Информационное обеспечение банковской деятельности

Современные системы банковских связей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка.

Различают внемашинное и внутримашинное ИО:

· внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

· внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. Информационные потоки внемашинного ИО - это направленное стабильное движение документов от источников формирования информации к её положениям, которое отражает организационно-функциональную структуру банка.

Автоматизация банковских операций требует приведения всего множества показателей в единую целостную систему, установления четкой взаимосвязи между ними. Система классификации и кодирования - непременное условие успешного функционирования любой АБС.

Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской системы. Внутримашинное информационное обеспечение включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, баз данных, банков данных.

Современные банковские технологии работают только с базами данных. Существуют различные инструментальные программные средства, как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, СУБД.

Техническое обеспечение банковской деятельности

Технические решения банковских технологий

Техническое обеспечение- комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Структура технического обеспечения:

1. Комплекс технических средств (КТС).

2. Документация.

КТС- совокупность технических средств, как автономных, так и взаимосвязанных управлением.

Документациейоформляются:

· предварительный выбор технических средств,

· организация их эксплуатации,

· технологический процесс обработки данных,

· технологическое оснащение.

Инфраструктура АБС – совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий (это информационное обеспечение, техническое обеспечение, системы связи и коммуникации, программные средства, системы безопасности)

Создание АБС требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Другой характерной особенностью банковских технологий является многообразие и сложность видов обеспечения автоматизации деятельности банка.

АБС создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня:

· Верхний уровень образует модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, и т. д.

· Средний уровень представляет собой приложения по разным направлениям внутри банковской деятельности и внутрибанковским расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т. д.)

· Нижний уровень – это базовые функции бухгалтерского учета.

Основой современного подхода технических решений в построении информационных технологий банков является архитектура «клиент-сервер».

Банковское оборудование

· Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которые входят:

· средства вычислительной техники (ВТ);

· оборудование локальных вычислительных сетей (ЛВС);

· средства телекоммуникации и связи;

· оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: автоматы кассиры и т.д.

· средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для полсчета и подтверждения подлинности купюр и другие).

Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов.

Банкомат— один из видов электронных терминальных устройств, соединенных с банковским компьютером, предназначенный для получения клиентом наличных денег со своего счета в банке, наведения справок по счету, выполнения других банковских операций, круг которых зависит от технических возможностей банкомата и программы его работы, заложенной в компьютере.

Наши рекомендации