Основные параметры бюджетной системы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Основные характеристики федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформированы с учетом применения основных положений бюджетной политики переходного периодаи предполагают выход на целевую траекторию структурного (т.е. в условиях постоянных цен на нефть на уровне 40 долларов США за баррель марки Юралс) дефицита в размере 3%, 2%, 1% ВВП соответственно (не считая мероприятий по до-капитализации Внешэкономбанка в объеме не более 150 млрд. рублей в год).

Такая траектория общего дефицита федерального бюджета будет обеспечивать постепенное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета до уровня 6,6% ВВП.

Таблица 5.1.1. Основные характеристики федерального бюджета в 2016-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
Доходы 13 369 (12 665) 13 488 14 028 14 845
%% ВВП 16,1 (15,3) 15,5 15,2 15,0
Нефтегазовые доходы 4 778 5 050 5 114 5 348
%% ВВП 5,8 5,8 5,5 5,4
в % от общего объема 35,7 37,4 36,4 36,0
Ненефтегазовые доходы 8 591 (7 888) 8 438 8 915 9 497
%% ВВП 10,4 (9,5) 9,7 9,7 9,6
в % от общего объема 64,3 62,6 63,5 64,0
Расходы* 16 403 16 241 16 040 15 987
%% ВВП 19,8 18,7 17,4 16,2
Дефицит (-) /профицит (+) -3 034 (-3 739) -2 753 -2 011 -1 142
%% ВВП -3,7 (-4,5) -3,2 -2,2 -1,2
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП -9,4 (-10,3) -9,0 -7,7 -6,6

в (скобках) параметры без учета поступлений, связанных с продажей 19,5% акций ПАО «Роснефть»

* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов

Доходы федерального бюджета

В условиях действующего законодательства в течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Такая тенденция, в первую очередь, объясняется снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что обуславливается тремя основными факторами:

· Во-первых, ожидается, что в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке сохранятся вблизи структурно сбалансированного уровня (Юралс 40 долларов США за баррель), в то время как курс рубля к доллару США будет оставаться стабильным в реальном выражении.

· Во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции.

· В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот по НДПИ и экспортной пошлине.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в условиях действующего законодательства также будут иметь тенденцию к снижению по отношению к ВВП главным образом по причине выпадающих с 2017 года «разовых» доходов (приватизация ПАО «Роснефть», прибыль Банка России, дотация на сбалансированность из ФОМС, софинансирование высокотехнологичной медицинской помощи), а также в связи с (1) сокращением поступления импортной пошлины из-за снижения тарифных ставок в соответствии с обязательствами перед ВТО и (2) стабильностью в номинальном выражении ряда неналоговых поступлений.

В этих условиях планируется ряд мер по мобилизации доходов, которые в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Таблица 5.1.2. Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
Доходы 13 488 14 028 14 845
%% ВВП 15,5 15,2 15,0
в том числе меры по мобилизации доходов: 948 985 1 043
%% ВВП 1,1 1,1 1,1
модификация налогообложенияв нефтяной отрасли
НДПИ на газ(продление меры 2016 года «+»)
дивиденды госкомпаний (50% чистой прибыли)
индексацияакцизов на табачную продукцию (дополнительно +10%в 2017-2019 гг. ежегодно)
повышениеакцизов на нефтепродукты
централизация 1 п.п. налога на прибыль в ФБ с распределением на дотации субъектам

* включая дивиденды ОАО Сбербанк (в виде перечисления прибыли Банка России)

Расходы федерального бюджета

Общий объем предельных расходов федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформирован исходя из необходимости сохранения расходов на уровне, установленном Федеральном законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», что, с учетом сокращения лимитов бюджетных обязательств по отдельным направлениям расходов на 10 процентов и ежегодного выделения до 150 млрд. рублей на докапитализацию ОАО «Внешэкономбанк», составляет 15 787 млрд. рублей (без учета единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов).

Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы на 2017-2019 гг., сформированы на основе следующих основных подходов:

1) в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 - 2019 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2016 год Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;

2) «базовые» объемы бюджетных ассигнований 2017 – 2019 годов уточнены с учетом:

а) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по отдельным направлениям расходов на 10 процентов в соответствии с поручением Председателя Правительства от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 (с учетом принятых Правительством Российской Федерации дополнительных решений);

б) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия, а также в связи с уменьшением контингента получателей;

в) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям «длящегося» характера, возникшим в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году;

г) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала в связи с ежегодной индексацией страховых пенсий с 1 февраля в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;

д) увеличения межбюджетного трансферта, передаваемого бюджету Пенсионного фонда, на государственное пенсионное обеспечение в связи с ежегодным повышением социальных пенсий с 1 апреля на темп роста прожиточного минимума пенсионера;

е) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда, в связи с ежегодной индексацией размеров ежемесячных денежных выплат в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;

ж) увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции;

з) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;

и) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года;

к) изменения бюджетных ассигнований в связи с прогнозируемым среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю;

л) увеличения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога с учетом объемов бюджетных ассигнований, выделенных в 2016 году в связи с отменой льгот по уплате налогов, увеличением кадастровой стоимости земельных участков и остаточной стоимости основных средств, а также на уплату земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

м) уменьшения объемов бюджетных ассигнований в 2017-2019 годах на 6%, 9%, 11%, соответственно, за исключением расходов, не подлежащих сокращению в соответствии с пунктом 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741, и расходов Минобороны России, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ;

н) уменьшения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России в 2017-2019 годах, на 6% ежегодно, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ.

При этом в рамках формирования предложений по распределению предельных бюджетных ассигнований («возвратное» распределение) в соответствии с целями и задачами бюджетной политики в части приоритизации расходов ведомствам была предоставлена значительная степень свободы по мобилизации резервов на приоритетные направления, включая возможность перераспределения «условно-защищенных» расходов.

В проектировках федерального бюджета на 2017-2019 гг. сверх предельных лимитов бюджетных ассигнований также учтено финансовое обеспечение единовременной выплаты пенсионерам и ряд расходов, связанных с принимаемыми решениями по увеличению доходной базы: в том числе дополнительная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов в объеме дополнительных поступлений за счет перераспределения в пользу доходов федерального бюджета 1 п.п. налога на прибыль.

Такие подходы к определению предельных лимитов бюджетных ассигнований обуславливают следующую структуру расходов в разрезе функциональной классификации расходов.

Таблица 5.1.3. Расходы* федерального бюджета по разделам функциональной классификации в 2016-2019 гг.

млрд. рублей

Показатель
Всего 16 403 16 241 16 040 15 987
Общегосударственные вопросы 1 098 1 205 1 148 1 133
Национальная оборона 3 889 2 836 2 728 2 816
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 943 1 943 1 880 1 892
Национальная экономика 2 166 2 318 2 366 2 167
Жилищно-коммунальное хозяйство
Охрана окружающей среды
Образование
Культура, кинематография
Здравоохранение
Социальная политика 4 631 5 084 4 963 5 054
Физическая культура и спорт
Средства массовой информации
Межбюджетные трансферты общего характера
Обслуживание государственного и муниципального долга

* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов

Наши рекомендации