Характеристика источников финансирования

Все источники средств можно разделить на четыре группы: фонды, государственные источники, компании и частные лица. Во всех остальных источниках, как правило, четких правил и системы не существует, а решения принимают люди, со своими предпочтениями и слабостями.

Вот краткие характеристики основных источников средств:

• Фонды – организации, распределяющие средства на некоммерческие проекты на конкурсной основе. Для упрощения сюда же можно отнести и грантовые програм- мы государственных и коммерческих структур. Для нас практически не важно, откуда деньги у фонда, важно лишь, напомним, что фонд хочет их нам отдать.

• Государственные организации (за исключением конкурсных программ). Источником средств таких организаций являются бюджеты разных уровней – от федерального до местного, иными словами, это деньги наших с вами налогов. Сюда же относятся всевозможные комитеты по культуре, по делам молодежи, и так далее.

• Коммерческие организации. Имеются в виду юридические лица, которые работают ради получения прибыли. У них деньги – это и есть та самая прибыль. По закону, ее часть может быть направлена на благотворительность. Однако в реальной жизни ком- пании могут расходовать на поддержку НКО и рекламный бюджет, и маркетинговый.

• Частные лица. Это просто люди – такие же, как мы с вами. Те, кто готов отдать часть собственных средств на доброе дело.

Привлечение спонсорских средств – задача непростая и очень трудоемкая. Источниками спонсорских средств, наиболее традиционными для сегодняшней России, являются:

· пожертвования, вложения спонсоров (от государства и бизнеса);

· проведение целевых (благотворительных) мероприятий по сбору средств;

· гранты (зарубежные и отечественные);

· финансирование из бюджета (обычно из местного);

· собственная коммерческая деятельность (создание малых предприятий);

· пожертвования частных лиц. [5]

1. Пожертвования, вложения спонсоров (от государства и бизнеса)

Кто такой спонсор? На основании п. 9 ст. 3 Федерального закона 38-ФЗ от 13.03.06 спонсор – это лицо, обеспечивающее предоставление или предоставляющее средства для организации и проведения спортивного, культурного и иного мероприятия, для создания и трансляции теле- или радиопередачи, либо создания или использования иного результата творческой деятельности.

Обязательным условием спонсорства является спонсорская реклама, т.е. компания или иное лицо, получившее спонсорские средства, обязаны упомянуть о спонсоре в рекламе (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).
Таким образом, спонсорство может быть возмездным. Т.е. спонсор со свое стороны оказывает финансовую поддержку, а спонсируемое лицо обязано распространить информацию о нем, что и является рекламой, а спонсор – рекламодателем.

2. Проведение целевых (благотворительных) мероприятий по сбору средств.

Пожалуй, один из наиболее известных и популярных инструментов. Благотворительные концерты, велопробеги, завтраки и прочее. Все это и еще тысячи видов мероприятий объединяет одно: мы собираем потенциальных доноров в одном месте в определенное время, вовлекаем их в какую-то активность и собираем с них пожертвования. Как правило, на мероприятии используется целый ряд фандрайзинговых механизмов: аукционы, лотереи, СМС-пожертвования, прямой диалог, сбор пожертвований в ящик, и т.д. Чтобы мероприятие было эффективным, нужно, чтобы оно было интересным для публики. Для этих целей часто приглашают «звезд», известных общественных деятелей. Качественное мероприятие обходится дорого: аренда помещения, еда и напитки, промо- материалы, техническое оснащение, и т.д. Конечно, часто большинство расходов ложится на плечи партнеров и спонсоров. И все же нередки случаи, когда затраты на организацию фандразингового мероприятия в итоге превышали собранные средства.

3. Гранты (зарубежные и отечественные)

В первую очередь целесообразно дать определения необходимым терминам.

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.

Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить вкладчиков поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в проект

Доноры (грантодатели, спонсоры) - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.

Заявители (applicants) - частные лица или организации, подающие заявки на грант.

4. Финансирование из бюджета

Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности. Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины[6].

5. Собственная коммерческая деятельность

И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих организаций такого запрета нет. В современных условиях ни одна организация, самостоятельно осуществляющая хозяйственную деятельность, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов. У НКО существует возможность практически неограниченного использования прибыли, полученной от такой деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц [8]

6. Пожертвования частных лиц

Личные пожертвования имеют больший потенциал, чем поддержка фондов и корпораций. Ежегодно, именно частные лица жертвуют более 80 % средств, а не компании и фонды. Эти пожертвования происходят благодаря технологиям: членские взносы, прямая рассылка, специальные мероприятия, сбор пожертвований "от двери до двери", смс, Интернет. "Мир фандрайзинга от частных лиц является настолько конкурентным, что фандрайзеры вынуждены не только сочетать различные технологические приемы для сбора средств, но и добавлять значительную долю креатива для завоевания сердца и ума доноров". [4]

Мотивы участия компаний в благотворительной деятельности. Особенности благотворительных мероприятий: спонсорские премии, благотворительные вечера, создание благотворительных и просветительских фондов.

“Благотворительность - это безвозмездное пожертвование частных или корпоративных ресурсов, а также средств в пользу третьих лиц, которые нуждаются в помощи”. Другими словами, если человек передаёт свои деньги, одежду или другие ценности тем людям, которые в этом нуждаются, и не требует никакой оплаты, компенсации или возмещения, то это и будет благотворительностью. Причём помогать можно не только людям. Есть достаточно много животных, которые нуждаются в опеке и заботе. Такой благотворительностью могут заниматься на добровольной основе коммерческие организации. Причем это может быть как совершенно не связано с основным направлением деятельности юридического лица, так и наоборот (к примеру, благотворительные фонды). [9]

К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

· Улучшение имиджа компании;

· Продвижение продукта - товара или услуги;

· Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;

· Улучшение отношений с местной властью;

· Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);

· Соображения престижа;

· Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

· Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

· Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);

· Лоббирование интересов компании (это процесс влияния заинтересованных групп на принятие решения властными структурами).

Выделенные мотивы оказания благотворительной помощи можно сгруппировать в три основные групы:

- благотворительность как моральная установка жертвователя (общественный долг, личное знание проблем людей, нуждающихся в помощи, понимание необходимости поддержки государства в сфере культуры, науки, образования и т.д.);

- эмоциональные реакции (сострадание, жалость, желание помочь нуждающимся);

- практическая выгода (создание позитивного имиджа компании, реклама, улучшение взаимоотношений с властями) [10]

Особым направление спонсорства является выплата премий в различных областях деятельности, за достижение особенных результатов. Премиальное спонсорство особенно распространено в научной деятельности, образовательной, спортивной и в мире искусства.

Если цель компании привлечь целевую профессиональную аудиторию – то наилучшим решением будет финансирование конференций, семинаров. Для того, чтобы привлечь внимание к компании заинтересованную в её деятельности аудиторию, нужно спонсировать проекты, которые близки к деятельности компании.

Привлечь внимание огромного количества людей способны спонсорские вложения в городские праздники, местные спортивные состязания, концерты, фестивали. Мероприятия местного масштаба помогают наладить отношения не только с местной общественностью, но и с органами муниципальной власти.

Сегодня проведение благотворительных мероприятий набирает все большую популярность как за рубежом, так и в России. Для кого-то - это возможность искренне помочь тяжелобольным и нуждающимся, для кого-то - способ создать себе положительный имидж или укрепить позиции в глазах окружающих. Но, так или иначе, сегодня благотворительность находит широкий отклик у российской аудитории.

Участники готовы пожертвовать пусть даже незначительные средства, что в общей сумме порой составляет вполне приличную сумму, и оказывает ощутимую пользу тем, кому это действительно необходимо. Однако, назвать организацию и проведение благотворительных программ легким нельзя. Как ни крути, это большой труд, где необходимо учесть массу нюансов. Как правило, подготовка столь серьезных мероприятий занимает не менее одного, а то и двух месяцев. Каким бы выдающимся не казалось Вам запланированное мероприятие, оно непременно должно пройти все максимально возможные стадии согласования, необходимо составить концепцию, план и логотип мероприятия, получить одобрение на его проведение, после чего начинать его реализацию. Следующая стадия это поиск спонсоров, назначение даты проведения мероприятия. Проведение благотворительных вечеров – творческий процесс, в котором не существует определенного плана, однако общая концепция благотворительных вечеров состоит, как правило, из нескольких частей: вступление, концертная программа, мероприятия по сбору денежных средств (аукционы, лотереи и др.).

Еще одним способом привлечения средств для благотворительных целей является создание благотворительного фонда. На данный момент в России работает множество благотворительных фондов, которые готовы оказать помощь нуждающимся людям.

Наши рекомендации