Некоторые риски реализации разных сценариев ДКП

Основные риски ДКП Банка России во многом связаны с планируемым регулятором продолжением политики «инфляционного таргетирования». Согласно документам Банка России и выступлениям его руководителей в 2010-2015 гг., основными элементами инфляционного таргетирования, в частности, являются:

- использование процентных ставок в качестве базового инструмента денежно-кредитной политики;

- свободно плавающий валютный курс;

- повышение роли среднесрочного макроэкономического прогнозирования.

Такие подходы могут быть сопряжены с существенными рисками при реализации ДКП Банка России.

· Так, режим свободного плавания приводит к избыточной волатильности на валютном рынке, которая не только стимулирует рост спекулятивных сделок (в ущерб реальной экономике), но и затрудняет прогнозирование, планирование и принятие инвестиционных решений. С учетом этого, усиливается риск торможения инвестиций и экономического роста в целом (в т.ч. из-за ограничительной денежно-кредитной политики, недостаточной монетизации, нехватки «длинных денег»).

· Переход к использованию процентных ставок в качестве базового инструмента ДКП не учитывает того, что процентный канал денежной трансмиссии, скорее всего, не сможет обеспечить тесной связи цены денег с основными макроэкономическими параметрами (включая валютный курс). О том, что этот риск очень велик свидетельствует динамика процентных ставок, валютного курса и ряда иных макропараметров в 2014-2015 гг., которая говорит, скорее, об отсутствии этой связи, чем о ее наличии.

· Сохранение процентных ставок на достаточно высоком уровне не будет стимулировать рост инвестиционного и потребительского спроса. В результате возрастают риски того, что российская экономика по-прежнему будет иметь сырьевую ориентацию, недиверсифицированный экспорт, высокую долю импорта в потреблении. В этой связи сохранится негативное влияние внешних рисков, связанных с возросшей турбулентностью на мировых сырьевых, финансовых, а также валютных рынках.

· Инфляция, несмотря на ограничительную политику, остается достаточно высокой (во многом из-за колебаний валютного курса и зависимости цен от внешних факторов в целом), и, соответственно, высокими остаются ожидания роста цен и инфляционные риски.

· Регулятором выбрано крайне неудачное время для перехода к режиму инфляционного таргетирования. Этот режим предполагает в качестве важного элемента повышение роли среднесрочного макроэкономического прогнозирования. Однако в условиях нынешнего кризиса макроэкономическое прогнозирование на разных уровнях сильно затруднено (в т.ч. из-за высокой волатильности курса рубля, которая обусловлена также нестабильностью нефтяных цен). Официальные прогнозы нередко противоречат друг другу и постоянно опровергаются фактическими показателями. Это повышает риски ошибочных решений и делает невозможным эффективную реализацию инфляционного таргетирования и достижение высоких темпов экономического роста.

· В результате, реализация ДКП Банка России сопряжена с риском нестыковки ее с прогнозами и политикой МЭР и Минфина РФ. В последние годы как прогнозы, так и подходы этих учреждений нередко существенно различаются между собой, что приводит к несогласованности действий, тем самым снижая результативность проводимой экономической и денежно-кредитной политики.

Реализация предлагаемого проекта ДКП также сопряжена с рядом рисков. Однако ее внедрение будет способствовать более высоким темпам роста экономики, чем это прогнозируется в ДКП ЦБ РФ, что должно компенсировать издержки и риски нового подхода. К тому же планируемый рост инвестиций должен способствовать переносу акцента со спекулятивных операций на развитие сектора реальной экономики (в первую очередь, на развитие отраслей, производящих продукцию с более высокой добавленной стоимостью). Это приведет не только к повышению темпов экономического роста, но и к достижению его устойчивости, а также к улучшению качества роста. Тем не менее, при осуществлении альтернативной ДКП нельзя недооценивать ряд рисков:

· Так, существует риск превышения нынешних официальных ориентиров ЦБ РФ по инфляции, в т.ч. из-за создания дополнительного потребительского и инвестиционного спроса. Тем не менее, это не будет ощутимым фактором торможения роста экономики.

· Возможное использование части ЗВР для устранения «избыточной» волатильности на валютном рынке может создать риск снижения резервов, либо менее быстрого их роста, чем при реализации ДКП ЦБ РФ.

· Наличие временных лагов – в особенности, между реализацией инвестиций и реальным ростом ВВП – создает угрозу «запаздывания» эффектов от реализации альтернативной ДКП. С учетом этого, требуется максимально быстро отказаться от проведения тормозящей инвестиции ДКП ЦБ РФ и приступить к осуществлению подходов альтернативной ДКП.

· Определенные риски могут возникнуть в связи с использованием бюджетного дефицита для стимулирования экономического роста. Такая политика потребует в т.ч. еще более тесной координации действий ЦБ РФ, Минфина и МЭР, нежели при реализации ДКП ЦБ РФ. В этой связи нельзя игнорировать риск недостаточной стыковки или же недостаточно быстрого налаживания координирования действий этих учреждений при проведении альтернативной ДКП.

Ясное понимание возможных рисков, их потенциального уровня и механизмов формирования позволит более эффективно принимать решения с целью нивелирования возможных негативных последствий при реализации предлагаемых альтернативных подходов.



Приложение 1. Основные параметры целевого сценария альтернативной денежно-кредитной политики и ДКП ЦБ РФ на 2017-2019 гг.*

 
ЦБ РФ** Альтернативная ДКП ЦБ РФ** Альтернативная ДКП Альтернативная ДКП
факт оценка ЦБ* базовый оптими стичный целевой базовый оптимистичный целевой целевой
ВВП, в постоянных ценах, прирост к предыдущему году, % -3,7 (-1,5)-(-1,3) 0,0 - 1,0 1,0 - 2,0 3,0–4,0 2,0 - 3,0 2,5 - 3,5 4,5-6,0 6,5-8,0
Инфляция, декабрь к декабрю предыдущего года, % 12,9 6,0-7,0 4,0 4,0 7 - 8 4,0 4,0 6 - 7 4 - 5
Денежная масса в национальном определении, прирост за год, % 11,5 8-11 8-11 13-16 25-30 13-16 13-16 33-36 38-42
Кредит нефинансовым организациям и населению в рублях и иностранной валюте, прирост за год, % 7,1 3-6 8-11 13-16 22-27 13-16 13-16 30-35 35-40

*данные ЦБ РФ из Доклада о денежно-кредитной политике, №1, март 2016.

** ЦБ РФ, 2015. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов.

Приложение 2. Денежная программа на 2017- 2019 гг.

ЦБ РФ Альтернативная ДКП ЦБ РФ Альтернативная ДКП Альтернативная ДКП
факт прогноз ЦБ* базовый оптими стичный целевой базовый оптими стичный целевой целевой
Денежная база (узкое определение)              
трлн. руб. 8,7 8,8 9,4 9,8 10,5-11,0 10,0 10,5 13,0-14,1 17,0-19,0
 
Чистые международные резервы
трлн. руб. 26,8 20,9 21,3 23,0 20,8-21,5 21,6 24,1 21,1-21,7 21,7-22,2
млрд. долл. 370-380 375-385 385-395
 
Чистые внутренние активы
трлн. руб. -18,11984 -12,113 -11,9 -13,2 (-10,4)-(-10,3) -11,6 -13,6 (-8,1)-(7,6) (-4,8)-(-3,3)

*данные ЦБ РФ из Доклада о денежно-кредитной политике, №1, март 2016.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010 г. С. 256.

2. Глазьев С.Ю. Доклад О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. 2015.

3. Глазьев С.Ю. О таргетировании инфляции. // журнал Вопросы экономики. №9, 2015. С. 1-12.

4. Глазьев С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. – М.: Книжный мир. – 2016. 512 с.

5. Ершов М.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире (кризисный опыт конца 90-х). – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – 319 с.

6. Ершов М.В. Рублями, пожалуйста //«Эксперт», № 27, 2006 г.

7. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? – М.: «Издательство «Экономика», 2011. – 295 с.

8. Ершов М.В. Об обеспечении валютной стабильности и о новых финансовых механизмах в условиях санкционного режима. // журнал Вопросы экономики. №12, 2014. С. 22 - 30.

9. Ершов М.В. Возможности роста в условиях валютных провалов в России и финансовых пузырей в мире. // журнал Вопросы экономики. №12, 2015. С. 32- 50.

10. ЦБ РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. Ноябрь 2015.

11. ЦБ РФ. Доклад о денежно-кредитной политике. №1, март 2016.

[1]п.2, ст. 75, гл. 3.

[2]См., например, данные ОЭСР. Коэффициенты пересчета. Курс валют / Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm#indicator-chart

Наши рекомендации