Правовое регулирование деятельности центрального банка.

Правовое положение Центрального банка РФ определяется: – Конституцией РФ; – Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)». Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства. Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий. Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем: 1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой; 2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России; 3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет; 4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; 5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета; 6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

5. Баланс Банка России, состав статей и структура.
Баланс Центрального банка Российской Федерации характеризует структуру его активов и пассивов. В активах отражены требования Банка России, или направления размещения собственных и привлеченных средств. В пассивах представлены его обязательства, или источники привлечения средств, а также собственный капитал.Статьи — 1)Пассивы - это обязательства Банка России без установленного срока погашения. Выпуск банкнот в настоящее время является полностью фидуциарным, то есть банкноты не обмениваются по фиксированному курсу на золото. Основой банкнотной эмиссии являются активные операции центрального банка: кредитование коммерческих банков, кредитование государства, увеличение золотовалютных резервов;отсроченные платежи представляют собой неисполненные обязательства центрального банка по зачислению средств на счета коммерческих банков и других своих клиентов. Эти обязательства появляются в тот момент, когда центральный банк принимает расчетные документы на инкассо. Они остаются, пока требования получателей средств по этим документам не будут полностью удовлетворены;Собственный капитал центрального банка количественно равен разнице между его активами и пассивами. В него включается уставный капитал центрального банка, резервный капитал, нераспределенная прибыль и фонды. Активы -Особенностью Банка России является очень высокая доля Иностранной валюты. В данную статью включается иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов. Эти средства представляют собой валютные резервы Банка России. Одним из важнейших видов активов современного центрального банка являются ценные бумаги Правительства РФ. Центральный банк покупает их на вторичном рынке, то есть у тех субъектов, которые купили эти бумаги при первичном их размещении. На первичном рынке центральные банки чаще всего участвуют лишь в качестве агента казначейства (размещают ценные бумаги от имени эмитента). Покупка государственных ценных бумаг на первичном рынке представляет собой прямое кредитование государства, и оно в большинстве стран запрещено для центральных банков или существенно ограничено. Целью операций центрального банка по купле-продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке является регулирование объемов денежной массы. Центральные банки, как и все банки, выдают кредиты. Основными их заемщиками являются коммерческие банки. В отличие от других кредитных учреждений, целью кредитования центрального банка не является получение прибыли. И коммерческие банки получают эти кредиты (в основном, краткосрочные, от нескольких часов до нескольких дней) не для того, чтобы разместить их по более выгодной ставке. В первую очередь, эти кредиты необходимы для решения проблем коммерческих банков с ликвидностью, возникающих при проведении расчетных операций. Банк России выдает такие кредиты под залог государственных ценных бумаг, собственных облигаций, некоторых частных векселей, прав требований по кредитам, а также под гарантии и поручительства финансово устойчивых банков.В статье Драгоценные металлы отражается золото центрального банка и требования к Международному валютному фонду.





6.Взаимодействие центрального банка с другими звеньями кредитной системы.
Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела. Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

7. Развитие правового статуса и функций Банка России.В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятель-ность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно при этом то, что в те годы образовалось двоевластие законов. Дело в том, что в 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с законом о Госбанке СССР на территории России действовал и закон «О Централь-ном банке РФ (Банке России)». Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Законом «О банках и банковской деятельности». Первые банковские законы закрепляли многообразие форм со-бственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, по которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки - за деятельность государства. Впервые в Законе «О Центральном банке РФ (Банке. России)» был определен особый его статус как эмиссионного центра, его новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты .регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов. В Законе «О банках и банковской деятельности» была сделана первая попытка на новой основе определить понятия «банка» и «банковской системы», уточнить операции, которые могли выполнять кредитные учреждения. Закон определял взаимоотношения банка с его клиентами на основе анализа их кредитоспособности, ликвидности кредитных институтов, обеспеченности ссуд Первые банковские законы бесспорно имели положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила игры в банковском секторе. Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали однако введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков. Новое законодательство предусматривало сохранение контроля за многообразными сторонами деятельности банков. На Центральный банк РФ, как отмечалось, была возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью кредитных институтов. При всех своих положительных свойствах данные законы страдали однако явными недостатками. В них еще было много «белых пятен». Зачастую эти законы не были актами прямого действия. Законы как бы отсылали субъекта к инструкциям Центрального банка РФ. Банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк РФ уже не был прежним Государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе «О Центральном банке РФ» (редакция 1990 г.) недостаточно четко еще были обозначены функции и задачи Центрального банка РФ, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

8. Критерии независимости центрального банка.Вопросы независимости ЦБ регулируются конституцией и статьей 5 ФЗ “О ЦБ”. Условно деятельности ЦБ делится на 2 части: - экономическая политика страны: ЦБ имеет в этой области широкие полномочия, выполняет консультативные и экспертные функции, активно участвует в разработке и реализации экономической политики. - деятельность ЦБ, напрямую касающаяся денег, кредита, капитала, иностранной валюты. В законодательстве фиксируется, что при осуществлении полномочий в этой области ЦБ полностью независим. Никакой орган государственной власти не может давать ему обязательные указания. Воздействовать на ЦБ можно через законодательство. ЦБ должен сотрудничать с Правительством, находить согласованные решения, но он выведен из подчинения Правительству и обязан лишь предоставлять ему информацию о состоянии денежно-кредитной сферы.Важно определить также принципы взаимодействия ЦБ и государственного бюджета: от бюджетного дефицита зависит уровень инфляции. Обычно в законодательстве предусматривается, что ЦБ не может проводить прямого кредитования Правительства. Это положение действует и в России. Однако в соответствии со статьей 22 ФЗ “О ЦБ” возможны исключения из этого положения, когда это предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете. Высокая степень независимости ЦБ дополняется контролем со стороны общества и государства. ЦБ должен регулярно и в полном объеме информировать общество о состоянии денежного обращения, денежных рынков, разрабатывать прогнозы по этим вопросам, публиковать отчеты в печати. Высокие требования предъявляются к квалификации работников ЦБ.

9. Общая характеристика Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».В Федеральном законе «О Центральном Банке РФ (Банке России)» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. В целом структура Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом: Глава I. Общие положения (ст. 1-8). Глава II. Капитал Банка России (ст. 9 и 10). Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11-18). Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами Государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 19-23). Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24-- -26). Глава VI. Организация наличного денежного обращения (ст. 27-34). Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35-44). Глава VII]. Операции Банка России (ст. 45- 49). Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50-54). Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст. 55-76). Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77-79). Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80-82). Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст. 83-87). "лава XIV. Служащие Банка России (ст. 88-92). Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93-95). Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить разграничение понятий банка и кредитного учрежден» Центральному Банку РФ предписано прекратить свое участие в капталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если э не предусмотрено федеральным законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важш решений нормативного характера. В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Р (Банке России)» более рельефно стала просматриваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредстве осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка РФ.

Наши рекомендации