Источники финансирования социального обеспечения

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

Целью данной работы является комплексное правовое исследование механизма управления и финансирования социального обеспечения. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:

- изучение правоотношений в сфере социального обеспечения и основных фондов источников финансирования социального обеспечения:

- фонда социального страхования;

- федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- изучение пенсионного фонда;

- негосударственных пенсионных фондов.

Объектомисследования выступают правоотношения в сфере социального обеспечения. Предметом - механизм финансирования социального обеспечения.

Структура данного реферата состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Задача

В связи со смертью жены за назначением пенсии обратился Ломов в возрасте 45 лет. Семья умершей состоит из мужа, его ребенка от первого брака и ребенка умершей, также от первого брака. На детей Ломов и его жена получают алименты.

Как должен быть решен вопрос о пенсионном обеспечении данной семьи, если причина смерти – общее заболевание. Возраст умершей – 40 лет; в течение 4-х лет она работала по трудовому договору, 5 лет обучалась на вечернем отделении вуза и 3 года была занята уходом за ребенком.

Решение:

Учитывая, что умершая женщина получала алименты на содержание ребенка от первого брака, можно сделать вывод, что ее ребенок не достиг совершеннолетия, то есть 18-ти лет.

Согласно ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 9 настоящего ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти.

Таким образом, нынешний муж умершей женщины, как ее супруг, осуществляющий уход за ребенком умершей, имеет право получать трудовую пенсию по случаю потери кормильца ребенком.

Если же умершая не имела страхового стажа, как указано в пункте 11 ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии со 11 статьей которого право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Тестовые задания

ЗАЯВЛЕНИЕ

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются за счет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственного бюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физических лиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

Целью данной работы является комплексное правовое исследование механизма управления и финансирования социального обеспечения. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:

- изучение правоотношений в сфере социального обеспечения и основных фондов источников финансирования социального обеспечения:

- фонда социального страхования;

- федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- изучение пенсионного фонда;

- негосударственных пенсионных фондов.

Объектомисследования выступают правоотношения в сфере социального обеспечения. Предметом - механизм финансирования социального обеспечения.

Структура данного реферата состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Источники финансирования социального обеспечения

Провозглашая Россию социальным государством и гарантируя право каждого на социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Конституция РФ не содержит четкого механизма финансирования тех или иных родов и видов социального обеспечения.

Как следует из действующего российского законодательства, социальное обеспечение в Российской Федерации финансируется дифференцированно, т. е. отсутствует какой-либо единый источник денежных средств для функционирования социально-обеспечительной системы.

Основными источниками финансирования данной системы являются:

— средства системы обязательного социального страхования, консолидируемые в фондах конкретных видов страхования;

— средства бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации — федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

— средства организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей);

— средства добровольного социального страхования.

Общие положения о финансировании обязательного социального страхования.

Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:

Средства Фонда социального страхования образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:

- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

- оплата проезда к месту лечения и обратно;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов

Кроме установления правовых основ финансовой системы обязательного социального страхования законодателем был предпринят еще один важный шаг: введен единый социальный налог (взнос), консолидировавший взносы на обязательное социальное страхование.

Единый социальный налог (ЕСН) установлен гл. 24 части второй НК РФ.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального
налога (взноса) не включались и должны были уплачиваться в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Далее вступили в силу новые пенсионные законы, в том числе Закон об обязательном пенсионном страховании. Было определено, что трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной, при этом финансирование выплаты базовой части пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей — за счет средств бюджета ПФ России.

Это существенно повлияло на порядок исчисления и сбора ЕСН, в связи, с чем в гл. 24 НК РФ были внесены определенные изменения.

При введении ЕСН были также снижены тарифы на обязательное страхование и введена регрессивная шкала по взиманию взносов с фонда заработной платы. В дальнейшем ставки ЕСН были еще существенно снижены, что должно стимулировать работодателей к выплате «белых» зарплат работникам и сокращению ухода от налогов.

Доля ЕСН, зачисленная в федеральный бюджет, сейчас идет на выплату базовой части трудовой пенсии (данная часть платежа в пенсионную систему носит налоговый характер), а взнос, поступающий в ПФ России (а по сути это доля ЕСН), направляется на финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовых пенсий.

В настоящее время налогоплательщиками ЕСН признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты (к ним приравниваются члены крестьянского (фермерского) хозяйства).

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Налоговая база налогоплательщиков по общему правилу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных ими за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они были осуществлены. Налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Суммы, не подлежащие налогообложению, а также налоговые льготы по ЕСН определены ст. 238 и 239 НК РФ.

Ставки ЕСН установлены дифференцированно по различным категориям налогоплательщиков. Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие налоговые ставки.

Особые ставки предусмотрены для: сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; индивидуальных предпринимателей; адвокатов.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый внебюджетный фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов взносов, предусмотренных Законом об обязательном пенсионном страховании.

Налоговым периодом для уплаты ЕСН признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН определен ст. 243—245 НК РФ.

В связи с тем, что не все организации и индивидуальные предприниматели уплачивают единый социальный налог по причине перехода в случаях, установленных законом, на специальные налоговые режимы финансирование обязательного социального страхования как наемных, так и не наемных работников регулируется отдельно.

Так, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, хотя ЕСН они не платят. Прочие индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФ России в виде фиксированного платежа.

Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26 НК РФ) предусматривает замену уплаты некоторых налогов единым налогом. При этом налогоплательщики не уплачивают ЕСН в отношении выплат, указанных в законе, но платят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

1) обязательных страховых взносов страхователей;

2) взыскиваемых штрафов и пени;

3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

4) иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ.

Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в состав единого социального налога, сохраняя свою страховую природу, и уплачиваются в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом, проект которого ежегодно вносится Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (им является ФСС РФ). Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством РФ.

Средства бюджетов как источник финансирования социального обеспечения в Российской Федерации.

Средства бюджетов в финансировании социально-обеспечительных мероприятий играют огромную роль. При этом следует отметить, что ассигнования на социальное обеспечение выделяются из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ: федерального, субъектов РФ и местных бюджетов.

Законом о монетизации льгот (путем внесения изменений в другие законодательные акты) и поправками в БК РФ четко установлено, какие из родов и видов социального обеспечения из каких бюджетов финансируются, т. е. чьими расходными обязательствами — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований — они являются. При этом под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета.

Например, меры социальной поддержки безработных граждан являются:

- расходными обязательствами Российской Федерации;

- социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ;

- финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) является расходным обязательством муниципального образования.

Направления расходования бюджетных средств в сфере социального обеспечения отражены в бюджетной классификации РФ, утвержденной федеральным законом. Так, в функциональной классификации бюджетов Российской Федерации содержится раздел «социальная политика», который содержит, в частности, следующие подразделы: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; другие вопросы в области социальной политики.

В перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов входят, например, следующие расходы: меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; социальная поддержка безработных граждан, включая пособия по безработице; оказание социальной помощи; реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Как видно, бюджетные средства на социальное обеспечение расходуются по различным направлениям.

Особенность круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи со специфической общественно полезной деятельностью (военной, правоохранительной и т. п.), в период выполнения которой они не подлежат обязательному социальному страхованию, при наступлении социально уважительных обстоятельств, и во-вторых, тех людей, которые обеспечиваются определенными в законодательстве видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов, но с учетом их состояния здоровья, трудоспособности, нуждаемости, заслуг перед государством и т. д.

К первой категории относятся, в частности, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. Все виды социального обеспечения выплачиваются им за счет средств федерального бюджета. Во вторую категорию входят инвалиды, ветераны, лица, пострадавшие от радиационных катастроф, граждане, имеющие особые заслуги перед Россией, лица, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также ряд других категорий граждан.

Многообразие видов социального обеспечения, осуществляющихся за счет средств соответствующих бюджетов, обусловливает большое количество органов, предоставляющих обеспечение. К ним, в частности, относятся специальные службы силовых ведомств, органы социальной защиты населения субъектов РФ, органы здравоохранения, органы службы занятости.

Так, в федеральном бюджете предусмотрено выделение средств на пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС РФ и ряду других министерств и федеральных служб, в которых граждане проходят военную и приравненную к ней службу.

В субъектах РФ основной объем средств, выделяемых из их бюджетов на социальное обеспечение, расходуется через органы социальной защиты населения.

Например, в бюджете предусмотрены расходы Комитета по труду и социальной защите населения на осуществление следующих социально-обеспечительных мероприятий:

— содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

— выплата ритуального пособия на погребение;

— компенсационные выплаты лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, постоянно или преимущественно проживающим на территории города;

— социальные выплаты отдельным категориям неработающих пенсионеров, проживающих в городе, и др.

Добровольное социальное страхование как источник средств для финансирования социального обеспечения в России.

В п.3 ст.39 Конституции РФ говорится: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В отличие от обязательного социального страхования добровольное социальное страхование осуществляется на основе свободного волеизъявления и включает страхование социальных рисков, не страхуемых в обязательном порядке, но в той или иной степени влияющих на ухудшение материального, социального или духовного положения граждан. Добровольное социальное страхование может быть продолжением тех видов социального страхования, которые осуществляются в силу Закона, а может существовать в качестве самостоятельного направления социального страхования.
Добровольное социальное страхование - это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения их благосостояния при наступлении определенных страховых случаев за счет формируемых страховщиками из страховых взносов и других источников фондов денежных средств.
Добровольное социальное страхование осуществляется на основании свободного волеизъявления страхователя и страховщика, закрепленного в договоре страхования. Объектом добровольного социального страхования являются не противоречащие законодательству интересы граждан, а целью - обеспечение их благосостояния. Благосостояние включает уровень материальных (жилье, питание, бытовые условия, транспорт), социальных (труд, занятость, здравоохранение) и духовных (культура и искусство, отдых,

образование, информация, душевное самочувствие) потребностей, в целом определяемых как уровень жизни.
Добровольное социальное страхование не подменяет личное или имущественное страхование граждан. Добровольное социальное страхование существует в форме защиты от социальных рисков (рисковое страхование), при этом целью страхования является минимизация ухудшения материального, социального или духовного положения граждан, а также в форме накопительного или сберегательного страхования, целью которого становится поддержание и увеличение благосостояния.
Социальные риски, от последствий реализации которых проводится социальное страхование, основаны на общественной природе их происхождения, на зависимости жизнедеятельности отдельного индивида от законов или правил, главенствующих в обществе в текущий момент. Риски личности, на случай наступления которых производится личное страхование, основываются на сохранении человека как биологической единицы.
Отметим, что перечень социальных рисков, страхуемых в обязательном порядке, на ограничивается теми рисками, страхование которых осуществляется государственными внебюджетными фондами. Некоторые социальные риски страхуются в частных страховых компаниях (например, ОСАГО) или в специально созданных организациях-страховщиках (например, Агентство по страхованию вкладов, созданное Правительством Российской Федерации).

В первом случае мы имеем дело с социальным риском ответственности владельца транспортного средства за причиненный ущерб, во втором - с риском потери сбережений гражданином при банкротстве кредитной организации.
Перечень социальных рисков, для защиты от последствий которых можно применять социальное страхование, огромен. Не менее значительным выглядит перечисление страховых случаев, при реализации которых благосостояние гражданина за счет сберегательного социального страхования можно приумножить. Классификация добровольного социального страхования
применительно к Российской Федерации должна выстраиваться на основе гражданского законодательства и Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №172-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 4 данного закона страхование в Российской Федерации осуществляется по двум отраслям - личному и имущественному страхованию. Личное страхование состоит из подотраслей страхования жизни, несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а имущественное страхование из подотраслей страхования имущества, страхования гражданской ответственности, страхования предпринимательских рисков.

Наши рекомендации