Анализ внутренних заимствований города по полученным банковским кредитам за 2016 год.
На 01 января 2017 года, погашены и закрыты следующие кредитные соглашения на открытые кредитные линии:
- от 10.06.2013 № 171427 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 10.06.2013 № 171429 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 03.07.2013 № 177753 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 02.09.2013 № 194367 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 02.09.2013 № 194369 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 28.09.2015 № 132300001715000326-0101990-01 – ПАО «Сбербанк России»;
- от 12.05.2015 № 132300001715000104-0101990-01 – ПАО «Саровбизнесбанк»;
- от 12.05.2015 № 132300001715000105-0101990-01 – ПАО «Саровбизнесбанк»;
- от 21.09.2015 № 132300001715000315-0101990-01 – ПАО «Возрождение».
В соответствии с «Положением о порядке привлечения муниципальных заимствований», утвержденного постановлением городской Думы города Дзержинска от 24.05.2009 № 79, департамент финансов, от лица администрации города, являясь муниципальным заказчиком, от имени городского округа город Дзержинск, в течение 2016 года заключает муниципальные контракты на оказание услуг по предоставлению кредитных ресурсов с победителями открытого аукциона, проведенными в электронной форме:
1) муниципальный контракт, с ПАО «Сбербанк России», от 16.09.2016 № 0132300001716000281-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме - 40,0 млн. рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 10,94 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 15 сентября 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 40,0 млн. рублей;
2) муниципальный контракт, с ПАО «Сбербанк России», от 16.09.2016 № 132300001716000278-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме - 100,0 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 10,94 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 15 сентября 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 100,0 млн.рублей;
3) муниципальный контракт, с ПАО «Сбербанк России», от 19.12.2016 № 132300001716000377-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме - 50,0 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 10,71 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 18 декабря 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 50,0 млн. рублей;
4) муниципальный контракт, с ПАО «АКБ Саровбизнесбанк», от 19.04.2016 № 132300001716000060-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме - 100,0 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 12,38 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 18 апреля 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 15,0 млн.рублей;
5) муниципальный контракт, с ПАО «АКБ Саровбизнесбанк», от 08.06.2016 № 132300001716000134-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме - 500,0 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 11,44 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 07 июня 2019 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 500,0 млн. рублей;
6) муниципальный контракт, с ПАО «Совкомбанк», от 25.11.2016 № 132300001715000351-0101990-01 о предоставление кредитной линии с лимитом в сумме 100,0 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом 11,4 % годовых, для финансирования дефицита городского бюджета и погашения долговых обязательств на срок по 24 ноября 2017 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила 100,0 млн.рублей;
7) соглашение с Управлением федерального казначейства по Нижегородской области, от 13.10.2016 № 32-06-17/4 о предоставление бюджетного кредита в сумме – 92,7 млн.рублей, с процентной ставкой за пользованием кредитом – 0,1 % годовых, на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета, в срок до 25 ноября 2016 года. По состоянию на 01.01.2017 г., сумма задолженности составила – 0,0 млн.рублей.
В течение 2016 года по кредитным соглашениям было привлечено финансовых средств в размере 1 420,7 млн.рублей, погашено по привлеченным кредитным средствам 1 314,7 млн.рублей.
Объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2016 год, составил сумму 94 758,9 тыс.рублей, что составляет 86,7 % от утвержденных и уточненных показателей 109 242,7 тыс.рублей, или 84,4 % от первоначально утвержденных показателей 112 242,7 тыс.рублей.
15. Анализ показателей долговой зависимости муниципального образования.
В целях объективной комплексной оценки финансового состояния городского бюджета специалистами Контрольно-счетной палаты городской Думы произведен выборочный анализ.
Для оценки использована следующая группа показателей:
- показатели долговой зависимости муниципального образования.
Данная группа коэффициентов позволяет определить развитие долговой ситуации, возможность погашения долга, позволяет отследить ухудшение экономических условий функционирования муниципальной экономики.
Базовые данные в ходе проведения оценки использованы из годовых отчетов об исполнения городского бюджета за период с 2012 по 2016 гг.
Специалистами Контрольно-счетной палаты городской Думы применена методика расчета Н.Ю. Коротина «Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований».
Таблица 20
№ | Показатели | Период (тыс. рублей) | ||||
Доходы бюджета (Д) | 3 164 902,6 | 4 145 430,1 | 3 931 813,1 | 3 816 265,2 | 3 997 332,7 | |
Безвозмездные поступления (БВП) | 904 738,8 | 1 538 364,7 | 1 785 509,7 | 1 894 885,4 | 2 073 371,4 | |
Налоговые доходы по дополнительным нормативам отчисления (НДдоп) | 811 094,2 | 1 113 940,0 | 334 005,7 | 303 387,5 | 325 263,1 | |
Расход (Р) | 3 244 169,1 | 4 167 901,9 | 4 125 305,7 | 3 937 330,0 | 4 145 597,2 | |
Муниципальный долг (МД) | 570 000,0 | 730 000,0 | 740 000,0 | 909 000,0 | 1 015 000,0 | |
Расход на обслуживание муниципального долга (Робсл) | 16 163,3 | 16 889,6 | 38 717,5 | 90 439,0 | 94 758,9 | |
Расход в виде субвенций (Рсубв) | 668 001,2 | 890 573,0 | 1 235 791,5 | 1 626 254,1 | 1 788 442,1 |
2) Коэффициент долговой емкости бюджета:
|
|
Коэффициент долговой емкости бюджета показывает степень покрытия муниципального долга доходными источниками без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Нормы статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывают, что значение этого коэффициента должно быть меньше единицы.
2) Коэффициент долговой зависимости бюджета:
|
|
Коэффициент долговой зависимости бюджета показывает соотношение муниципального долга и общей суммы расходов бюджета и позволяет оценить платежеспособность органов местного самоуправления в отношении муниципальных долговых обязательств.
3) Коэффициент долговой нагрузки бюджета:
|
|
Коэффициент долговой нагрузки бюджета показывает долю текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов бюджета.
4) Коэффициент предела обслуживания муниципального долга:
|
|
Коэффициент предела обслуживания муниципального долга показывает долю текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов. Предельный размер этого коэффициента регламентируется статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации и составляет 0,15.
Превышение указанного значения влечет за собой запрет для органов местного самоуправления на принятие новых долговых обязательств (за исключением принятия соответствующих долговых обязательств в целях реструктуризации муниципального долга).
Данные коэффициентов долговой нагрузки отражены в таблице
Таблица 21
Показатель | Нормативное значение | |||||
Коэффициент долговой емкости бюджета (Кд.е.) | менее 1 | 0,39 | 0,49 | 0,41 | 0,56 | 0,63 |
Коэффициент долговой зависимости бюджета (Кд.з. ) | - | 0,18 | 0,18 | 0,18 | 0,23 | 0,24 |
Коэффициент долговой нагрузки бюджета (Кд.н. ) | - | 0,005 | 0,004 | 0,009 | 0,023 | 0,023 |
Коэффициент предела обслуживания муниципального долга (Кобс. ) | менее 0,15 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,04 | 0,04 |
Динамика показателей данной группы коэффициентов свидетельствует о росте долговой муниципальной зависимости за анализируемый период.
Размер муниципального долга за последние пять лет вырос в 1,8 раз.
Соотношение муниципального долга и общей суммы расходов бюджета Кд.з. увеличилось с 2012 года более чем на 30 %.
Соотношение текущих расходов по обслуживанию муниципального долгав общей сумме расходов бюджета Кд.н. выросла в 4,6 раза. Пропорционально выросла и доля текущих расходов на обслуживание муниципального долга в общей сумме расходов Кобс., при этом нормативное значение не превышает предел установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Все показатели находятся в рамках разрешенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исполнение целевых программ
Анализом данных «Исполнение расходов городского бюджета по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов» Приложение 8 к отчету об исполнении городского бюджета за 2016 год, установлено:
Исполнение расходов городского бюджета в 2016 году осуществлялось в программном формате на основе 13 муниципальных программ.
Таблица 22
Наименование расходов | Первоначально утвержденный план на 2016 год Решение Г.Д. от 24.12.2015 № 62 | Уточненный план на 2015 год Решение Г.Д. от 22.12.2016 № 270 | Фактически исполнено за 2016 год | % | |
исполнения к первоначально утвержденному плану | исполнения к утвержденному плану | ||||
Финансирование муниципальных программ,тыс.руб. | 3 637 816,6 | 3 836 303,9 | 3 718 063,1 | 102,2 | 96,7 |
Всего расходов | 4 028 917,3 | 4 267 519,5 | 4 145 597,2 | 102,9 | 97,1 |
Удельный вес расходов по исполнению целевых программ, финансируемых за счет средств городского бюджета в общих расходах городского бюджета составляет:
- в 2013 году – 9,3 %;
- в 2014 году – 10,8 %;
- в 2015 году – 89,1 %;
- в 2016 году – 89,7 %.
Данные по исполнению муниципальных программ, финансируемых за счет средств городского бюджета за период 2014-2016 гг.
Таблица 23 тыс.рублей
Муниципальные программы | 2014 год | 2015 год | 2016 год | ||||||
Кол-во | Утвержден. план решение Г.Д. от 24.12.2014 № 844 | Исполнено на 01.01.2015 | Кол-во | Утвержден. план решение Г.Д. от 24.12.2015 № 58 | Исполнено на 01.01.2016 | Кол-во | Утвержден. план решение Г.Д. от 22.12.2016 № 270 | Исполнено на 01.01.2017 | |
Объем финансирования муниципальных программ | 540 316,6 | 445 655,7 | 4 294 360,2 | 3 510 317,4 | 3 836 303,9 | 3 718 063,1 | |||
Всего расходов по бюджету | 5 376 787,4 | 4 125 305,7 | 4 708 782,7 | 3 937 330,0 | 4 267 519,5 | 4 145 597,2 |
За анализируемый период 2014-2016 гг. исполнение муниципальных программ, предусмотренных к финансированию из средств городского бюджета к утвержденному годовому плану составило:
- в 2014 году – 82,5 %;
- в 2015 году – 81,7 %;
- в 2016 году – 96,7 %.
Основная доля расходов на муниципальные программы в 2016 году, финансируемых за счет средств городского бюджета к общему расходу (утвержденный план) на целевые программы приходится на следующие программы:
- МП "Развитие муниципальной системы дошкольного образования в городском округе город Дзержинск " – 32,6 %;
- МП "Развитие общего и дополнительного образования городского округа город Дзержинск " – 29,4 %.
Таблица 24
№ п/п | Наименование программы | Утвержденный план 2015 года решение от 22.12.2016 № 270 | Исполнено на 01.01.2017 | Не исполнено тыс.руб. | % исполнения | % исполнения к общей сумме расходов на целевые программы |
МП "Развитие общего и дополнительного образования городского округа город Дзержинск" | 1 142 159,6 | 1 129 441,1 | 12 718,5 | 98,9 | 29,4 | |
МП "Развитие транспортно-дорожной сети и благоустройство территории города Дзержинска" | 398 801,7 | 353 706,8 | 45 094,9 | 88,7 | 9,2 | |
МП "Развитие предпринимательства и сельского хозяйства на территории городского округа город Дзержинск" | 9 602,9 | 12 583,4 | 2 980,5 | 131,0 | 0,3 | |
МП "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения городского округа город Дзержинск" | 30 816,7 | 29 077,0 | 1 739,7 | 94,4 | 0,7 | |
МП "Обеспечение населения городского округа город Дзержинск качественными услугами в сфере городского хозяйства и транспорта" | 160 251,6 | 143 117,7 | 17 133,9 | 89,3 | 3,7 | |
МП "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Дзержинск" | 99 270,6 | 95 813,6 | 3 457,0 | 96,5 | 2,5 | |
МП "Охрана окружающей среды городского округа город Дзержинск" | 22 881,3 | 19 908,5 | 2 972,8 | 87,0 | 0,5 | |
МП "Обеспечение жителей городского округа город Дзержинск доступным и комфортным жильем" | 55 508,8 | 50 182,8 | 5 326,0 | 90,4 | 1,3 | |
МП "Градостроительная деятельность и управление муниципальным и имуществом городского округа город Дзержинск" | 62 999,0 | 56 490,4 | 6 508,6 | 89,7 | 1,5 | |
МП "Развитие муниципальной системы дошкольного образования в городском округе город Дзержинск" | 1 260 364,4 | 1 250 761,0 | 9 603,4 | 99,2 | 32,6 | |
МП "Развитие культуры в городском округе город Дзержинск" | 269 463,0 | 265 590,7 | 3 872,3 | 98,6 | 6,9 | |
МП "Развитие молодежной политики в городском округе город Дзержинск" | 61 879,7 | 60 883,8 | 995,9 | 98,4 | 1,6 | |
МП "Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Дзержинск" | 262 304,6 | 250 506,3 | 11 798,3 | 95,5 | 6,5 | |
Всего расходов на муниципальные программы | 3 836 303,9 | 3 718 063,1 | 118 240,8 | 96,9 |
По результатам анализа предоставленного администрацией города «Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ за 2016 год», установлено:
1) эффективными признаны 12 муниципальных программ, из них:
- МП "Развитие общего и дополнительного образования городского округа город Дзержинск " из 4 индикаторов достижения цели 3 достигнуты в полном объеме, из 3 конечных результатов достигнут полностью только 1;
- МП "Развитие муниципальной системы дошкольного образования в городском округе город Дзержинск" из 4 индикаторов достижения цели все достигнуты в полном объеме (2 с превышением), из 4 конечных результатов полностью достигнуты только 3 (2 с превышением);
- МП "Развитие культуры в городском округе город Дзержинск" из 4 индикаторов достижения цели достигнуты 3 (1 с превышением), из 3 конечных результатов достигнуты 2;
- МП "Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Дзержинск" из 3 индикаторов достижения цели 3 достигнут, из 2 конечных результатов достигнуты 2;
2) неэффективной признана МП "Градостроительная деятельность и управление муниципальным имуществом городского округа город Дзержинск", так как все индикаторы и конечные результаты достигнуты не в полном объеме.
По данным администрации города основной причиной не выполнения в полном объеме утвержденных программных мероприятий и не достижения целевых индикаторов программ в 2016 году связано с сокращением или полным отсутствием финансирования из различных источников.