Законодательные акты по охране труда

Конституция Российской Федерации является важнейшим источником отечественного права в целом, и в том числе в области охраны труда. Конституция РФ, как Основной Закон нашей страны, обладает высшей юридической силой. Юри­дически более сильными являются только признанные меж­дународные нормы.

Действующая на всей территории Конституция РФ была принята референдумом 12 декабря 1993 года. Она содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к охране труда.

"В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный раз­мер оплаты труда" (ст.7).

"Труд свободен......." (ст.37).

"Принудительный труд запрещен" (ст.37).

"Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены..." (ст.37).

"Каждый имеет право на отдых..." (ст.37).

"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь..." (ст.41).

"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за со­бой ответственность..." (ст.41).

"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду..." (ст.42).

Основополагающим законодательным актом РФ, регули­рующим трудовые отношения всех работников, является Ко­декс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).

Кодекс - это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права.

Первый КЗоТ РФ, подписанный В.И.Лениным, был при­нят еще в 1918г. В настоящее время действует КЗоТ РФ 1971г. с изменениями и дополнениями на 20 мая 1999г.

КЗоТ Российской Федерации регулирует трудовые права и обязанности работников, взаимные соглашения сторон при заключении трудового договора (контракта) между работни­ками и предприятиями, определяет понятие коллективного договора и устанавливает порядок его разработки. КЗоТ РФ устанавливает продолжительность рабочего времени и вре­мени отдыха, регламентирует вопросы оплаты труда в зави­симости от вида и условий работы, устанавливает льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда,

КЗоТ РФ определяет обязанности администрации по обес­печению безопасных и здоровых условий труда, материаль­ную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья. КЗоТ РФ регламен­тирует вопросы применения труда женщин и молодежи.

В настоящее время основополагающим законом в облас­ти охраны труда является принятый 23 июня 1999 г. Государ­ственной Думой Федеральный Закон № 181 "Об основах ох­раны труда в Российской Федерации". Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охра­ны труда между работодателями и работниками и направ­лен на создание условий труда, соответствующих требова­ниям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Закон содержит определение основных понятий, в частно­сти, что такое охрана труда, условия труда, вредный и опас­ный производственный фактор и т.д. Определяет законода­тельство РФ об охране труда и сферу его применения (ст.2п.2).

В законе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда (ст.4 п.1). Первым из них значится "обеспечение приоритета сохранения жизни и здо­ровья работников".

Вторая глава Закона содержит права и гарантии работни­ков на труд в условиях, соответствующих требованиям охра­ны труда.

В третьей главе Закона рассматривается обеспечение ох­раны труда,

Глава IV содержит сведения о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране тру­да.

Глава V предусматривает ответственность за нарушение требований охраны труда.

Несчастные случаи на производстве были и остаются ог­ромной человеческой трагедией, а также являются причиной наиболее серьезных экономических потерь. Федеральный за­кон "Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний" от 24 июля 1998 года № 125 устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные ос­новы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Закон определяет порядок возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей. В этом законе впервые между работником (субъектом страхования) и работодателем (стра­хователем) встает страховщик - Фонд социального страхо­вания), который берет на себя определенные обязательства и гарантирует их выполнение, даже при ликвидации или бан­кротстве предприятия (страхователя). В дополнение к этому закону Государственной Думой 1 декабря 1999 г. был принят Федеральный Закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний на 2000 год". Разме­ры страховых тарифов устанавливаются в соответствии с классами профессионального риска. В 2000г. Указом Прези­дента были установлены тарифы на 2001г. в размере 0,2-8,5%.

Федеральный закон "О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов" принят Государственной Думой 20 июня 1997 года. Закон определяет правовые, эконо­мические и социальные основы обеспечения безопасной экс­плуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности орга­низаций к локализации и ликвидации последствий аварий.

Закон содержит основные определения: что такое промыш­ленная безопасность, авария, инцидент. Какие предприятия следует относить к опасным производственным объектам. В законе говорится о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, о технических устройствах, применяемых на этих производствах, о требованиях к их про­ектированию, строительству и эксплуатации. Также указан порядок технического расследования причин аварий.

Государственная Дума приняла закон "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года № 2490. Закон устанавливает правовые основы разработки, заключе­ния и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях согласования социально-экономических интересов ра­ботников и работодателей. Закон запрещает включать в тру­довые договоры условия, ухудшающие положение работни­ков по сравнению с законодательством. Действие Закона рас­пространяется на предприятия независимо от форм собст­венности.

Одну из важнейших проблем современного производства затрагивает Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" от 22 мая 1998 года. Закон определяет право­вые основы обращения с отходами производства и потребле­ния в целях предотвращения их вредного воздействия на здо­ровье человека и окружающую среду. В Законе указаны ос­новные принципы государственной политики в области об­ращения с отходами, которыми, в частности, являются охра­на здоровья человека, поддержание благоприятного состоя­ния окружающей среды, сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества.

Подзаконные акты

Важнейшим правовым документом является Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, ут­вержденное постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 11 марта 1999 г. Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев в организа­циях любой формы собственности, а также для индивидуаль­ных предпринимателей. В Положении перечислены первооче­редные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем, порядок оформления и форма акта о расследовании несчаст­ного случая на производстве.

Поскольку согласно Федеральному закону № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний", в отношениях работодателя и работника появилась третья сто­рона - страховщик, в лице Фонда социального страхования Российской Федерации, в действующее Положение введены понятия страховщик, страхователь, застрахованный, страхо­вой случай. Изменения в п.4 Положения, например, преду­сматривают направление сообщения о несчастном случае с застрахованным в исполнительный орган Фонда социально­го страхования РФ.

Постановлением Госкомстата от 18.06.99 № 42 утвержде­ны формы отчетности о травматизме (форма № 7) и об усло­виях труда, (форма № 1-т).

В развитие Закона об обязательном социальном страхо­вании принято Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 "Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального рис­ка".

Правила определяют отнесение каждой отрасли промыш­ленности к одному из 32 классов профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уров­ню производственного травматизма и профессиональной за­болеваемости. В 2001 г. вводится 22 класса профессиональнного риска.

3. Государственные нормативные требования охраны труда.Правила,процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются нормативно правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования по охране труда.

Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" обязывает все органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах.

В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Нормативные правовые акты включают документы, основные виды которых приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Виды нормативных правовых актов РФ по охране труда

Наименование вида нормативного правового акта Органы, утверж-дающие
полное сокращенное нормативные правовые акты
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ Госстандарт России, Минстрой России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы СП СН ГН СаНПиН Госкомсанэпиднадзор России
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой России
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ   ИБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила по охране труда межотраслевые ПОТ М Минтруд России
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)     Минтруд России, Федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТ О Федеральные органы
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ исполнительной власти  
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) ТОИ  

Нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют требования законодательных актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, должностным лицам; определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, могут разрабатывать и утверждать соответствующие нормативные правовые акты по охране труда субъектов Российской Федерации*.

При необходимости, исходя из специфики производств, предприятия и организации разрабатывают стандарты предприятия, системы безопасности труда на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития РФ.

Наши рекомендации