Особые случаи в модели IS-LM
В модели IS-LM выделяют три особых случая, когда один из видов политики не оказывает никакого воздействия на экономику. Это происходит, когда: 1) кривая LM горизонтальна, что соответствует ситуации «ликвидной ловушки» (рис.15.5.(а)); 2) кривая IS вертикальна, что соответствует ситуации «инвестиционной ловушки» (рис.15.5.(б)); 3) кривая LM вертикальна или так называемый «классический случай» (рис.15.5.(в)).
Рис.15.5. Особые случаи в модели IS-LM
а) Ликвидная ловушка б) Инвестиционная ловушка в) «Классический случай»
kDG
Ликвидная ловушка
«Ликвидная ловушка» («liquidity trap») – это ситуация, когда ставка процента минимальна, т.е. альтернативные издержки хранения наличных денег близки к нулю, и поэтому люди готовы держать любое количество денег, которое им будет предложено. В результате даже при нормальном отрицательном наклоне кривой IS увеличение предложения денег центральным банком не способно обеспечить рост дохода. Обычно увеличение предложения денег снижает ставку процента, так как люди стараются избавиться от избытка денег, покупая облигации. Но если ставка процента находится на минимальном уровне, то цены облигаций максимальны, поэтому люди стремятся их продать, опасаясь, что цены на облигации вот-вот упадут и их владельцы окажутся в проигрыше. В результате люди предъявляют безграничный спрос на деньги, отказываясь покупать облигации, и кривая спроса на деньги принимает горизонтальный вид. Это означает, что в функции спроса на деньги (М/Р)D = kY – hR коэффициент h, характеризующий чувствительность изменения спроса на деньги при изменении ставки процента, стремится к бесконечности (h Þ ).
Кривая LM поэтому тоже горизонтальна (рис.15.5.(а)), и изменение денежной массы не вызовет ее смещения. Прирост количества денег не сможет никого заставить приобретать облигации, вся сумма прироста предложения денег хранится в портфеле в форме наличных денег, поэтому эффект ликвидности монетарной политики отсутствует, и изменения дохода не происходит (величина дохода остается неизменной на уровне Y1). Стимулирующая монетарная политика не окажет никакого воздействия ни на ставку процента, ни на объем инвестиций, ни на уровень дохода, т.е. абсолютно неэффективна.
В этом случае эффективна только фискальная политика. Например, рост государственных закупок на DG увеличивает равновесный доход на kDG (от Y1 до Y2), т.е. эффект вытеснения (crowding out effect) отсутствует, доход возрастает на всю величину мультипликатора, поэтому эффективность фискальной политики максимальна (рис 15.5.(а)).
Инвестиционная ловушка
Инвестиционная ловушка («investment trap») – это ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид. Вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS (рис.15.5.(б)).
В этом случае чувствительность совокупных расходов к изменению ставки процента (b) равна 0, и эффективной будет только фискальная политика. При этом эффективность фискальной политики максимальна, поскольку отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора. Рост государственных расходов, вызывая увеличение совокупных расходов, ведет к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента, но более высокая ставка не приводит к вытеснению расходов частного сектора (в первую очередь, частных инвестиций), поскольку они не зависят от ставки процента. В результате фискального импульса наблюдается полный мультипликативный рост дохода (от Y1 до Y2) (рис.15.5.(б)).
Монетарная же политика совершенно неэффективна, поскольку снижение ставки процента (от R1 до R2) в результате увеличения предложения денег (сдвиг кривой LM вправо от LM1 до LM2) не повлияет на величину инвестиционных расходов, так как они совершенно нечувствительны к ее изменению.
Следует иметь в виду, что «ликвидная» и «инвестиционная» ловушки имеют место только в кейнсианской модели, в которой изменение предложения денег оказывает влияние на сдвиг только кривой LM. Эта модель исходит из предпосылки о том, что потребление домохозяйств определяется только величиной располагаемого текущего дохода, и не учитывает эффект реального богатства (real money balances effect). Если же рассматривать потребительскую функцию как зависящую и от величины дохода, и от величины реальной денежной стоимости активов, которыми обладают домохозяйства, то при увеличении количества денег происходит рост реальных денежных запасов, реальная стоимость активов увеличивается, люди чувствуют себя относительно богаче, поэтому потребительские расходы растут, увеличивая совокупные расходы и совокупный спрос. Рост совокупных расходов сдвигает кривую IS вправо, ликвидируя ловушки.
Классический случай
Третьим особым случаем в модели IS-LM является ситуация, когда спрос на деньги абсолютно нечувствителен (неэластичен) к изменению ставки процента и определяется только уровнем дохода. Т.е. никакое изменение ставки процента не может увеличить спрос на деньги, и смещение кривой LM происходит лишь за счет изменения величины дохода. Когда кривая LM вертикальна, действует только эффект дохода и не действует эффект ликвидности. Это так называемый «классический случай» («classical case»). Как известно, в классической макроэкономической модели имеет место только трансакционный спрос на деньги, который зависит только от дохода и не зависит от ставки процента, и определяется либо через уравнение количественной теории денег (MV = PY, где M – количество денег в обращении, V – скорость оборота денег, P – уровень цен, Y – реальный ВВП), либо через кэмбриджское уравнение (M = kPY, где k – коэффициент ликвидности, показывающий долю наличных денег в доходе). Кривая спроса на деньги вертикальна, т.е. в функции спроса на деньги (M/P)D = kY – hR коэффициент чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента h = 0 и поэтому (M/P)D = kY. Соответственно кривая LM имеет тоже вертикальный вид (рис.15.5.(в)). Это случай, когда фискальная политика бессильна, а монетарная политика является максимально эффективной. Сдвиг вправо кривой IS ведет к росту ставки процента от R1 до R2, но не меняет величины дохода (он остается на уровне Y1), поскольку наблюдается полное вытесенение расходов частного сектора ростом государственных расходов. Монетарный же импульс сдвигает вправо кривую LM, снижая ставку процента и вызывая максимальный рост величины дохода. Рост предложения денег на DМ сдвигает кривую LM от LM1 до LM2; рост равновесного дохода от Y1 до Y2 равен сдвигу на расстояние DM(1/k), независимо от наклона IS.
Таким образом, рассмотрев воздействие фискальной и монетарной политик на экономику, можно сделать следующие выводы:
1. Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег)
увеличивает равновесный доход и снижает равновесную ставку процента. Она имеет наиболее сильное воздействие на доход (максимально эффективна), когда чувствительность спроса на деньги к ставке процента h = 0 (кривая LM вертикальна). Монетарная политика абсолютно неэффективна: а) либо когда чувствительность автономных расходов к ставке процента b = 0, и кривая IS вертикальна, т.е. экономика находится в "инвестиционной ловушке"; б) либо когда чувствительность спроса на деньги к ставке процента h Þ , и "ликвидная ловушка" делает кривую LM горизонтальной.
2. Как правило, фискальная экспансия увеличивает значения дохода и ставки
процента, однако рост ставки процента вызывает вытеснение. Фискальная политика наиболее эффективна (эффект вытеснения отсутствует), когда кривая LM горизонтальна и кривая IS вертикальна, и совершенно неэффективна (наблюдается полное вытеснение), когда кривая LM вертикальна.