Как использовать «конвертную систему»?
Разделите свои расходы на отдельные статьи. Например:
– сбережения;
– выплата кредита;
– продукты питания;
– коммунальные услуги;
– одежда, обувь;
– развлечения и т. п.
Посчитайте, сколько денег ежемесячно вы можете откладывать, сколько нужно выплачивать по кредиту и тратить на еду, сколько вы можете себе позволить тратить на развлечения и т. п.
Возьмите несколько конвертов. Каждый конверт подпишите под соответствующую статью расходов («Продукты», «Коммунальные услуги», «Сбережения») и определите для каждого конверта нужную сумму. Если вы копите деньги для реализации нескольких финансовых целей, держите их в отдельных конвертах под соответствующими надписями.
Теперь ваша задача – тратить по каждой статье расходов столько денег, сколько есть в соответствующем конверте, и не более того.
Испробуйте этот простой метод на практике. Если не все сразу получится – не расстраивайтесь! Москва тоже не сразу строилась – наберитесь терпения и не сдавайтесь после первой неудачи. Обычно ничего не достигают только те, кто хочет всего и сразу. Те же, кто настроен на победу, рано или поздно одержат ее.
Если вы успешно будете пользоваться «конвертной системой», вы сумеете:
1) взять свои расходы под контроль;
2) тратить с умом;
3) минимизировать расходы;
4) откладывать деньги на разные финансовые цели;
5) жить без долгов.
Даже такие простые действия, как учет доходов и расходов, а также траты в границах запланированного, выведут вас на новый уровень взаимоотношений с вашими деньгами.
Одних этих действий достаточно для того, чтобы в процессе их выполнения вы смогли пересмотреть свои расходы и сумели оптимизировать их. Не верите? Проверьте сами!
Оптимизация расходов – это серьезный шаг к финансовому процветанию. Если вы научитесь грамотно распоряжаться своими деньгами, у вас будут очень высокие шансы стать финансово свободным человеком и не обращать внимания на кризисы.
Итак, что такое «оптимизация»? Это всего лишь разумное перераспределение ваших расходов. Но не путайте оптимизацию расходов с экономией! Смысл экономии в том, чтобы во всем себя ограничивать и страдать по этому поводу, чувствуя себя мучеником. Это не наш путь. Куда более правильно оставить в своем личном (семейном) бюджете все статьи расходов, но при этом перераспределить деньги так, чтобы в результате выиграть нужную сумму денег на то, на что ее не хватает.
Объясню на примере. Допустим, у вас есть три главных статьи расходов:
– продукты питания – 50 %;
– развлечения – 20 %;
– ремонт квартиры – 30 %.
И при этом у вас есть задание: найти деньги на создание «финансовой подушки», исходя из конкретного бюджета. Вместо того чтобы избавиться от каких-то своих расходов (например, совсем отказаться от развлечений), можно просто уменьшить траты по другим статьям: уменьшить «продукты питания» на 10 %, а «развлечения» и «ремонт квартиры» – на 5 %.
Как изменится картина ваших расходов:
– продукты питания – 40 %;
– развлечения – 15 %;
– ремонт квартиры – 25 %;
– «финансовая подушка» – 20 %.
Уменьшение количества денег на определенные статьи расходов не значит, что вы будете потреблять меньше. Чтобы покупать столько же (или даже больше) за меньшую сумму, тратьте свои деньги с умом:
переведите розничные покупки в оптовые (вы купите больше за меньшую сумму);
покупайте вещи (одежду, обувь) вне сезона (так они достанутся вам гораздо дешевле);
прежде чем покупать, сравните цены в разных местах и приобретайте там, где дешевле (если каждый день тратить немного меньше денег, в конечном итоге в вашем кармане останется приличная сумма).
Чтобы успешно оптимизировать свои расходы, запомните два важных правила:
все ваши статьи расходов важны для вас и полностью отказываться от какой-то из них нельзя;
оптимизировать расходы нужно, переходя от самой значительной статьи к самой мелкой (как в вышеприведенном примере: самую расходную статью «продукты питания» мы сокращаем на 10 %, а остальные – на 5 %).
Кроме оптимизации расходов, чтобы выручить большую сумму денег, вы можете зарабатывать на своих тратах. Это можно делать двумя способами:
активно торговаться и везде просить скидки или бонусы (если просить – дают);
пользоваться «молчаливыми скидками»: покупать во время акций и распродаж, активно пользоваться дисконтными картами (не забывайте спрашивать о них везде: в магазинах, супермаркетах, на автозаправках и т. д.).
Эти элементарные действия помогут вам стать немного богаче прямо сейчас. Сэкономить на скидке – уже значит заработать. Объявления об акциях и распродажах встречаются буквально на каждом шагу. Это значит, что возможности получить деньги у нас есть постоянно, главное – умело и смело пользоваться ими. Пользуйтесь!
Кстати, чтобы узнать о различных способах повышения своих доходов, читайте мою бесплатную электронную книгу «10 способов стать богаче. Пошаговый План». Получить книгу вы можете здесь:
http://www.steptorich.ru.
Практическое задание
Первое. Начните применять на практике «конвертную систему» по рекомендациям, приведенным в этой главе, распределите свои расходы на несколько групп (статей);
посчитайте, какая сумма денег вам нужна для той или иной статьи расходов;
выделите на каждую из этих статей определенную сумму денег;
положите деньги на каждую статью расходов в отдельный конверт и напишите на каждом из них, для каких целей вы храните в нем средства.
В течение месяца расходуйте ровно столько денег, сколько вы себе выделили. Если какой-то конверт опустеет – расходы по этой статье следует прекратить.
Второе. Оптимизируйте свои расходы. Найдите 20 % свободных средств и подумайте, как их использовать с выгодой для себя.
Третье. Учитесь зарабатывать на расходах: просите скидки (бонусы, дисконтные карты) всегда и везде. Регулярно записывайте, сколько денег вы заработали благодаря скидкам. Развивайте этот навык. Практикуйтесь!
Глава 9
Как экономить время и силы
Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
Генри Форд
Жизнь кипит, дела накапливаются, а времени ни на что не хватает. Знакомая ситуация? Наверное, да. И всем хочется, чтобы все было иначе. Но как же все успеть? Как же на все найти время? А вернее, как успевать делать больше за то время, которое у нас есть?
Буду краток:
действуйте только комплексно, учитывая все дела;
распределяйте время, планируйте выполнение дел;
хорошо готовьтесь, прежде чем сделать что-то важное;
делегируйте полномочия;
не делайте лишнего.
Эти правила очень просты, но при этом очень эффективны. Я бы даже сказал, что их эффективность заключается именно в их простоте.
Как действовать комплексно? Это можно делать разными способами. Например, объединяйте теорию с практикой. Создавайте свой блог (сайт, интернет-магазин), учитесь писать интересные статьи и общаться с людьми, заводить новые знакомства и создавать новые источники дохода. И все это – одновременно!
Как я уже говорил, по материалам своего блога вы можете впоследствии написать собственную книгу и заработать на этом. А на деловом мероприятии, конференции, тренинге или семинаре, которые вы должны посещать, чтобы быстрее приобрести нужные вам знания, можно одновременно и учиться новому, и заводить новые связи, и вырабатывать навыки ведения переговоров.
Одна из самых больших потерь – потеря времени.
Жорж Луи Леклерк де Бюффон
Всегда думайте, как в одну единицу времени вы сможете совершить действия, которые помогут вам достичь сразу нескольких целей одновременно. Таким образом время будет работать на вас, и ваши результаты станут лучше, чем у других людей.
Время – это один из самых больших активов человека.В дела, в обучение, в развитие себя и бизнеса можно вкладывать или деньги, или время (еще лучше – и то и другое). Пока у вас нет достаточного количества денег, чтобы оплатить работу других людей или учиться у лучших специалистов в вашей сфере деятельности, вам придется тратить много времени, чтобы разобраться во всем самому.
В любом случае каждый из нас имеет ограниченное количество времени, поэтому этот актив стоит использовать с умом. Выделите 10–15 минут, чтобы собраться с мыслями и перестроить свои отношения со временем и планированием дел. Вы ведь можете позволить себе на 10–15 минут расслабиться, уединиться и подумать о жизни? Сделайте это прямо сейчас!
Что именно поможет вам успевать делать больше за единицу времени? Это знаете только вы, потому что у каждого свои планы, цели и отношения со временем. Никто кроме вас не решит, какой рабочий график для вас наиболее эффективен. Но я готов дать вам несколько универсальных рекомендаций, которые могут оказаться полезными.
Берегите свое время. Учитесь говорить «нет». Умение решительно говорить «нет» малозначительным делам придаст вам силы сказать «да» чему-то великому.
Во-первых, начните заранее письменно планировать каждый свой день.С вечера или рано утром (если вы человек настроения и делаете только то, к чему тянет в конкретный день), но делайте это обязательно. Даже если часть дел не будет реализована или займет больше времени, чем предполагалось, план даст вам возможность работать быстрее и отслеживать свои результаты, чтобы анализировать их.
Во-вторых, четко различайте главные и второстепенные дела.Другого выхода нет: сколько бы у вас ни было времени, его все равно не хватит, чтобы успеть сделать все. Поэтому выставляйте для дел приоритеты и делайте в первую очередь самые важные. Остальные дела подождут. На то они и второстепенные.
Каждый день делайте хотя бы одно важное дело. Это должно стать вашим правилом. Многие люди, погрязнув в ежедневном болоте рутинных дел, неделями и месяцами, а то и годами не успевают сделать ничего существенного. Они откладывают все на будущее и надеются, что когда-нибудь они найдут силы и специально выделят время для важных дел, чтобы сделать их целиком и сразу. И это огромнейшая ошибка.
Например, вы хотите сделать свой сайт. Вы можете каждый день (ну хорошо, раз в два дня) делать часть работы, и за несколько недель вы достигнете цели. А можете сказать себе: «Когда у меня выпадут свободные выходные, я сделаю свой сайт весь целиком, чтобы не распыляться». Так пройдет год-второй, а ни свободных выходных, ни собственного сайта у вас так и не появится.
Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени».
Или вы говорите себе: «У меня нет времени, чтобы прочитать эту книгу», – и не читаете ее вообще. А ведь, положа руку на сердце, вы можете признаться себе, что вполне способны уделить чтению 10–15 минут в день, чтобы за одну-две недели осилить книгу целиком. Лучше сделать что-то за несколько недель, чем не сделать вообще. Не останавливаясь, маленькими шажками, но идите навстречу своей Большой Мечте.
Если выполнение дел постоянно откладывается на будущее, то обычно время идет, а дела остаются на том же самом месте и даже накапливаются, превращаясь в пугающую груду срочных дел. Нельзя надеяться на один большой прорыв «когда-нибудь». Это «когда-нибудь», скорее всего, так никогда и не настанет. Если вы не можете уделить делам много времени, уделяйте мало, но регулярно.
В-третьих, избавьтесь от главных пожирателей вашего времени.Для кого-то это бесконечный просмотр телевизора, для кого-то – бесцельное зависание в Интернете, для кого-то – чтение ради развлечения кучи книг, блогов, рассылок и журналов. Множество маленьких дел, которые вы делаете по привычке, забирает у вас время, а вы даже не замечаете этого. Найдите этих «пожирателей времени» и безжалостно избавьтесь от них.
Проверяйте почту 1–2 раза в день, отключайте телефон, отменяйте встречи с приятелями-бездельниками ради больших дел и целей – и вы всего добьетесь! Это хороший план. А хороший план – половина дела. Когда вы занимаетесь планированием, вы обдумываете дело со всех сторон, отводите на него определенное время и стараетесь затем в него уложиться. Вы устраиваете мозговой штурм, быстро перебираете в уме варианты решений, и здесь срабатывает старое правило: семь раз отмерь – один раз отрежь.
Планирование помогает избегать множества мелких ошибок. Поэтому не жалейте времени и сил на то, чтобы подробно расписать работу над большими проектами. Время, потраченное на планирование, окупается сторицей.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»
Пифагор
Не менее важно и то, что, планируя свои дела на бумаге, вы лучше начинаете понимать, что делаете, и перестаете держать список дел в голове, прокручивая их по миллиону раз, чтобы не забыть (даже зная, что все равно гарантированно забудете что-то важное). Записанные дела позволят вам расслабиться и сконцентрироваться на том, чем вы непосредственно заняты.
При острой нехватке времени не суетитесь и не паникуйте – так вы себе не поможете. Человек устроен так, что чем больше он спешит, тем меньше успевает. Поэтому, как я уже сказал, не спешите, а основательно готовьтесь к выполнению важных дел, особенно к сложным и важным проектам наподобие собственного бизнеса, инвестирования и смены образа жизни.
Тяжёлый труд – это скопление легких дел, которые вы не сделали, когда должны были сделать.
Джон Максвелл
Чтобы успевать больше, по максимуму делегируйте свои полномочия. Часть дел вместо вас могут выполнять ваши помощники, подчиненные или просто коллеги. Часть дел вы можете поручить нанятым специалистам (фрилансерам).
Друзья или родные тоже могут помочь вам, иногда достаточно просто попросить их об этом. Попробуйте!
В планировании вам также поможет:
составление отдельных списков для рабочих и домашних дел;
разбивка сложных заданий на мелкие составные части и их поэтапное выполнение;
установление конечного срока для выполнения каждого дела;
выполнение главных дел в первую очередь;
«напоминалка» на телефоне (поможет помнить о встречах и важных датах);
конструктивная самокритика (перестаньте ругать себя за незавершенные вовремя дела – это неконструктивно, лучше чаще думайте, как их сделать);
маленькое празднование успешно выполненных больших задач.
Как понять, грамотно ли вы управляете своим распорядком? Если вам хватает времени и на работу и на личную жизнь, а каждое действие приближает вас к выполнению ваших целей, это свидетельствует о том, что вы хорошо умеете распоряжаться своим временем. А если нет… Тогда отношения со временем вам только предстоит наладить. И чем скорее вы это сделаете, тем будет лучше.
Практическое задание
Ваше задание: запланировать и провести отдых. Если вы не будете достаточно отдыхать, вы не сможете качественно работать. Нехватка качественного отдыха для души и тела – это очень большая и очень распространенная ошибка.
Возьмите в привычку один раз в неделю проводить несколько часов наедине с собой, обдумывая свою жизнь, мечты и планы. Вы должны время от времени разгружать свою голову, отвлекаться от текущих дел и думать о себе.
Погуляйте в парке, посидите на берегу речки или найдите любое другое место, в котором вы сможете побыть наедине, желательно в тишине. Никакого компьютера или телевизора.
После подобного отдыха вы будете работать гораздо эффективнее. Попробуйте – вам понравится!
Глава 10
Повышайте свою ценность
Один босс говорит другому: «Представляешь, я своим уже полгода зарплату не плачу, а они все равно на работу ходят». На что другой ему отвечает: «А ты за вход деньги бери…»
Бородатый анекдот
Зарплата должна все время расти. Если ваша зарплата не растет, это означает только одно – вы что-то делаете неправильно. Если говорить точнее, вы, наверное, вообще ничего толком не делаете, и пора бы исправить эту оплошность. Согласны? Начинайте выполнять задания этой главы.
Самый очевидный способ повысить зарплату – договориться о ее повышении. Для этого, в первую очередь, вы сами должны быть уверены в том, что вы заслуживаете более высокой оплаты вашего труда. А чтобы убедить в этом вашего руководителя, у вас должны быть веские аргументы и сногсшибательные факты.
Как вы думаете, что обязательно спросит ваш начальник, когда вы придете к нему просить прибавки к жалованию? Думаю, самый мягкий вопрос будет звучать примерно так: «А почему ты решил, что тебе пора повышать зарплату?» Ну и что, что ты прошел какой-то тренинг и получил второе высшее образование? Это ты для себя учился, молодец. Ну и что, что ты хорошо справляешьсяс работой? Мы разве не за это тебе платим? Ты и должен справляться с ней.
– Что-то мне уже третий день работать не хочется.
– Среда, батенька…
Подумайте сами: если вы просто делаете то, что вы и должны делать по договору о найме, то почему вы хотите, чтобы вам начали платить больше? Потому что цены выросли? Потому что инфляция и очередной финансовый кризис на дворе? Потому что вы захотели купить себе новую машину? Или потому что вы хороший парень (девушка)? Нет, это смешные аргументы для вашего руководства, и ими вы никого не убедите.
Какие аргументы вам нужны и как подкрепить их фактами? Вы должны продемонстрировать руководству свои достижения и ближайшие перспективы (результаты) вашей деятельности как доказательства роста вашей профессиональной ценности.
Подготовительный шаг
Вам нужно постоянно собирать как минимум:
– отзывы клиентов о вашей отличной работе,
– внушительное портфолио успешно выполненных вами проектов,
– наглядные данные о ваших удачных сделках и достижениях,
– и тому подобные свидетельства вашей хорошей (а лучше – выдающейся) деятельности на своем рабочем месте.
Вы должны делать значительно больше того, что вы обещали делать, когда устраивались на работу, и доказать это примером.
У вас уже есть эти свидетельства отличника капиталистического труда? Тогда переходите к следующему шагу. Их нет? А почему же тогда вы решили, что стоите больше, чем сейчас?
Второй способ повысить свою зарплату – продвижение по карьерной лестнице. Если займете должность повыше – смело ожидайте, что вам автоматически поднимут заработную плату (и рабочую нагрузку). Тоже неплохой вариант, но и это повышение по службе нужно заслужить. Для этого вы также должны суметь показать, что ваша профессиональная ценность выросла, что вы отличный организатор и, что особенно важно, очень лояльный сотрудник. Это, пожалуй, самый простой способ продвинуться по службе и получить желаемую прибавку к зарплате.
Насколько выросла ваша ценность в глазах работодателя? О том, в чем выражена ваша профессиональная ценность (стоимость) и как ее определить, мы уже рассуждали в предыдущих главах. И о том, что ее нужно постоянно повышать, чтобы зарабатывать больше, вы уже знаете. Вопрос: как это делать?
Как мы уже говорили ранее, чтобы повысить свою ценность, нужно брать на себя значительно больше рабочих обязанностей. Вам могут их и не предложить – сами беритесь за сложные проекты и выдвигайте свою кандидатуру для выполнения дополнительной работы. Проявляйте инициативу. Забудьте о том, что она наказуема. Бездействие, как я уже говорил, карается еще жестче, ибо это самый большой риск в жизни.
И каждый раз, когда вы будете брать на себя дополнительные обязанности, новые проекты и повышенные обязательства, вы будете чувствовать, как стремительно растет ваш профессионализм. Вы заработаете бесценный опыт, что само по себе уже неплохо. Если не на этой, так на другой работе ваш новый опыт принесет вам новые деньги – так что дерзайте.
Начальник – секретарше:
– Соберите всех сотрудников на совещание, срочно!
– По селектору?
– Нет, через «Одноклассников», так быстрее будет!!!
Что еще вы можете сделать, кроме как взять на себя больше ответственности и обязательств? Вы можете проанализировать деятельность своей компании и предложить новые способы решения существующих проблем, вы можете подбрасывать руководству денежные идеи и советы по поводу того, как снизить имеющиеся издержки. Так вас начтут считать ценным сотрудником, и рано или поздно это отношение найдет свое отражение в реальных денежных купюрах. Придумайте, как ваша компания может дополнительно заработать, и вы заработаете сами. Конечно, чтобы суметь каждый раз находить новые решения, вы должны все время учиться новому и повышать свою квалификацию (в том числе и за свой счет). Но запомните: вам будут платить не за то, что вы учитесь новому, а за новые результаты. Где эти результаты? Как вы можете их продемонстрировать?
Звучит фантастически, но практика подтверждает, что развитие всего одного дополнительного профессионального навыка способно увеличить ежемесячный доход в два раза.
Повышение профессиональной квалификации, пожалуй, самый легкий способ повысить свою зарплату. Но зарплата всегда имеет «потолок», поэтому не ограничивайтесь конкретными профессиональными навыками, а выходите за рамки своей специальности и приобретайте умения в смежных профессиях, навыки управления людьми – повышайте личную эффективность.
Если вы хотите гордиться собой, делайте то, что вызывает у васгордость.
Ирвин Ялом
Составьте список всех своих знаний, умений и навыков и проанализируйте, на сколько процентов вы их сейчас используете.
Ищите способности, которые у вас уже есть, но «простаивают», вместо того чтобы приносить вам деньги.
Зарабатывать больше вам помогут те же способы, которыми можно завоевать статус эксперта в своем деле. Это и ведение тематического блога (сайта), и проведение мастер-классов, и участие в выставках, и издание собственной книги. Впрочем, зачем я вам это говорю? Вы это уже и сами отлично знаете. И, надеюсь, начали применять, потому что просто копить знания – бессмысленно. Кладбище мертвых знаний еще никого не приводило к жизни мечты.
Давайте теперь подумаем, как вы можете поступить, если вас все равно не устраивает ваша зарплата и вы достигли «потолка» в своей компании. Я считаю, что у вас есть три варианта действий в этом случае.
Первый – оставить все как есть: смириться с судьбой-злодейкой и зарабатывать столько, сколько дадут.
Второй – найти дополнительный источник дохода помимо основной работы и принять как факт, что на основной работе ваш доход больше расти не будет.
Наконец, третий вариант – сменить работу или профессию.
Третий вариант – самый радикальный, но иногда это единственно возможное решение. Работу, на которой у вас нет никаких перспектив для повышения дохода, лучше оставить и найти для себя новое рабочее место.
Неприятный факт, но я просто обязан предупредить вас об этом. Будьте готовы лишиться своей работы в любой момент. Работая по найму, вы постоянно находитесь в зоне риска, поэтому убедитесь, что у вас сформирована солидная «финансовая подушка».
Чтобы узнать больше способов повышения своей зарплаты, вы можете прочитать мою бесплатную книгу «Как увеличить свою зарплату в 1,5–2 раза без смены работы и деятельности». Больше информации о тренинге вы можете прочитать здесь: http:// steptorich.ru/zarplata.html.
Практическое задание
Задание: удвоить свой доход. Неважно, каким образом.
Я в вас уверен – вы это сможете!
1. Подумайте, какого одного навыка вам не хватает, чтобы зарабатывать намного больше, чем сейчас?
2. Присмотритесь к более опытным коллегам. Что они умеют делать такого, чего не умеете вы? Проанализируйте их деятельность и письменно сформулируйте причины их успеха.
3. Запланируйте свое обучение недостающим навыкам. Не откладывайте в долгий ящик – начните в ближайшие дни.
Глава 11
Не сидите на месте