Понятие, стадии и участники бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.
Бюджетный процесс включает пять стадий:
1. -составление проекта бюджета;
2. -рассмотрение проекта бюджета
3. -утверждение бюджета;
4. -исполнение бюджета;
5. -составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.
Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины.
Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит.
Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря.
Бюджетный процесс строится на определенных принципах, соблюдение которых позволяет наиболее эффективно использовать средства государства. В связи с принятием БК в основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе организации бюджетной системы (ст. 8 БК). С другой стороны, помимо общих принципов построения бюджетной системы Республики Беларусь (многие из которых имеют большее значение именно при организации процессуальных отношений в бюджетной сфере), можно выделить еще ряд специальных принципов бюджетного процесса:
-принцип ежегодности означает, что бюджет принимается сроком на один год – с 1 января по 31 декабря. Другой стороной этого принципа является принятие бюджета до начала финансового года, что позволяет более адресно подходить к распределению бюджетных средств;
-принцип специализации бюджетных показателей, который означает что бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь составляются единой бюджетной классификации;
-принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Республики Беларусь;
· Парламент Республики Беларусь;
· Правительство Республики Беларусь;
· местные Советы депутатов;
· местные исполнительные и распорядительные органы;
· органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
· Национальный банк Республики Беларусь;
· иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
· распорядители и получатели бюджетных средств;
· банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий, реализуемых ими на разных стадиях бюджетного процесса.
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).
Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов.
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.
Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом.
Временное управление бюджетом осуществляется в период с начала текущего финансового года до дня вступления в силу закона о республиканском бюджете (решения местного Совета депутатов о соответствующем бюджете) на текущий финансовый год.
При временном управлении бюджетом:
· ежемесячные расходы не должны превышать одной двенадцатой части объема расходов, установленного законом о республиканском бюджете (решением местного Совета депутатов о соответствующем бюджете) на отчетный финансовый год;
· иные показатели, утверждаемые законом о республиканском бюджете (решением местного Совета депутатов о соответствующем бюджете) на текущий финансовый год, применяются в размерах и порядке, установленных законом о республиканском бюджете (решением местного Совета депутатов о соответствующем бюджете) на отчетный финансовый год;
· запрещается:
- предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов;
- финансирование капитальных вложений, за исключением случаев, когда необходимо проведение работ по ликвидации последствий аварии или иной чрезвычайной ситуации в целях сохранения жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды;
- расходование средств резервных фондов;
- осуществление заимствований.
Эти ограничения не распространяются на выполнение обязательств
- по выплате заработной платы и трансфертов населению,
- обслуживанию и погашению государственного долга и долга органов местного управления и самоуправления,
- выполнению обязательств по международным договорам.