Хар-ка доходов бюджета разных уровней.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансового обеспечения ими свои функций и задач.
Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие.
1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Принцип стабильности доходов бюджета. Этот принцип обеспечивается тем, что нормативные акты, определяющие формирование доходов.
3.принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Он базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений.
Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Безвозмездные поступления, в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ включают:
• дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
• субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
• иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К собственным доходам бюджета относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).
Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается полностью или частично бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доходы федерального бюджета).
К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
• налоговых доходов от установленных региональных налогом, а также от федеральных налогов и сборов, нормативы отчислений по которым определены Бюджетным кодексом Российской Федерации;
• неналоговых доходов;
• безвозмездных поступлений, решающую долю которых составляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.
В то же время в составе доходов региональных бюджетов не учитываются доходы от федеральных и региональных налогов, передаваемые местным бюджетам.
Налоговые доходы составляют более 85% всех доходов бюджетов субъектов РФ. При этом в полном объеме подлежат зачислению в бюджет доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. Однако бюджетным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право передавать часть региональных налогов в местные бюджеты путем установления нормативов отчислений по ним в соответствии с федеральным законом Российской Федерации (за исключением федерального закона о бюджете Российской Федерации или иного закона Российской Федерации на ограниченный срок действия).
Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) формируются за счет:
• доходов от местных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, включая муниципальные правовые акты;
• доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
• неналоговых доходов;
• безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.