции)
Начисление суммы зарплаты работников соответствующих производств отражается по дебету указанных счетов и по кредиту счета 70.
Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования, капитальных вложений, отражается по Дт07, 08, 10 и т.д. Кт70.
За счет средств фонда социального страхования производится выплата пособий по временной нетрудоспособности; пособий по беременности и родам; единовременного пособия при рождении ребенка и др. Суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам отражается проводкой:
Дт69/1 Кт70.
Неполученная в срок зарплата депонируется – Дт70 Кт76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Типовые операции по учету заработной платы:
Дт20 Кт70 – начислена заработная плата работникам основного производства;
Дт70 Кт50 – выдана из кассы заработная плата;
Дт70 Кт68НДФЛ – из заработной платы удержан налог на доходы физических лиц;
Дт68 Кт51 – перечислен налог в бюджет;
Дт70 Кт76 субсчет «Исполнительные листы» – удержаны алименты;
Дт76 субсчет «Исполнительные листы» Кт50 – из кассы выданы алименты;
Дт69 субсчет «Соц.страхование» Кт70 – начислены пособия по временной нетрудоспособности;
Дт20 Кт70 – по итогам производственной деятельности начислены премии работникам;
Дт70 Кт28 «Брак в производстве» - удержано с виновников брака;
Дт70 Кт71 «Расчеты с подотчетными лицами» - удержание в возмещение задолженности по подотчетным суммам;
Дт70 Кт73/3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - удержано с работника в возмещение материального ущерба;
Дт69 субсчет «Пенсионный Фонд РФ» Кт70 – начислена пенсия работающему пенсионеру;
Дт70 Кт73 субсчет «Расчеты по выданным займам, в кредит» - удержаны суммы платежей за товары в кредит, по займам.
41. Составление и оформление сводных учетных регистров по заработной плате
Оформление учетных регистров или их восстановление — процедура, входящая в комплекс услуг бухгалтерского учета. Регистры учета (сводные учетные документы) позволяют систематизировать всю информацию, которая содержится в первичной документации предприятия и будет отражена в отчетности.
Основное назначение сводных учетных документов - контроль и упорядочение обработки сведений обо всех хозяйственных операциях предприятия. Если сводные документы по каким-либо причинам неправильно заполнены или некорректно оформлены, их необходимо привести в надлежащий вид.
Неправильное оформление учетных регистров может привести к расхождению данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия со сведениями, отраженными в налоговых декларациях. Это влечет за собой штрафные санкции со стороны Государственной налоговой инспекции.
Основные требования к составлению сводных учетных документов
Учетные регистры составляются в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством (ФЗ «О бухгалтерском учете» и «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).
Существуют разнообразные формы регистров, для каждой из которых прописаны определенная структура и реквизиты. Документы оформляются на карточках, свободных листах и в бухгалтерских книгах (журналах). Носители информации могут быть бумажными и электронными.
Вне зависимости от того, на каком носителе выполнен учетный регистр, он должен иметь следующие реквизиты:
- название документа,
- и место составления,
- название предприятия,
- краткое содержание хозяйственных операций, с указанием их объема и единиц измерения,
- сведения о должностях лиц, ответственных за проведение операций,
- личная подпись лица, оформлявшего учетный регистр.
Сведения о хозяйственных операциях предприятия вносятся в регистры строго в хронологической последовательности. Однородные по экономическому содержанию операции группируются.
Если сводный учетный документ составлен на электронном носителе, он должен обладать возможностью вывода на печать.