Так возникло аналитически-логическое мышление
Фундаментальные изменения в мышлении человека вызвали и изменения в его сознании. Началась эпоха философов, математиков и астрономов. Детски-наглядное (мистическое) мышление становилось все более абстрактным, логическим и линеарным: если я сделаю А, то начнется В, если же я сделаю С, то начнется Д.
С точки зрения физиологии, это то время, когда происходило образование внешнего слоя мозга, неокортекса, с двумя полушариями. Это было последней видообразующей особенностью биологической особи человек.
· Пространство из естественной среды обитания превратилось в абстрактное понятие, которое можно измерить и которое имеет три количественных параметра, которые, в свою очередь, тоже можно измерить. Пространство стало абстрактным.
· Люди «выпали во время»: из циклического движения природы время превратилось в линейную протяженность, которую тоже можно подвергнуть измерению. Время перестало двигаться по кругу (циклу), оно начало двигаться вперед, линейно и непрерывно. Время превратилось в линейную систему отсчета.
· Причинно-следственные отношения были признаны центральным физическим и духовным законом: каждая причина имеет следствие, за любой акцией следует реакция. Действие протекает в определенном порядке, у него есть масса следствий, оно имеет успех.
· На основе этой логики мышления возникают математика и техника. Теперь можно измерить и предсказать движение небесных тел! Измеряются участки земли, создаются карты. При помощи математических расчетов и технического инженерного искусства осуществляется строительство великолепных зданий, дворцов и городов.
· Поскольку все теперь представляется структурным причинно-следственным единством, становится возможным анализировать целое и раскладывать его на части. Появляется идея, что должна существовать наименьшая частица, которую дальше разложить невозможно, — атом (неделимый). Начинается поиск «ядра вещей», которое скрывается в атоме, то есть в мельчайшей частице (какая иллюзия, характерная для этого способа мышления!).
· При всех этих абстракциях письменность получает возможность трансформироваться из наглядно-символической в абстрактно-знаковую. Письменность тоже линейно-аналитична (она редуцируется до отдельных букв и представлена линейной последовательностью знаков). Письменность становится инструментом для упорядочения мира, фиксации законов, регулирования владений путем заключения договоров. Постепенно письменность становится еще и адекватным средством для философских и политических рассуждений. Письменность дает возможность превратить мышление (философию) и действия (политику) в упорядоченную систему.
· Что касается религиозных представлений, то здесь происходит решительный поворот к монотеизму (иудейство): вместо того чтобы верить в наличие целой плеяды богов, обладающих человеческими достоинствами и недостатками (как это было в Египте, Греции или Риме), Божественное принимает абстрактную форму, представить которую невозможно. Безусловно, это великий, грандиозный скачок в образе мышления. Но этому Божественному люди начинают приписывать добродетели тирана: мужское начало, карающее, угрожающее, властное. Таким образом, великих деспотов прошлого можно представить в виде непосредственных посланцев Бога.
Если уж в связи с аграрной революцией мы заговорили об этом новом мышлении, то следует отметить, что сначала оно возникло (что абсолютно естественно) у небольшой прослойки людей, овладевших благодаря новому сознанию знаниями о природе господства. Это открыло доступ к грандиозным манипуляциям над природой и другими людьми.
Но и у крестьян в процессе работы постепенно развивалось это логически-аналитическое мышление, которое помогло им познать тайны получения более богатого урожая.
Законы богатого урожая
Попробуем восстановить логику крестьянского способа мышления, необходимого для получения богатого урожая. Поскольку здесь можно проследить очень интересные параллели с темой нашей книги, обращением с деньгами («посадить» можно и деньги), то в каждом отдельном случае мы будем обращать ваше внимание, в частности, и на это.
Важнейшие законы богатого урожая формулируются следующим образом.
1. В принципе, посевной фонд тоже является пищей. То, что мне необходимо для посадки и посева, я не должен съесть (образно говоря, сделать мюсли и использовать их по назначению). Я должен это отложить и сэкономить. И даже больше: я должен имеющееся у меня зерно посадить, то есть выбросить, отпустить! Если человек тратит все сразу, то есть живет по принципу «из рук в рот», то он никогда не сможет стать богатым производителем. Откладывать определенную часть денег необходимо. Но не в чулок и не под корень дерева в темном лесу. Их следует отпустить, вернуть в финансовый круговорот, где они смогут «работать», то есть расти и увеличиваться в объеме.
2. Если я брошу зерно в плохую почву, то не стоит ожидать хорошего урожая, не стоит думать, что потраченное к вам вернется, да еще и с большой прибылью. Качество почвы чрезвычайно важно. Само собой разумеется, сеять следует только на вашем собственном участке. Если я сделаю это у соседа, то он, конечно, несказанно обрадуется такому повороту событий, мне же останется только смотреть на чужую радость. Урожай будет лучше, если почву предварительно обработать и удобрить. Второй закон богатого урожая дает нам пищу для размышлений по поводу правильного обращения с деньгами:
1) каждый служащий производит сев не на своем, а на чужом поле;
2) обработку и удобрение поля можно сравнить с нашими размышлениями — чем больше мы используем самостоятельный менеджмент, чем больше «обрабатываем и удобряем» свои мысли, выпалывая «сорняки» (негативные рассуждения), тем больше окажется наш личный вклад в увеличение размера урожая;
3) качество почвы, ее плодородность можно сравнить с процентами, которые мы получаем за счет вложенных денег.
3. Я должен правильно выбрать время посева. Сеять в момент, когда пришла пора собирать урожай или, скажем, зимой, смысла мало. Осенью приходит пора собирать то, что когда-то было посеяно, а зимой можно жить за счет полученного урожая. Если я посеял вовремя, то, естественно, у меня должно быть достаточно терпения, чтобы дать урожаю поспеть: нельзя жадно обрывать появившиеся через 14 дней ростки, чтобы приготовить из них салат. Предпосылками богатого урожая являются вера в него и терпеливое ожидание созревания. Точно так же мало смысла в том, чтобы через короткое время снова забрать вложенные деньги и тратить их, не задумываясь о будущем. Деньги растут пропорционально сроку, на который вы их вложили.
4. Если человек сеет, то у него перед глазами должна быть ясная цель: я должен знать, урожай чего хочу получить, и посеять именно это. Невозможно, посадив сорняки или репу, получить урожай пшеницы. Как бы смешно это ни звучало, но многие совершают именно эту ошибку: мы все время недовольны урожаем, хотя не отдаем себе отчет в том, что пожинаем посеянное. Каждый получает то, что заслужил!
5. Монокультуры очень чувствительны к вредителям. Лучше не сеять везде одно и то же, пусть на разных полях будут разные культуры. Но для этого, само собой разумеется, нужно сначала создать определенный уровень богатства, иначе ни о каком разнообразии речи идти не может. Вместо того чтобы ставить все деньги на одну карту, вложите деньги по-разному.
6. Чтобы получить богатый урожай, следует ухаживать за своими полями, то есть поливать, если погода сухая, выпалывать сорняки, чтобы они не отнимали у посевов свет, питательные вещества и пространство, необходимые для роста.
7. Многие забывают о последнем шаге, важном для получения богатого урожая: если пришло время, урожай следует снимать и размещать на хранение. Кое-кто оставляет полученный урожай на поле, потому что забыл про него или просто появились более важные дела. Самое удивительное в урожае — это осознание простой истины: природе известны только достаток и изобилие! Из горсти зерна может вырасти очень много. Созидание богатства — процесс естественный! Природа может только посмеяться над нашей боязнью бедности!
8. К законам богатого урожая относится, конечно, и необходимость «реинвестировать» часть урожая в будущие посевы. Если мы возомним, что создали достаточно для того, чтобы вести богатую жизнь, то в один прекрасный день окажется, что весь урожай потрачен, а впереди большие трудности.
Подобный ход мысли есть начало нового, осознанного человечеством способа производства. Изучать его следует в школе не менее внимательно, чем таблицу умножения.