Проблемы и перспективы кредитования юридических лиц
В современных экономических условиях особо важное значение приобретают принципы рационального кредитования. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций.
Специфика современной практики кредитования состоит в том, что российские банки в ряде случаев не обладают единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса. Старые банковские инструкции, регламентирующие кредитные операции и сориентированные на распределительную систему, оказались неприемлемыми для условий рынка. Ситуация складывается так, что каждый коммерческий банк поэтому, исходя из своего опыта, вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, хотя совершенно очевидно, что есть общие организационные основы, отражающие международный опыт и позволяющие банкам существенно упорядочить свои кредитные отношения с клиентом, улучшить возвратность ссуд. Существует еще множество проблем в области кредитования. Например, проблема обеспечения кредита коммерческого банка далеко не нова. По мере развития общественного производства растет не только ее актуальность, но и сложность нахождения приемлемых для практики решений. Развитие технологий и возрастание сложности производственных систем, вовлекая в оборот все большее количество капитала при каждом обновлении цикла создания продукции, не обеспечивают при этом неадекватного увеличения конкурентоспособности данной продукции, ни повышения вероятности успешного развития бизнеса в целом. Серьезное влияние на изменение качества обеспечения кредита во времени оказывает внешняя, по отношению к данному бизнесу, деловая среда, которая в России имеет свои специфические отличия от существующих в странах с развитой рыночной экономикой. При долгосрочном кредитовании необходимо получить четкое представление о вероятном изменении качества обеспечения во времени. Надо проанализировать, что может произойти с данным обеспечением через год или даже нескольких лет. Здесь многое будет зависеть от ряда факторов: вид обеспечения; кем оно предоставлено; форма и конкретное содержание; условия кредитного договора; возможные сопутствующие условия предоставления обеспечения и т.п.
Возможна ситуация, когда качество обеспечения доходит до нуля, то есть происходит фактическая потеря обеспечения. В жизни ситуация, при которой поручитель отказался от своих обязательств или исчез, а гарант обанкротился, не редкость не только для России. И чем больше срок кредитования, тем выше вероятность наступления подобного неблагоприятного для банка события. Что же касается такого распространенного вида обеспечения, как залог, то, как правило, его качество также снижается во времени. Однако возможны случаи возрастания стоимости заложенного имущества и повышения качества залога по сравнению с моментом заключения кредитного договора. Такое может произойти с недвижимостью, ценными бумагами, драгоценными металлами и другим 26 имуществом. Но это скорее исключение из правила. Банкир должен опираться в принятии сложных стратегических решений не на чувство доверия к клиенту, а на свою уверенность в успехе реализации данного проекта. Это, в свою очередь, подразумевает как хорошее понимание банкиром существа, реализуемого данным заемщиком проекта, так и наличие необходимых знаний для анализа и самостоятельной оценки перспектив его практической реализации. В этом случае банковским специалистам необходимо руководствоваться более широкими, чем обычно принято, представлениями о видах обеспечения долгосрочных кредитов и их качестве. Немаловажной проблемой до сих пор остается оценка кредитоспособности кредитуемого лица.
Объективная оценка кредитоспособности потенциального заемщика, несмотря на все многообразие применяемых в банковской практике методик, по-прежнему остается достаточно серьезной проблемой. Во-первых, не выработаны критерии и методы учета результатов анализа финансового состояния клиента при определении основных параметров кредитной сделки. Во-вторых, отсутствует механизм формализации нефинансовых (качественных) показателей, характеризующих надежность клиента, качество управления компанией, ее место на рынке и др. В-третьих, даже если банки рассчитывают показатели совокупной доходности работы с клиентами, возможности учета этих показателей при определении параметров кредитной сделки, как правило, ограничены. В итоге - кредитный портфель коммерческих банков формируется главным образом, случайно, а результаты кредитного анализа, как правило, не позволяют определить основные параметры кредитной сделки и, следовательно, не привязаны к уровню кредитного риска. Устоявшееся мнение о том, что кредитование реального сектора по-прежнему остается операцией повышенного риска — при всей его неоспоримости - основано лишь на самых общих представлениях о низком уровне рентабельности работы предприятий и об отсутствии механизма контроля за целевым использованием средств. Тезис о повышенном уровне риска при кредитовании реального сектора на практике реализуется довольно просто: банки снижают риски невозврата средств обычно либо кредитованием "своих" предприятий, либо кредитованием под отягощенный" залог.
Таким образом, весь круг проблем, мешающих эффективному функционированию рынка банковского кредитования, можно рассмотреть с трех позиций: банка, клиента и государства.
С точки зрения банка выделяются следующие основные проблемы:
- свободный и полный доступ к кредитным историям заемщиков;
- нецелевое использование кредитов;
- мошенничество в сфере банковского кредитования населения;
- вероятность невозврата кредитных средств банку.
Банки решают проблему недобросовестности своих клиентов, используя ресурсы собственной службы безопасности и возможности сотрудничества с правоохранительными органами. Так как перспектива уголовного преследования является для заемщика малопривлекательной, данный подход является 27 действенным; сложность механизма реализации залога. С точки зрения заемщика выделяются следующие проблемы: переложение рисков на потребителей за счет повышенных процентов; предоставление неполной информации об условиях кредитования; ошибки в кредитной истории; финансовая неграмотность в вопросах кредитования. Проблемой в кредитовании с точки зрения государства отсутствие закона, регулирующего отношения, возникающие между банком и заемщиком. Это всего лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются банки и кредитные учреждения, которые занимаются кредитованием юридических лиц на современном этапе.
Однако, несмотря на все рассмотренные проблемы, на сегодняшний день рынок розничного кредитования имеет хорошие перспективы. Темпы роста объемов розничных кредитов в России позволяют говорить о росте доверия к кредитным продуктам. Стабилизация рыночных процессов и активная деятельность игроков банковской отрасли позволяют снизить кредитные риски и сделать условия по кредитам более привлекательными.
Возвращаясь к вопросу ужесточения требования к заемщикам можно резюмировать, что кредитование бизнеса в каждом конкретном случае зависит от перспективы хорошей адаптации в нынешних условиях в выбранном сегменте реального сектора экономики. При рассмотрении заявки банки обращают особое внимание на возможность оперативной корректировки или переориентации бизнеса, поскольку это является преимуществом именно представителей малого бизнеса перед гигантами индустрии. Но кредитование малого бизнеса строится не только на возможностях его быстрого реагирования на изменения экономической ситуации и конъюнктуры рынка, но также зависит от кредитной истории. Этот фактор имел большое значение во все времена, и не зависит ни от каких кризисов. Именно поэтому целесообразно кредитование юридических лиц проводить по всем правилам. Каждый предприниматель, подавая заявку, должен быть готов к вопросам о перспективах развития собственного бизнеса и должен уметь обосновать планируемую прибыль, расходы и сроки возврата долга. В этом случае у него не возникнет проблемы кредитования, и он сможет получить требуемую сумму. Среди бизнесменов сложилось представление, что кредитование юридических лиц выполняется кредитными организациями менее охотно, чем этих же предпринимателей в качестве физических лиц. Эта ситуация объясняется довольно просто – контроль за доходом физического заемщика на практике осуществить гораздо проще, чем аналогичный контроль за деятельностью даже небольшой организации. В реальности разницы для получения кредита физическим или юридическим лицом нет (условия и ставки практически одинаковые), поэтому, если организация способна убедительно подтвердить свои доходы, то проблемы кредитования обойдут эту организацию стороной. Несмотря на сложности, развитие кредитования в России имеет положительные перспективы. Связано это, в первую очередь с тем, что государство серьезно относится к вопросу оказания поддержки малого бизнеса, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «не реализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте. По данным опроса топ-менеджеров банков, объем рынка кредитования юридических лиц полностью достигнет докризисного уровня 2008г. в 2011г., так как портфели уже начали расти. Поэтому можно резюмировать, что кредитование малого бизнеса имеет положительные перспективы несмотря на кризис.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сбербанк России — это лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности. Присутствие Банка во всех секторах рынка банковских услуг делают его альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях.
Целью работы является изучение теоретических и практических основ кредитования юридических лиц.
Одной из наиболее важных проблем кредитования юридических является определение процентной ставки.
На сегодняшний день Сбербанк является крупнейшим банком Российской Федерации и Центральной и Восточной Европы, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России и входит в число крупнейших по капитализации банков мира.
С точки зрения банка выделяются следующие основные проблемы кредитования юридических лиц:
- свободный и полный доступ к кредитным историям заемщиков;
- нецелевое использование кредитов;
- мошенничество в сфере банковского кредитования населения;
- вероятность невозврата кредитных средств банку.
Сбербанк предоставляет кредиты для:
1) увеличения объема оборотных средств (уплаты налогов и сборов, аренды, ремонта, заработной платы, рекламы и т.д.);
2) приобретения активов;
3) покрытия расходов по ремонту или модернизации;
4) проведения исследований и проектных работ;
5) расширения бизнеса;
6) кредитования лизинга
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящий момент банковская система России имеет достаточное количество денежных ресурсов для удовлетворения нужд большинства малых и средних российских предприятий.
Проблемы с кредитованием юридических лиц связаны зачастую с отсутствием системы грамотного финансового менеджмента на предприятии. Интуитивно предприниматель понимает финансовый механизм деятельности своего бизнеса (в противном случае бизнеса бы не было как такового).
Таким образом, по теоретической части исследования, обобщая выводы, можно подвести итог - наиболее значимый и прибыльный сегмент заемщиков составляют юридические лица. В самом общем понимании кредитование юридических лиц представляет собой разновидность активных операций банка, связанных с предоставлением на условиях возвратности, срочности, платности, целевого характера использования денежных средств заемщику.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.10.2010 N 225-ФЗ).
2. Банковское дело: Учебник. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономист, 2013. – 751 с.
3. Банковское дело: Учебник – 2 е изд., перераб. и доп. / Под редакцией О.И. Лаврушина. – М.:ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2014. –672 с.
4. Жарковская Е.П. Банковское дело. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2013. – 452 с.
5. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 319 с.
6. Карпова В.Э. Евдокимова Г.Ж. Банковское дело : Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.Г.Г. Коробовой. - М.: Экономисть, 2012. - 751 с.
7. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. – М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 2013.
8. Березина М.П. Концептуальные вопросы организации кредитных операций //Банковское дело. - 2013. - №12 - с. 6-11.
9. Бондарева Ю., Шовиков С, Ханров Р. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ // Банковское дело. - 2013. - №1. –С. 9-14.
10. Возлюбленная Л.П. Реализация системы оценки экономической эффективности в банке. Центры прибыли, продукты, клиенты // Банковское дело - 2013. - №2.- С. 13-15.
11. Ворошилова И.В., Сурина И.В. К вопросу о совершенствовании механизма оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков: Материалы КубГАУ. -Краснодар, 2012.
12. Завьялова Л.В., Прусак М.А. Теоретические и методологические аспекты организации внутреннего контроля кредитования физических лиц // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. - № 2. С. 155–164.
13. Лазунский М. Корпоративное управление проектами на примере внедрения банковской АИС // Банковские технологии. - 2013. - №9. - С. 26-29.
14. Одесс В. И. Кредиты в России - рычаг развития экономики страны // Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг и логистика. 2012 - №2.
15. Панова Г. С. Банковский риск-менеджмент: мировой опыт и практика // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками». - М.: Финансы и статистика. - 2012.- С. 18.
16. Проскурин В.А. Скоринговый метод оценки кредитоспособности частных лиц // Бизнес и банки. - 2013. - № 45. – С. 39-42.
17. Рабинович А.Р., Юдина Г.А. Управление кредитными рисками физических лиц на примере Восточно - Сибирского банка Сбербанка России // В мире научных открытий. – 2013. - №3. – С. 148-151.
18. Ровбель Р.Л. Методика оценки концентрации банковских кредитных услуг // Моделирование и прогнозирование в управлении: методы и технологии. М-лы II международн –практ. конф. Орел: ОРАГС, 2012.
19. Россинская Г.М. Дифференциация потребительского поведения и развитие экономики: проблемы взаимосвязи // Финансы и кредит. - 2013. - №45.
20. Телеш Н.А., СпицкийА.В. Современные методы продвижения банковских кредитных продуктов. //Банковское кредитование». - 2013. - № 6. – С. 137-140.
21. Ткач Д.А. Скоринговый балл для оценки кредитного риска. Принятие решения по кредитной заявке на основе скоринговых систем //Российское предпринимательство. – 2013. - №6. – С.103-107.