Правовой статус государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.

Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и Бюджетным Кодексом.

Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.

Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.

Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Органы государственного казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Распорядители средств бюджетов государственных внебюджетных фондов составляют и представляют в Министерство финансов сводную бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов.

Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и Бюджетным кодексом. Утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных актов составляются распорядителями средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета.

Незаконное, нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, а также использование средств указанных фондов с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности, предусмотренной Бюджетным кодексом за незаконное, нецелевое использование средств бюджета, а также использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

К внебюджетным относятся:

· Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

· Государственный внебюджетный фонд гражданской авиации;

· Государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.

· Государственный внебюджетный фонд универсального обслуживания Министерства связи и информатизации.

Каждый из внебюджетных фондов решает свои особые задачи, имеет свои источники доходов. К примеру, основными задачами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности. Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

· организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

· осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;

· финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

· организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

· финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

· размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

· осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

· разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

· назначает и выплачивает профессиональные пенсии и выполняет другие функции.


Наши рекомендации