Особенности управления проектами
Управление проектом отличается от управления производством:
1. Управление проектом связано с созданием чего-то нового, является одноразовой деятельностью, в то время как управление производством с предсказуемыми, четко поставленными задачами, когда упор делается на надежные и конкретные планы.
Производственные функции все время повторяются, возможно, изучение этих повторяющихся циклов и улучшение по ходу производственной деятельности. Это типовой процесс при минимуме изменений.
Управление проектом связано с изменениями и быстрым поиском оригинальных решений, тогда как при управлении производством необходимо лишь четко соблюдать инструкции и правила, выработать стереотипы поведения.
2. Проект - одноразовая деятельность, производство периодически повторяющаяся.
3. Цена продукции, ее себестоимость, стоимость тех или иных работ с достаточно высокой точностью определяются по результатам предыдущей деятельности предприятия или аналогичных предприятий.
Затраты на реализацию проекта определяются в основном экспертным путем, поэтому фактические расходы редко укладываются в запланированную смету затрат.
4. На производстве с высокой степенью гарантии можно говорить о результатах, есть графики выпуска продукции, в автоматизированных производствах известен такт, темп и ритм поточной линии.
Проект - это такой объект управления, что даже по истечении половины времени, отведенного на его реализацию, нельзя гарантировать его успешное завершение.
5. Объем производства можно увеличить за счет объемов используемых финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
Реализация проекта далеко не всегда и чаще всего не может быть ускорена таким путем - нужно действовать «не числом, а умением».
Для проекта как совокупности одноразовых действий характерны наличие четких целей, ограниченных ресурсов, высокая степень неопределенности многих параметров, высокая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций, наличие установленных сроков начала и окончания проекта. Его реализация требует четкой координации в процессе выполнения.
Все эти особенности необходимо учитывать при управлении проектом, формировании его организационной структуры.
Глоссарий
Сегментация рынка -разделение, разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.
Фесилити-менеджмент -вид менеджмента, связанный с организацией, планированием и управлением вспомогательными системами, сооружениями и зданиями, средствами обслуживания в сфере общественного производства.
Цели компании.Конкретные конечные результаты, которых стремится достичь группа руководителей, акционеры компании; формулируются в процессе планирования, выработки стратегии компании.
Диверсификация.1. Вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов. 2. Одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации.
Инвестиционный анализ- исследование инвестиционной собственности, определяющее ее соответствие специфическим потребностям конкретного инвестора.
Раздел 2 Процедуры управления проектами
Тема 3 Планирование проекта (1 час)
1. Разработка плана управления
2. Разработка финансового плана
3. Разработка плана по организации и управлению персоналом
4. Планирование материальных ресурсов
Цель лекции: Рассмотреть процедуру управления проектом, основные задачи по разработке плана управления, финансового плана, плана по организации и управлению персоналом.
Ключевые слова: планирование, план управления, финансовый план, план по организации и управлению персоналом, планирование материальных ресурсов.
1. Разработка плана управления
Как правило, для выполнения процедуры необходимо решить следующие задачи:
1) определить стратегии управления;
2) определить стандарты и процедуры;
3) подготовить предварительный вариант плана качества работ по проекту;
4) утвердить план у заказчика и исполнителя;
5) подготовить окончательный вариант плана качества работ.
Определение стратегий управления. Проводится анализ стратегий управления на полноту и совместимость, анализ всех планов — на согласованность и координацию. В случае необходимости планы корректируются.
Определение стандартов и процедур. Проводится анализ стандартов и процедур на совместимость со стратегиями управления, а также на согласованность и координацию. В частности, необходимо убедиться, что процедура утверждения документов позволяет избежать излишней бюрократизации.
Предварительный вариант плана качества работ. Необходимо включить в план качества работ по проекту - разработанные стратегии управления, стандарты и процедуры и подготовить документ по стандартному формату.
Утверждение плана заказчиком и исполнителем. Для утверждения со стороны исполнителя плана качества работ по проекту (и других связанных с ним документов), а также рабочего плана и финансового плана необходимо использовать процедуру обзора качества. Согласованию подлежат сроки, ресурсы, график работ и т.д. Для утверждения со стороны заказчика плана качества работ по проекту и рабочего плана также необходимо использовать процедуру обзора качества. Необходимо согласовать с заказчиком требования по ресурсам, график работ и обязательства, внести в планы необходимые поправки и поставить на контроль процесс управления конфигурацией.
Окончательный вариант плана качества работ. Опубликовать и разослать план качества работ по проекту и другие соответствующие документы. Провести совещания по запуску проекта. Отметим, что запуск проекта — это итоговый результат совещаний и встреч, проводимых с целью согласования области применения проекта, его целей и используемого подхода.
2.Разработка финансового плана
Для выполнения процедуры необходимо решить следующие задачи:
1) провести оценку трудоемкости;
2) оценить расходы по проекту;
3) провести анализ прибыли;
4) составить график платежей;
5) составить график затрат.
Оценка трудоемкости. На основе документа «Область применения проекта, его цели и подход», а также информации из календарного плана работ необходимо оценить трудоемкость работ персонала исполнителя, заказчика и субподрядчика. В качестве источника информации можно использовать требования к ресурсам (из рабочего плана).
Оценка расходов по проекту. Необходимо составить по месяцам смету затрат и указать сроки, когда расходы будут произведены.
Анализ прибыли. На основании данных оценки трудоемкости работ и расходов по проекту необходимо оценить доходы, расходы (прямые и накладные) и ожидаемую прибыль.
Составление графика платежей. На основании данных оценки расходов по проекту и анализа прибыли составляется график платежей.
Составление графика затрат. Финансовый бюджет проекта разрабатывается на основании анализа прибыли и графика платежей. Составляется график затрат, который используется в процессе «контроль рабочего плана» для отслеживания финансового состояния проекта.
3.Разработка плана по организации и управлению персоналом
Для выполнения процедуры необходимо решить следующие задачи:
1) спланировать организационную подготовку, роли и ответственность участников проекта;
2) определить наличие персонала требуемой квалификации.
Планирование организационной подготовки, ролей и ответственности. Необходимо проанализировать требования к ресурсам, прежний план организационной подготовки, сформулировать обязанности для каждой роли, составить предварительный организационный план проекта.
Определение персонала требуемой квалификации. Вместе с менеджерами необходимо подобрать персонал требуемой квалификации, установить требования для субподрядчиков, провести собеседование с кандидатами и оценить потребности в обучении, разослать запросы по необходимым назначениям и получить подтверждения на эти запросы. Если подтверждения не удовлетворяют требованиям организационного плана, то необходимо снова спланировать организационную подготовку, роли и ответственность участников проекта. Может быть целесообразно пересмотреть требования (в рабочем плане). Если требования организационного плана выполнены, то работа по подготовке плана по персоналу завершается.
Планирование материальных ресурсов
Для выполнения процедуры необходимо решить следующие задачи:
1) подготовить требования к рабочей среде;
2) спланировать создание инфраструктуры;
3) спланировать поставку материальных ресурсов;
4) спланировать сервисное обслуживание.
Подготовка требований к рабочей среде. Необходимо определить требования к рабочей среде для персональных компьютеров, файлового пространства, офисного программного обеспечения для всех процессов проекта и т.д.
Планирование создания инфраструктуры. Следует определить инструментальные средства и компьютерные ресурсы, необходимые для удовлетворения требований, и спланировать соответствующее сервисное обслуживание.
Планирование поставки материальных ресурсов. Необходимо провести анализ материальных ресурсов исполнителя и заказчика, составить перечень потенциальных поставщиков, подготовить предварительный план поставок по всем материальным ресурсам, проанализировать и утвердить план поставок в организации-исполнителе и организации-заказчике.
Планирование сервисного обслуживания. Необходимо проанализировать опыт практической деятельности исполнителя и заказчика в области сервисного обслуживания, установить, кто будет нести ответственность за сервисное обслуживание с обеих сторон, подготовить проект соглашения по данному вопросу, определить, будут ли участвовать какие-либо сторонние организации (не со стороны заказчика или исполнителя), и скорректировать соответственно план поставок. Следует проанализировать и утвердить соглашения по сервисному обслуживанию в организации-исполнителе и организации-заказчике.
Глоссарий
Запланированные инвестиции - суммы, которые фирмы планируют или намереваются инвестировать. При равновесном ВВП плановые инвестиции равны сбережениям, а уровни товарных запасов стабильны: отсутствуют незапланированное инвестирование и недоинвестирование.
Замещающий проект - инвестиционный проект, принятие которого приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.
Инвестиционный доход - доход от портфеля инвестированных активов.
Инвестиционное решение- решение о вложении финансовых ресурсов на длительный срок и при значительной степени риска.
Резервное планирование - разработка альтернативных стратегий на случай наступления рисковых событий.
Стоимостная оценка - оценка стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта.
Управление изменениями - применение корректирующих воздействий, если это необходимо по результатам анализа исполнения.