Лекция 115: Заработок на ссылках и траффике - Делаем городской портал

Делать СДЛ полезно со всех точек зрения. Хорошие СДЛ начинают приносить траффик, а если не получилось с траффиком, всегда можно перейти на ссылки. Одним из распространенных видов СДЛ является городской портал. Сделать его не так сложно, как может показаться сначала.

Для начала надо рассмотреть, что такое городской портал. Это некий сайт, содержащий общую актуальную информацию о городе. При качественном развитии и в отсутствии конкурентов посещаемость любого такого сайта достаточно быстро достигает пика за счет лояльного отношения к таким сайтам со стороны поисковых система, а также высокой лояльности посетителей. Если на сайте есть актуальная информация о городе, то такой сайт будет посещаться одними и теми же людьми регулярно (от раза в день до раза в месяц).

Даже если конкуренция есть, то все равно на долю альтернативного портала остается свой посетитель. Которого можно монетизировать хотя бы на контексте.

Из чего состоит классический городской портал? Разберем по частям.

Новости. Новости для городского портала можно брать тремя способами. Первый - дайджест существующих со ссылкой на источник. Чтобы улучшить качество тыринга, можно менять заголовок или слова в предложениях в тексте. Но можно копипастить и так. Существенно это ситуации не меняет. За такие новости можно легко получить АГС или ноуиндекс. А можно и не получить. Если количество другого контента достаточно велико, то копипаст индексируется не хуже уника.

Второй вариант публикаций новостей - это копирайт. Можно писать самому, можно покупать статьи, можно нанимать журналиста. Лучший способ - последний.

Третий вариант - публикации посетителей сайта. Народные новости - не лучший вариант, но иногда здорово разнообразят сайт и при редакторской обработке смотрятся совсем неплохо. Можно даже поощрять авторов небольшими премиями. На одном городском портале платят по 200 рублей за новость.

Статьи, обзоры и аналитика. У каждого города есть своя история, свои проблемы, свои достижения. Такие статьи можно как писать с нуля, так и выискивать в печатных источниках и переносить на сайт. Учитывая, что такие статьи имеют локальную ценность, то есть высокая вероятность, что этот журнал или книгу еще никто не отсканировал. Статьи публикуются отдельно от новостей. На главной делается ротация 1-2 статей или нескольких последних. Статьи - это ваш удар по Яндексу. Читабельность таких материалов почти на нуле - они мало кому интересны, так как не актуальны. Но поисковые системы их любят.

Карта города. Слава гуглу и яндексу, теперь можно делать любые карты и даже расставлять на них объекты. Можно, конечно, напрягаться с рисованием своей карты - но никакого смысла в этом нет. В данном случае, карта будет играть роль аттрактора. Карта города - один из ключевых запросов к поисковым системам.

Фото. Отдельно от статей и новостей делаем раздел с фотографиями города. Конечно, можно их натырить с инета, но обычно авторы фотографий такие жадины и скандалисты, что проще пробежаться по городу с мыльницей или зеркалкой. Порядка сотни фото вполне удовлетворит первичный аппетит ваших посетителей и закроет запрос "фото города".

Справочники организаций. Имеет смысл разбить его на две части. Собственно справочник коммерческих организаций и отдельно справочник наиболее важных организаций (мэрия, скорая, милиция, МЧС и так далее) с телефонами и адресами. Второе выводите в виде отдельной странички. Коммерческий справочники разбиваете на категории, покупаете местные желтые страницы и усаживаете сестренку "набивать в интернет". В день можно заносить порядка 100-200 карточек. Каждая такая карточка - шанс, что к вам придут по названию организации.

Афиша. Очень востребованный раздел, но есть проблема с поддержкой, что легко исправляется, если у вас в городе есть некая газета, где публикуются анонсы мероприятий. Тут надо будет остановиться на секунду и заметить, что у портала, как мы видим - много контентной работы, которую надо кому-то делать. Теперь пойдем дальше.

Доска объявлений. Точка на сайте, где от вас требуется только модерация. Самый приятный раздел.

Форум. Место, которое будет жить вообще без вашего вмешательства. Но его надо запустить.

Теперь переходим к техническим вещам. На базе чего лучше всего сделать городской портал? Есть много движков, где половина из перечисленного реализована (DLE, Drupal, Danneo). Но все они, конечно, потребуют доработки напильником. И вот здесь скрыта самая серьезная проблема в работе с порталами.

Портал можно создать легко (на жестком каркасе существующей CMS) и потом постоянно испытывать проблемы с обновлением и развитием. Или можно написать сайт с нуля или заполучить в штат программиста по системе и развиваться динамично, быстро реагируя на пожелания посетителей. Я предпочитаю второй путь, потому что сам практикующий программист, владею веб-студией и имею некоторый запас ликвидности для экспериментов. Хотя бы в силу этих факторов видно, что это путь не для всех. Но лучшие порталы всегда получаются на базе самописа.

Однако, в данной лекции мы рассмотрим вариант простейшего и быстрейшего создания портала. В качестве основы возьмем... А хотя бы WordPress - он доступен всем и каждому, там есть двух уровневая система размещения материалов, что открывает нам широкие возможности для размещения материалов.

Сначала надуем сами себя - поставим не один, а два WP. Это усложнит администрирование, но улучшит возможности сайта, как портала. Ставим один WP в корень - на нем будут располагаться в статьях - Новости, а в страницах - Статичные материалы (краткий справочник важных организаций, общая информация о портале, рекламная информация, карта и всякие статичные материалы, которые понадобятся в первом уровне меню).

Второй WP ставим в подпапку, например, articles. Или можно поумничать и создать название вроде history. Не так уж это и важно. Используем во втором WP статьи под Статьи и аналитику, страницы под Фото, например. Можно, если фото много и вы хотите дать возможность развиться на вашем портале фотоклубу - поставить отдельный движок под это дело. Сейчас много разных бесплатных фотодвижков.

Доску объявлений и форум ставим в отдельные папки на свободно распространяемых движках.

Остается справочник организаций. И вот здесь можно снова схитрить и использовать для него движок доски объявлений - выглядит она примерно так же, как и классический справочник: категории и краткое описание организации.

Теперь надо на все эти куски натянуть одинаковый дизайн. Вот тут мы ищем в кармане 100 баксов и идем заказывать дизайн на стороне. Для городского портала чуть ли не решающее значение имеет дизайн. Можно собрать портал из несоединяющихся кусков - это не страшно. Но стоит дизайну быть убогим, как большинство посетителей предпочтет покинуть сайт.

Стоит выбрать не столько и не только дизайнера, но человека, для которого юзабилити - не последний звук. Вам понадобится соединить все эти кнопки и возможности вашего сайта, чтобы посетителям было удобно.

Как только дизайн готов, нужен талант верстальщика, чтобы натянуть шкурку на все движки в рамках вашего портала. Когда и эта задача решена, надо приступать к процессу продвижения и оптимизации портала.

Наполнение. Одному поддерживать портал очень трудно. Давайте посчитаем: 2-3 часа в день на наполнение новостями и модерацию комментариев, доски и форума. Раз в неделю наполнение фото и статей. Еще примерно около пяти-шести часов в неделю на то, чтобы заказать копирайт, поддерживать движуху на сайте, заниматься поисковым продвижением, оперативно реагировать на почту и тикеты, исправляя косяки.

Проще нанять человека, который будет делать это за вас. По крайней мере наполнять новостями. Как вариант, оплатить HTML-граббер (от 50 до 200 баксов разово) и чтобы перед публикацией каждую новость контентщик (или вы) проверял вручную. Мониторинг и все остальное можно делать и самому в рабочем режиме. Но все равно можно тянуть примерно 1-3 таких сайта. Как только вы начнете заниматься большим числом сайтов, качество их будет стремительно падать.

Для наращивания постоянной аудитории необходимо публиковать примерно 5-10 новостей в сутки. Это можно делать с помощью отложенной публикации. Посетитель со временем привыкнет возвращаться на сайт, чтобы быть в курсе новостей.

Немаловажным фактором является развитие форума. Эта тема достойна отдельной статьи, но вкратце - надо после установки форума сделать примерно 20-30 профилей разного пола и возраста и общаться от лица всех в течение примерно двух-шести недель, пока не появится достаточно новых посетителей, которые смогут общаться уже сами. Один нюанс - не создавайте сразу разделы под все случаи, сделайте не более пяти - это упростит навигацию и понимание, уплотнит форум и темы, укоротит ленту тем. Со временем вы добавите новые разделы по требованию.

Аналогичное развитие требуется для доски. Лучший вариант - грабить irr.ru - сайт "Из рук в руки". Объявления сами по себе предметом авторского права не являются. Доска раскачивается медленнее, так что возможно придется ее прокачивать награбленным несколько месяцев.

Обратите особое внимание на общение в комментариях - это и есть главный показатель активности на сайте, как портале.

Не бойтесь быть злободневным. Если у вас есть достоверная информация - публикуйте ее со ссылкой на источник.

Не бойтесь эпатировать публику. Народ ненавидит власть - ругайте власть. Властям откровенно все равно, что о них пишут, так что проблемы у вас будут вряд ли в этом отношении. Еще можно сделать рубрику "ДТП" и публиковать шокирующие фото с аварий, причем дать возможность публиковать эти фото самим посетителям.

И, конечно, ищите со временем возможности перейти на уникальный контент.

Продвижение. Первичное продвижение портала - это работа с поисковыми системами. Для отработки базовых ключевых фраз лучше всего плодить под каждую из них раздел. Карта, фото, работа, знакомства... Под каждый из этих разделов уже есть или движок, или возможность втиснуть его в существующий. Например, работу проще всего реализовать на базе движка объявлений, просто установив его отдельно и сделав два раздела - Вакансии и Резюме. Поставьте удаление объявление через месяц и наполните первую пачку из газет вашего города. Дальше раздел будет жить сам. Большинству не требуется для поиска работы использовать сложные движки вроде rabota.ru. Да и на самом деле многие просто не могут сказать, какую работу они хотят. Но она им нужна. С вакансиями ситуация обстоит немногим лучше. Что для вас только на руку.

Как только раздел создан - отработайте его на бирже ссылок. На каждый раздел надо порядка сотни ссылок (можно начать с трех десятков доноров). На главную отдельно отрабатываем анкор с названием города. Все анкоры должны содержать название города - даже для отдельных разделов.

Для улучшения оптимизации и региональной привязки, сделайте в поддоне контакты и укажите там адрес с индексом города и по возможности телефоном с региональным кодом. Со временем, это упростит принятие сайта в ЯК и DMOZ по региону.

По опыту, затрат на уровне 60-70 баксов в месяц хватает на то, чтобы выйти на 200-400 уников для города на 500тыс.жителей с проникновением Интернета на 25%.

Но более важным фактором продвижения является работа с посетителями, а это в первую очередь комментарии к новостям и форум. Со временем форум становится более посещаемым, чем основное зеркало, но счетчик-то один. Поэтому усердно тратим время на прокачку форума, на то, чтобы там своевременно появлялись актуальные темы и яркие обсуждения. Можно искать и тырить идеи для форума с форумов других городов. Важно, чтобы народ начал активно общаться. Тогда и только тогда можно будет расслабиться.

Со временем, когда посещаемость с поиска будет составлять примерно 1/10 от заходов с закладок - это и будет означать, что вы добились успеха в создании городского портала.

Монетизация. Заработок на городском портале делится на три неравные части.

Сапа приносит много денег, но использовать ее раньше через шесть месяцев после начала работы портала - это убить сайт. Ставить более одной ссылки на странице - это убить свой портал. Плюс тут - это быстрый набор городским порталом тИЦ, можно за 1-2 апа получить первую 10-20, а потом быстро и легко добежать до сотни. Я бы рекомендовал ставить в сапе тройную к средней цену на ссылки.

Контекст без посещаемости приносит довольно мало денег на портале. Проблемой портала является его размытая аудитория. В итоге цена бидов будет незначительной. Примерно 1-3 рубля за клик. А ваш средний заработок 100-300 рублей с тысячи уникальных посетителей. Можно увеличить заработок, размещая в верхней части сайт, например, директ, а после статей бегун или адсенс.

Продажа рекламы. Это то, к чему надо идти. Но на начальном этапе о продажах рекламы оффлайновым фирмам говорить трудно. Я бы рассматривал начало работ по привлечению спонсоров и рекламодателей при достижении посещаемости от 500-1000 в сутки. Под такую посещаемость уже можно подтянуть рекламодателей на 30-40тыс.рублей. Это будет оправдывать создание ИП и найм менеджера продаж. В целом, портал может приносить за счет продаж даже при невысокой посещаемости но с хорошим отделом продаж от 3 до 10 тыс.баксов. Или без отдела продаж, но с высокой посещаемостью.

Ничего не получилось. Бывает, что ничего не вышло, усилия были напрасны, народ идет, но посещаемость замерла. Ставим контекст, сапу, минимизируем затраты. Из порталов получаются отличные трастовые многостраничные сателлиты, приносящие по 100-200 рублей в сутки. Это послужит вам компенсацией за потерянное время и деньги.

Резюме. Создание городского портала - трудоемкая и довольно дорогая задача. Но технически не столь уж и сложная. Первоочередное значение в создании портала имеет работа с посетителями. Если вы их удержите на сайте, то считайте задача решена. Портал - это не новости, это комментарии и форум. Все остальное - приложится.

Домашнее задание. Изучите, какие порталы уже есть в вашем городе, посмотрите, какая у них посещаемость. Посмотрите сколько запросов есть по вашему городу в яндексе. Посмотрите, какие есть форумы в вашем городе, как активно комментируются новостные портал и почему. И ответьте себе сами - есть ли место для еще одного портала без значительных затрат на рекламу и продвижение?

http://babloschool.blogspot.com/2010/02/115.html - header-wrapper

Содержание

Наши рекомендации