Формирование инновационной политики
При формировании инновационной политики организации важно учитывать степень «скрытых потребностей» в нововведениях, а именно:
а) потребность предвосхищаемую, которая возникает в случае, когда необходимая потребность ощущалась пользователями до появления нововведения и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография);
б) появившаяся после открытия или изобретения потребность (рентген, беспроводная связь, телеграф);
в) потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (лазеры, оптимальный раскрой листа);
г) негативная потребность, или фактический отказ, отмечается в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает реализацию нововведения (швейные машины).
Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации организации, т. е. все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.
Процесс разработки инновационной политики организации может быть представлен следующими этапами:
I этап – систематизация поступающих идей:
а) сбор информации о технологических изменениях на рынке, об инновациях, поступающих из конструкторских и технологических подразделений, служб маркетинга, сбытовых подразделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
б) сбор информации о потенциальных возможностях организации в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска;
в) сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
II этап – отбор выявленных идей и разработка новых идей (инновации):
а) определение возможностей практической реализации идей;
б) выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;
в) определение соответствия инновации стратегии развития.
III этап – анализ экономической эффективности инноваций:
а) четкое знание момента начала разработки инновации, когда идея приобретает вид конкретного проекта;
б) определение технико-экономических характеристик инновации, оценка ее качества;
в) определение расходов (инвестиций) на разработку и внедрение инновации, а также сроков их окупаемости;
г) расчет необходимых ресурсов для разработки инновации: финансовых, кадровых, материально-технических;
д) определение сроков внедрения инновации;
е) анализ и оценка рентабельности инновации.
IV этап – разработка инновации:
а) разработка конкретной инновационной программы с четким разделением обязанностей по подразделениям организации;
б) разработка и проведение необходимых испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.).
V этап – принятие решения о внедрении инновации в производство на основе программы маркетинга по инновации, отражающей:
а) коммерческое обоснование инновации: рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы продажи, наличие опыта в продаже;
б) производственные возможности организации: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированными кадрами;
в) финансовые возможности: общая сумма инвестиций в освоении и продаже инноваций, источники финансирования, предполагаемые результаты – прибыльность или убыточность на расчетный период;
г) соответствие нормативным показателям – стандартам, государственным нормам и т. д.;
д) обеспечение патентной защиты инновации.
Цели инновационной политики
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.
Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;
- активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Основными приоритетными направлениями инновационной поли-тики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;
2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
В государственных структурах инновационная функция распределяется между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Основным механизмом реализации государственной инновационной функции социальной сферы является государственная социальная политика.
Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется за счет государственных и рыночных источников. Задача органов власти региона состоит в совершенствовании механизма государственных закупок научно-технических услуг, в стимулировании платежеспособного спроса научных услуг, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационную деятельность, создании региональных и межрегиональных специализированных организаций, предоставляющих финансовые ресурсы (кредиты). По мере развития экономики, следует довести долю расходов на науку в валовом внутреннем продукте РФ до уровня развитых стран.
Нужно, чтобы в законодательном порядке было обеспечено финансирование из регионального бюджета расходов на проведение фундаментальных исследований, выполнение высокоэффективных прикладных исследований и разработок, развитие инновационной инфраструктуры. Система государственного финансирования научно-исследовательских разработок и расходования организациями выделенных ассигнований должна быть "прозрачной", для того чтобы исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования бюджетных средств.
Финансирование за счет регионального бюджета проектов фундаментальных исследований должно осуществлять в рамках региональных и федеральных целевых программ и на долевых началах с федеральными государственными заказчиками (например, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, другими специализированными фондами). При этом должно быть обеспечена максимальная объективность при проведении конкурсных отборов проектов и их экспертизе.
Государственная финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности предполагает использование следующих методов финансирования инновационной деятельности:
- предоставление целевых субвенций на погашение налоговых льгот инновационным организациям;
- компенсации процентной ставки банковских кредитов, полученных для реализации инновационных проектов;
- принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов материальной инфраструктуры, используемой организациями инновационной инфраструктуры (содержание помещений, коммунальные расходы, услуги электронной связи, приобретение права пользования платными информационными ресурсами);
- государственный заказ на организацию участия и проведение презентаций разработок и технологий научных организаций и учреждений региона на международных, межрегиональных выставках и ярмарках.
Развитие региональной инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.
Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает создание информационно-технологичеких центров, центров трансфера технологий, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, сети других организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе.