Контроль сотрудников: «морковка впереди» и «морковка сзади»

Хамство в России – беда особая. Рядовой персонал, как правило, не любит клиентов, даже ненавидит их. Клиенты – злейшие враги, идиоты, которые задают кучу ненужных вопросов и создают проблемы. С такими сотрудниками ничего, кроме обычных методов мотивации – «морковки впереди» и «морковки сзади», – не работает.

«Морковка сзади» – это наказания и штрафы, «морковка впереди» – похвала и материальное поощрение. Необходимо вести строжайший контроль: записывать телефонные разговоры, снимать рабочий процесс на камеры видеонаблюдения.

Как принципы «морковка впереди» и «морковка сзади» реализованы у меня в компании? Во всех письмах менеджеров указано: «Пожалуйста, пройдите по ссылке и оцените нашу работу». На той страничке сайта – www.ultrasales.ru – в комментариях клиент может оставить отзыв .

Если менеджера хвалят (кстати, у нас такое часто бывает), он получает бонус : за каждую персональную похвалу – около 500 рублей. И наоборот, если клиент жалуется, что с ним обошлись не так, на менеджера накладывается штраф .

Поделюсь с вами секретами использования камер видеонаблюдения . Во-первых, необязательно сразу ставить настоящую камеру, достаточно и муляжа. Во-вторых, обратите внимание на отличное изобретение – глазокамеру. Она относительно недорогая, стоит около 8000 рублей. В чем ее прелесть?

Она через Wi-Fi сама выходит в Интернет, и вы по определенному адресу с паролем заходите и смотрите. Это не требует никаких дополнительных устройств, ничего никуда втыкать не нужно. Камера лепится куда угодно, ее можно даже вращать. Глазокамеры бывают «говорящие» – могут подбадривать сотрудников, например «сказать»: «Что-то вы расслабились» и прочее.

Глазокамера – дешевый инструмент контроля сотрудников в офисе, магазине, на складе. Если у вас есть какой-нибудь склад, там обязательно должна быть камера видеонаблюдения, иначе сотрудники будут безбожно воровать.

Быстро доставляем продукт

Вот четыре составляющие, которые очень нравятся клиентам :

✓ низкие цены;

✓ скорость (заказанные продукты доставляются в кратчайшие сроки);

✓ хороший сервис;

✓ технологичность (автоматизированная работа).

Низкие цены – не наша политика. Остаются три направления : скорость, хороший сервис и технологичность. Их вы должны внедрять. Сейчас, например, я хочу перейти на доставку большинства продуктов через DHL. До этого основную часть продуктов мы отправляли с помощью других служб, а DHL пользовались только при заказах на сумму свыше 40 000 рублей.

Чем отличается сервис экспресс-доставки DHL от остальных? Посылка доставляется на следующий день. Например, вы сегодня во Владивостоке и заказали что-то издалека. Завтра утром вам обязательно доставят заказ. Клиентов такая скорость доставки впечатляет.

Стоит задуматься, как увеличить скорость доставки и срок реализации заказа.

Во многих компаниях, особенно в производстве, с этим большие проблемы. Производственные циклы могут длиться неделями, хотя, если избегать пауз между этапами, можно уложиться и в пару дней.

Идем навстречу клиенту

Следующее направление работы: необходимо во всем идти навстречу клиенту. Рассмотрим несколько показательных примеров . Допустим, клиент подходит в офис банка в семь часов вечера. Банк уже закрывается, а клиент говорит: «Мне надо успеть сделать перевод именно сегодня».

В одном случае менеджер может сказать: «Нет, у нас правило: в семь часов мы закрываемся» и захлопнуть перед клиентом дверь. Будет ли он доволен? Вряд ли. И, скорее всего, пойдет в другой банк, а сюда никогда не вернется.

В другом случае менеджер может сказать: «Вообще-то у нас правило: мы не имеем права производить операции после семи. Но я понимаю, что у вас особая ситуация. Давайте попробуем решить этот вопрос». Естественно, клиент останется доволен – не только тем, что ему удалось получить нужную услугу, но и тем, что ему пошли навстречу, пренебрегая правилами.

Постарайтесь внедрить этот пункт у себя. Допустим, ваша компания работает по стандартному расписанию, с 10 до 19 часов. Скорее всего, в 10 часов сотрудники только приходят, возможно, некоторые опаздывают, а за несколько минут до конца рабочего дня уже сидят и ждут, когда пробьет 19:00, чтобы убежать домой. Можете воспользоваться очень простой и весьма эффективной стратегией : открываться на 10 минут раньше остальных, а закрываться на 10 минут позже.

В нашем случае рабочий день должен начинаться в 9:50, а заканчиваться в 19:10. Клиентам об этом знать не нужно, это расписание для сотрудников. Зачем мы так делаем? Удивительно, но всегда есть клиенты, которые приходят именно в 7 часов вечера, в последний момент, или, наоборот, звонят сразу, как только на часах 10 утра.

Сотрудники к таким клиентам относятся с негативом, как бы их ни премировали и ни мотивировали. Чтобы убрать негатив, скажите персоналу о новых правилах игры: работа начинается в 9:50 и заканчивается в 19:10. И если клиент придет в 19:00, сотрудник обязан его обслужить.

Всегда старайтесь идти навстречу клиенту. Конечно, есть пределы. Если человек просит поработать на него всю ночь, вряд ли ваши сотрудники обрадуются. Но не говорите «нет» . Лучше скажите, что ночью тариф увеличивается, допустим, в пять раз. Если он согласен на такие условия, придется обслуживать.

Приведу еще один интересный пример. Читали ли вы книгу «Доставляя счастье» ? Ее автор – Тони Шей, учредитель крупнейшей компании Zappos , которая в США торгует обувью через Интернет. В книге рассказано, как создавалась эта компания. Мне особенно понравилась информация об их сервисе и скорости доставки.

Они все усилия бросили на то, чтобы увеличить скорость доставки . Клиент заказывает обувь из любой точки Америки, и максимум через два дня к нему приезжает курьер с множеством пар обуви разных размеров на выбор. Примерив обувь, клиент имеет право от нее отказаться, причем ничего за это не заплатив! А еще он в течение 30 дней может вернуть непонравившийся товар, тоже за счет компании. Понятно, что они теряют на этом огромные деньги, зато сервис привлекает множество клиентов.

В книге описана показательная ситуация. В конце разговора с клиентом менеджер спрашивает: «Скажите, могу ли я еще что-то для вас сделать?» И клиент, шутя, отвечает: «Хочу пиццу. Не могли бы вы доставить мне ее вместе с обувью? Понимаю, что это не ваше направление, но вдруг?»

И даже в этом случае менеджер не говорит «нет»: «Хорошо, подождите минутку, пожалуйста». Он звонит в службу по доставке пиццы, узнает стоимость и говорит клиенту: «Да, мы закажем вам пиццу. Она будет доставлена тогда-то, стоимость такая-то. Устраивает? Заказывать?» Они торгуют обувью, а не пиццей, но все равно ищут возможность решить все проблемы.

Ключевая задача руководителя клиентского отдела и исполнительного директора – добиться такого сервиса. Естественно, если вы начинаете бороться за сервис высокого уровня, вам придется жертвовать стоимостью. Но в большинстве случаев цена для клиентов не так важна: они готовы переплачивать за хороший сервис 5–10–15–20 %.

Мы не берем в расчет рынки, на которых покупатели готовы удавиться за каждую копейку. Допустим, профессиональные закупки обуви для торговых сетей – совсем другая история. Мы говорим исключительно о розничных клиентах и конечных потребителях .

С ростом уровня сервиса требования клиентов увеличиваются. То, что раньше казалось верхом совершенства, становится нормой, и они начинают хотеть все больше и больше. Соответственно, чтобы достичь «вау-эффекта» и чтобы клиент был в восторге от ваших услуг, необходимо постоянно работать над собой.

Таким образом, сервис является стимулом для постоянного роста и совершенствования, самомотиватором.

Наши рекомендации