Краткое описание ОАО «Эллипс Банк»
Открытое акционерное общество коммерческий банк «Эллипс банк» было создано 7 июля 1992 года в г. Нижнем Новгороде.
Сегодня «Эллипс банк» представляет собой федеральную универсальную кредитную организацию. Банк предоставляет услуги в Центральном, Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах РФ, а также у банка имеется представительство в Италии.
По состоянию на 7 апреля 2014 года филиальная сеть «Эллипс Банка» включает в себя 30 офисов, в основном расположенных в Нижнем Новгороде и по всей Нижегородской области. Банк включен в реестр банков, входящих в систему страхования вкладов, №270 от 09.12.2004 г.
Цель деятельности «Эллипс Банка» - извлечение прибыли, развитие универсальных банковских услуг, содействие развитию рыночных отношений на территории РФ.
ОАО КБ «Эллипс банк», действуя на основании Генеральной лицензии №1950, руководствуется действующим российским законодательством, а именно: Конституцией РФ; федеральными законами, регулирующими российский банковский сектор; нормативными актами ЦБ РФ.
Банк на основании генеральной лицензии, выданной Банком России, в соответствии с Приложением №18 Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 26.11.2013) обладает правом реализовывать следующие операции:
1) привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады;
2) размещать привлеченные во вклады денежные средства физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3) открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
4) осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
5) осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и реализовывать кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) покупать - продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
7) привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
8) выдавать банковские гарантии;
9) осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
С 24 декабря 2013 г. был запущен процесс финансового оздоровления Эллипс Банка - санация. Целью такого мероприятия является восстановление платежеспособности кредитной организации и обеспечение ее нормальной работы. Ответственность за осуществление этих функций возложена на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), являющуюся главным акционером «Эллипс Банка».
Действующее в качестве временной администрации, АСВ реализует мероприятия необходимые для восстановления ликвидности «Эллипс Банка». Полномочия акционеров «Эллипс Банка», а также полномочия органов управления на период деятельности временной администрации приостановлены. Для осуществления санации «Эллипс Банка» Банк России предоставил «Агентству по страхованию вкладов» кредит в размере 5,36 млрд. рублей [27].
Основной проблемой «Эллипс банка» стала низкая ликвидность активов. Банк России решил вмешаться на ранней стадии, пока оставшихся у банка активов достаточно, чтобы при рациональных затратах он продолжал нормально функционировать.
Сейчас «Эллипс Банк» работает в обычном режиме. Клиенты банка, включая его вкладчиков, могут продолжать пользоваться его услугами. Реализация плана санации позволит банку бесперебойно проводить расчёты с клиентами на время его дальнейших действий, а также улучшить его финансовое положение. Так, банк остается значимым для Нижегородского региона, предлагая востребованные банковские услуги предприятиям среднего и малого бизнеса, а также физическим лицам.
Рекомендации по избеганию отзыва банковской лицензии «Эллипс Банку»
Как правило, процедура санации проводится в отношении значимых для какого-либо конкретного региона банков. ОАО «Эллипс Банк», проходя через процесс финансового оздоровления, находится в сложной ситуации. По завершению процедуры, банк будет иметь еще неустойчивые позиции на рынке, и снова появится риск возникновения ситуации, когда Банк России вынужден выбирать между повторной санацией и отзывом лицензии.
Поэтому во избежание лишения банка права заниматься банковской деятельностью будет целесообразно уделять больше внимания вопросам, регулирующим правовую среду функционирования банка. Практическую значимость имеют следующие рекомендации:
1) Вести деятельность по повышению капитализации, обеспечивать высокий уровень качества капитала – это позволит избежать лишения банковской лицензии в соответствии с ч.2 ст. 20 закона о банках.
2) Увеличить внимание к вопросам достоверности учета и отчетности путем расширения состава и оперативности публикуемой информации о своей деятельности (например, на собственных сайтах, а также на сайте ЦБ PФ) – п.1 ч. 1 ст. 20 закона о банках.
3) Усилить внимание за необычными операциями и сделками, указанными в Приложении №2 из Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 ноября 2013 г. N 342 (см. Приложение 3) во избежание нарушения ФЗ N 115. Необходимо руководствоваться письмом ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г. № 161-Т при отнесении банковских операций к категории сомнительных (см. Приложение 5).
Также в ряд сомнительных могут быть отнесены операции, совершаемым по поручению клиентов, которые указаны в письмах Банка России от 21 января 2005 г. № 12-Т, от 26 января 2005 г. № 17-Т (см. Приложение 6).
Кроме того, следует обратить внимание на критерии, в соответствии с которыми операции можно отнести к числу сомнительных:
1. Перевододатель зарегистрирован в офшорной зоне, которая определена Указанием Банка России №1317-У от 07.08.2003 г. (см. Приложение 7).
2. Осуществление многочисленных переводов на крупные суммы, направляемые/получаемые компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, на счета, открытые в иностранных банках.
Значимость и актуальность вопроса противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма растет, в связи с чем важно соблюдать процедуры и политику в этой области, поскольку совершение банком операций, квалифицируемых как подозрительные, влечет возникновение у банка высоких правовых и репутационных рисков.
4) Вести работу с жалобами и претензиями клиентов, создание специализированного подразделения. Стоит обратить внимание на документ, разработанный Ассоциацией Региональных Банков, - «Рекомендации кредитным организациям по рассмотрению жалоб клиентов – физических лиц». Следование рекомендациям АРБ позволит банку снизить банковские риски, касающиеся взаимоотношений с клиентами; повысить доверие к банку; увеличить долю жалоб клиентов, урегулированных во внесудебном порядке, что в свою очередь, сокращает риск отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 20 закона о банках.
В рамках повышения эффективности работы и уровня конкурентоспособности банка можно рекомендовать реализацию следующих действий:
1) Развитие системы управления рисками; оценка потерь, в том числе потенциальных, с учетом уровней рисков и перспективных состояний рыночной среды.
2) Повышение внимания вопросам управления рисками на новых быстрорастущих сегментах рынка банковских услуг.
3) Разработка стандартов качества банковской деятельности и механизма контроля за их соблюдением. При этом возможно оценивать качество банковских услуг с помощью методики SERVQUAL .
4) Проведение процедур по идентификации клиентов, а именно:
· внедрение комплексных процедур проверки сведений, представляемых клиентами;
· тщательная проверка данных о владельце счета, во избежание открытия счетов для фиктивных пользователей;
· сбор данных о профессиональной деятельности клиента и источниках его доходов;
· выяснение целей, для которых открывается счет (следует понимать, будут ли последующие операции законными и экономически обоснованными).
5) Внедрение внутренних систем с целью проведения мониторинга необычных операций (которые могут быть отнесены к категории сомнительных).