Исходя из целей роста и модернизации экономики
Исходные положения для разработки проекта основных направлений
Денежно-кредитной политики
Исходя из целей роста и модернизации экономики
(предложения рабочей группы под руководством члена НФС,академика РАН С.Ю. Глазьева)
Оглавление
Резюме. 2
1.Цели и принципы альтернативной денежно-кредитной политики. 2
2. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2017 году. 5
2.1. Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики. 5
2.2. Стабилизация обменного курса рубля. 11
2.3. Целевой сценарий развития денежно-кредитной политики в 2017-2019 гг. 15
2.4. Расчетные параметры целевой долгосрочной эмиссии. 18
3.Развитие системы инструментов денежно-кредитной политики. 22
3.1. Инструменты реализации новых подходов денежно-кредитной политики. 22
3.2. Обеспечение стабильности валютного курса. 25
3.3. Некоторые риски реализации разных сценариев ДКП.. 28
Приложение 1. Основные параметры целевого сценария альтернативной денежно-кредитной политики и ДКП ЦБ РФ на 2017-2019 гг. 32
Приложение 2. Денежная программа на 2017- 2019 гг. 33
Резюме
Эскизный проект альтернативной денежно-кредитной политики ориентирован на обеспечение реализации основной функции ЦБ РФ – защиты и обеспечения устойчивости рубля– в сочетании с созданием необходимых условий для роста инвестиций, производства и занятости путем использования широкого набора инструментов и рычагов во взаимоувязке с другими составляющими макроэкономической политики.
Принципиальным положением денежно-кредитной политики в условиях санкций является формирование внутренних источников финансирования роста экономики. В этой связи предполагается переход к системной денежно-кредитной политике, предусматривающей достижение целевых показателей по инфляции одновременно с решением задач экономического развития,включающей: обеспечение стабильного обменного курса рубля; проведение многоканальной эмиссии с целью кредитования предприятий на приемлемых для них условиях под обязательства модернизации и роста производства при контроле за целевым расходованием средств. Это будет способствовать снижению неопределенности и инфляционных ожиданий, росту доступности финансовых ресурсов (в т.ч., длинных) для реальной экономики. Целевое направление ресурсов в приоритетные проекты обеспечит рост, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, улучшение ее структуры и будет способствовать снижению инфляции.
Участие банков в целевом кредитовании производственных предприятий предполагает введение соответствующих механизмов и нормативов их рефинансирования по низким процентным ставкам с установлением предельной банковской маржи исходя из издержек обеспечения контроля за целевым использованием предоставляемых кредитов.
Эффективная реализация предлагаемых мер требует четкой экономической политики государства с выделением приоритетных направлений и отраслей развития. Для этого необходима слаженная координация между ЦБ, Минфином, Министерством экономического развития, Министерством промышленности и другими экономическими ведомствами.
Достижение устойчивого экономического роста будет обеспечено повышением инвестиционной и инновационной активности за счет расширения долгосрочного кредита по низким процентным ставкам, более высокой монетизацией экономики, стабильным валютным курсом.
Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2017 году
За 2000-2015 гг.
Источник: М.Ершов.
Часто в 2000-е гг. темп роста денежной массы (М2) и инфляция двигались в противоположномнаправлении. При повышении темпов роста М2 инфляция снижалась (а не росла), а при снижении темпов роста М2 инфляция увеличивалась.
Россия: Темпы роста денежной массы (М2) и инфляция
Источник: ЦБ РФ
Россия: Связь между объемом денежной массы
и уровнем роста цен в 2001-2015 гг.
Источник: Р.Нижегородцев, Н.Горидько
В целом этот подход будет способствовать направлению средств на приоритетные цели, формированию основы длинных денег в экономике, а также подавать сигналы рынку относительно приоритетов экономической политики. Это, в частности, будет обеспечиваться за счет:
• многоканальной целевой кредитной эмиссии;
• механизма бюджетного финансирования;
• повышения сроков по стандартным инструментам рефинансирования;
• повышения объемов рефинансирования под залог прав требований по инвестиционным ссудам, кредитование МСБ, ипотечные кредиты, нерыночные активы, и в целом более широкого применения специальных инструментов;
• расширения ломбардного списка;
• применения дифференцированных норм резервирования у банков в зависимости от длины и от валюты пассивов;
• других инструментов.
Координация подходов по формированию денежных ресурсов во взаимодействии с решением задач экономической политики увеличит эффективность проводимых преобразований и будет способствовать развитию экономики, укрепляя ее позиции в условиях глобальной конкуренции.
Таблица - Дефициты бюджетов и экономический рост в ведущих странах
Рассматриваемые годы | Количество лет с профицитом | Количество лет с дефицитом | Накопленный дефицит | Прирост ВВП (номин.) | |
США | 1974-2013 | 10,8 трлн. долл. | трлн. долл. | ||
Великобритания | 1975-2013 | 1,2 трлн. ф. ст. | 1,5 трлн. ф. ст. | ||
Япония | 1994-2013 | 5,7 трлн. долл. | 1,6 трлн. долл. | ||
Россия | 2000-2015 | 6,5 трлн. руб. | 73,1 трлн. руб. |
И в США, и в Великобритании абсолютный прирост ВВП превысил абсолютный размер накопленного дефицита. (В Японии такой прирост ВВП ниже, но хотя формально рост экономики был относительно небольшим, тем не менее, с учетом масштабных системных проблем, с которыми сталкивалась японская экономика в течение многих лет, можно предположить, что не будь использована мощная бюджетная поддержка, японская экономика столкнулась бы с существенным и долгосрочным спадом.)
Дефицит бюджета имеет место в большинстве стран мира. При этом его размер в развитых странах не превышает 6% ВВП.
Дефицит консолидированного бюджета ряда стран (2015 г., % к ВВП)
Источники: Минфин РФ, МВФ.
Переход к внутренним денежным механизмам роста, повышение уровня монетизации экономики РФ, стабилизация валютного рынка, отказ от инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля и иные шаги будут стимулировать переход к более благоприятным макроэкономическим параметрам, т.е. позволят в ощутимой мере компенсировать падение цен на нефть. Другими словами, все это позволит при сравнительно низких ценах на нефть достигнуть достаточно высоких темпов роста экономики РФ.
Исходные положения для разработки проекта основных направлений
Денежно-кредитной политики
исходя из целей роста и модернизации экономики
(предложения рабочей группы под руководством члена НФС,академика РАН С.Ю. Глазьева)
Оглавление
Резюме. 2
1.Цели и принципы альтернативной денежно-кредитной политики. 2
2. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2017 году. 5
2.1. Условия реализации и основные меры денежно-кредитной политики. 5
2.2. Стабилизация обменного курса рубля. 11
2.3. Целевой сценарий развития денежно-кредитной политики в 2017-2019 гг. 15
2.4. Расчетные параметры целевой долгосрочной эмиссии. 18
3.Развитие системы инструментов денежно-кредитной политики. 22
3.1. Инструменты реализации новых подходов денежно-кредитной политики. 22
3.2. Обеспечение стабильности валютного курса. 25
3.3. Некоторые риски реализации разных сценариев ДКП.. 28
Приложение 1. Основные параметры целевого сценария альтернативной денежно-кредитной политики и ДКП ЦБ РФ на 2017-2019 гг. 32
Приложение 2. Денежная программа на 2017- 2019 гг. 33
Резюме
Эскизный проект альтернативной денежно-кредитной политики ориентирован на обеспечение реализации основной функции ЦБ РФ – защиты и обеспечения устойчивости рубля– в сочетании с созданием необходимых условий для роста инвестиций, производства и занятости путем использования широкого набора инструментов и рычагов во взаимоувязке с другими составляющими макроэкономической политики.
Принципиальным положением денежно-кредитной политики в условиях санкций является формирование внутренних источников финансирования роста экономики. В этой связи предполагается переход к системной денежно-кредитной политике, предусматривающей достижение целевых показателей по инфляции одновременно с решением задач экономического развития,включающей: обеспечение стабильного обменного курса рубля; проведение многоканальной эмиссии с целью кредитования предприятий на приемлемых для них условиях под обязательства модернизации и роста производства при контроле за целевым расходованием средств. Это будет способствовать снижению неопределенности и инфляционных ожиданий, росту доступности финансовых ресурсов (в т.ч., длинных) для реальной экономики. Целевое направление ресурсов в приоритетные проекты обеспечит рост, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, улучшение ее структуры и будет способствовать снижению инфляции.
Участие банков в целевом кредитовании производственных предприятий предполагает введение соответствующих механизмов и нормативов их рефинансирования по низким процентным ставкам с установлением предельной банковской маржи исходя из издержек обеспечения контроля за целевым использованием предоставляемых кредитов.
Эффективная реализация предлагаемых мер требует четкой экономической политики государства с выделением приоритетных направлений и отраслей развития. Для этого необходима слаженная координация между ЦБ, Минфином, Министерством экономического развития, Министерством промышленности и другими экономическими ведомствами.
Достижение устойчивого экономического роста будет обеспечено повышением инвестиционной и инновационной активности за счет расширения долгосрочного кредита по низким процентным ставкам, более высокой монетизацией экономики, стабильным валютным курсом.