Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи.

8.1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре (ст. 495 ГК, ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Данную обязанность продавец должен исполнить до заключения договора. В этом проявляется особенность преддоговорного регулирования. Ответственность за непредоставление возможности незамедлительно получить информацию о товаре заключается в обязанности продавца возместить убытки, вызванные необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи. Если же договор заключен, продавец по требованию покупателя обязан в разумный срок вернуть покупателю уплаченную за товар сумму и возместить другие убытки (п. 3 ст. 495 ГК). Кроме того, продавец будет нести ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК).

8.2. Продавец обязан проверить качество товара до заключения договора розничной купли-продажи (п. 2 ст. 495 ГК). Проверка качества заключается в проведении в присутствии покупателя проверки свойств товара или демонстрации использования товара, если покупатель потребовал произвести эти действия. Эта обязанность может отпасть ввиду характера товара и при противоречии правилам, принятым в розничной торговле. При передаче покупателю товара без проверки качества и выявлении недостатков товара продавец отвечает за передачу некачественного товара (ст. 503 ГК, ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

8.3. Продавец обязан обменять качественный товар по требованию покупателя (ст. 502 ГК, ст. 25 Закона о защите прав потребителей). По общим положениям о купле-продаже обмен качественного товара не предусмотрен, поскольку передача качественного товара является надлежащим исполнением договора купли-продажи, а односторонний отказ или одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 450 ГК). В розничной купле-продаже обязанность продавца обменять качественный товар является дополнительной гарантией покупателя правильного выбора товара. При невыполнении обязанности по обмену качественного товара продавец должен возвратить покупателю денежные средства.

8.4. Продавец обязан передать качественный товар и провести экспертизу товара при возникновении спора о качестве товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в случае спора о причинах возникновения недостатков. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, он вправе требовать возмещения расходов на проведение экспертизы, а также связанных с ее проведением расходов на хранение и транспортировку товара. Срок проведения экспертизы, ответственность продавца за непроведение экспертизы установлены ст. ст. 20 - 23 Закона о защите прав потребителей.

8.5. Продавец обязан осуществить доставку товара для ремонта, замены, возврата (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Особенностью розничной купли-продажи является обязанность продавца доставить крупногабаритный товар и товар весом более пяти килограммов и (или) осуществить возврат их покупателю за свой счет. В случае неисполнения данной обязанности доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товаров.

8.6. Продавец обязан удовлетворить требования покупателя в установленный срок (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Требования покупателя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Наши рекомендации