Организация бухгалтерского учета на предприятии
Предмет и задачи бухгалтерского учета в банка
1. Бухгалтерский учетизучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях. Следовательно, в бухгалтерском учете имеет место сплошное, постоянное отражение финансовой деятельности банка, всего его имущества и источников его формирования, всех видов запасов, основных средств, затрат, денежных средств, задолженности как самому банку, так и другим организациям.
Бухгалтерский учет, постоянно совершенствуясь, становится важным звеном развития рыночной экономики, что призвано способствовать лучшей организации управления, прогнозирования, анализа посредством обеспечения учетной информацией разных уровней управления. Чтобы с наибольшим эффектом использовать эту информацию в целях управления банком, необходима такая система организации бухгалтерского учета, которая будет ориентирована на использование передовых методов учета, Международных стандартов бухгалтерского учета, широкое применение компьютерной техники.
2. Как и у любой науки, у бухгалтерского учета свои предмет и методы.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает деятельность банка.
Основными задачами бухгалтерского учета являются следующие:
- обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц, полной и достоверной информацией о его финансовой деятельности;
- обеспечение информации необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества, обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- устранение отрицательных результатов в хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
3. Принципы бухгалтерского учета в банках:
Принцип начислений - принцип, который подразумевает признание доходов и расходов в момент их возникновения и отнесение их на финансовые результаты деятельности в период, к которому они относятся.
Принцип осторожности – подразумевает проявление осторожного подхода к признанию доходов и расходов. Так, доход может признаваться лишь при уверенности его получения, а расход – при возможности его возникновения.
Принцип непрерывности – предполагает продолжение работы банка в обозримом будущем и если нет потребности в его ликвидации или санации.
Принцип постоянства методов учета – предполагает применение одних и тех же методов учета в продолжение длительного периода деятельности банка, при изменении же методов учета – объяснение воздействия данных изменений на финансовые результаты деятельности банка.
Принцип двусторонности– предполагает двойственное отражение каждой операции банка и равность двух сторон баланса банка.
Принцип денежной оценки – предполагает измерение в единой денежной единице всех статей баланса банка.
Принцип автономности – предполагает автономность баланса банка от баланса других лиц, в том числе и акционеров.
Принцип существенности – предполагает отражение существенной и пропуск несущественной информации в финансовой отчетности банка.
Организация учетно-операционной работы в банке
Содержание учетно-операционной работы в банке
Основой бухгалтерского учета в банках является операционная работа. К ней относятся:
—прием и проверка правильности денежных документов от клиентов банка;
—подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
—контроль за своевременностью платежей;
—оперативный учет поступления денежных средств и платежей;
—учет данных для регулирования задолженности по банковским ссудам;
—контроль за зачислением денежных средств и др.
Операционная работа в банках разнообразна и сложна, что объясняется наличием множества форм денежных расчетов, способов и правил выдачи и погашения ссуды, особенностей производства платежей. В процессе операционной работы осуществляется контроль за совершением кассовых расчетных и других - денежных средств и платежей. Выполнение ежедневной операционной работы и связанное с ней ведение бухгалтерского учета принято называть учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции, — учет – по - операционным аппаратом банка.
Правильная и четкая организация учетно-операционной работы обеспечивает успешное выполнение всех функций, возложенных на банки. Все банковские операции считаются завершенными, если они отражены в бухгалтерском учете.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
— построение учетно-операционного аппарата;
— организацию рабочего дня и документооборота;
— внутрибанковский контроль.