Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и фор­мирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регули­рования являются:

j политика Центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

j налоговая политика государства;

j участие государства в смешанных или государствен­ных кредитных институтах;

j законодательное регулирование деятельности различ­ных институтов кредитно-финансовой системы.

j В большинстве промышленно развитых стран полити­ка Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика Центрального банка заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика обычно сочетается с государственным ре­гулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.

2. Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Централь­ном банке. Изменяя норму резервирования. Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны

3. Третьей формой регулирования являются операции Центрального банка на открытом рынке с государственны­ми организациями путем их купли-продажи кредитно-финансовым институтам. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государ­ственного бюджета.

4. Четвертой формой регулирования является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применения санкций за их нарушение.

Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ Рос­сии сформулированы 35 Закона о Банке России:

j процентные ставки по операциям Банка России;

j нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России;

j операции на открытом рынке;

j рефинансирование банков;

j валютное регулирование;

j установление ориентиров роста денежной массы;

j прямые количественные ограничения.

Относительно процентных ставок по операциям Банка России законом предусматривается, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций иди проводить процентную поли­тику без фиксации процентной ставки.

Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия сроки и лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представля­ет собой изменение цены дополнительных кредитных ресур­сов, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам. Центральный банк России активно использует став­ку рефинансирования в качестве инструмента своей денеж­но-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое:

во-первых, роль тормоза эмис­сии коммерческими банками,

во-вторых, - инструмента те­кущего регулирования ликвидности на денежном рынке.

Повышение норм резервирования ведет к сокращению кре­дитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. Меха­низм использования обязательных резервов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредит­ной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии - понижаются. Размер обя­зательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров ЦБ РФ.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает количество денег в обраще­нии, продавая - изымает часть их из обращения.

В настоящее время операции на открытом рынке приоб­ретают решающее значение в силу того, что это - более гиб­кий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов. В этом, безусловно, проявляется предпочтение рыночных методов регулирования экономики административным.

Под рефинансированием понимается кредитование Бан­ком России коммерческих банков, в том числе учет и пере­учет векселей. Основной формой кредитования коммерче­ских банков ЦБ РФ на сегодня является ломбардный кре­дит под залог государственных ценных бумаг.

Под валютными интервенциями понимается купля-про­дажа Банком России иностранной валюты против россий­ской на межбанковском или биржевом рынках для воздей­ствия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воз­действует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутрен­ние цены и многие другие параметры российской экономики.

Под прямым количественным ограничением понимается установление ЦБ РФ максимальных уровней ставок по от­дельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кре­дитных учреждений.

Согласно Закону о ЦБ РФ, последний вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денеж­но-кредитной политики и только после консультаций с Пра­вительством России.

Налоговая политика государства. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налого­вых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. На­оборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных операций и снижению процентных ставок.

Участие государства в (деятельности кредитно-финансовых учреждений. Посредством данного метода государ­ство оказывает достаточно эффективное воздействие на функ­ционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко распространен в странах Западной Ев­ропы и развивающихся странах.

Существенное влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами влас­ти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, рег­ламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовьх институтов.

Таким образом, государственное регулирование кредит­ной системы представляет сложный, в определенной мере эффективный и достаточно противоречивый механизм, про­шедший в своем становяенпи большое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменения.

Наши рекомендации