Современное состояние SRT - мое видение

Современное состояние SRT - мое видение

Константин Б.Серафимов

www.sumgan.com

Октября 2006 года

Настоящие победы, единственные,

которые не оставляют места

даже для малейшего сожаления, -

те, что одерживаются над невежеством.

Наполеон Бонапарт

Через 20 лет со времени начала изучения и использования мной SRT на практике можно сделать некоторый анализ происшедших в вертикальной спелеологии процессов и современного состояния техники одинарной веревки.

Невозможно говорить и понимать современное состояние SRT, не представляя, с чего все начиналось в Мире, и как начинали этот путь мы, в СССР.

Поэтому сначала позволю себе исторический экскурс, где постараюсь рассказать о причинах и корнях возникновения техники одинарной веревки.

Тросовая техника (ТТ)

Попытки вообще исключить из вертикальной техники веревку предпринимались давно. Что только не пробовалось в качестве линейных опор для спуска и подъема по вертикалям. И синтетическая стропа, и даже металлическая лента...

Но только стальной трос подавал реальные надежды.

В конце 60-х годов ХХ столетия в самый расцвет ВВТ московская спелеогруппа "Кристалл" под руководством Владимира Антонова предлагает альтернативную технику работы на стальном тросе, используя в качестве фрикционов спусковых устройств деревянные березовые диски большого диаметра.

На первый взгляд идея удивляет, но она не нова и не абсурдна.

Кто знаком с тросовыми горноспасательными комплектами (Рис.19), описанными в библии советской горной техники - книге Фердинанда Кропфа "Спасательные работы в горах", тот помнит, что в качестве блок-тормозов там применен тот же принцип - деревянный диск большого диаметра, работающий с тросом по принципу кабестана...

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.19 Спасательное тросовое снаряжение:

а — блок-тормоз; б — станок для переноски троса и ящик для прокручивания катушек; в — соединительное звено; г — ролик с желобом; д — зажим («лягушка»); е — шарнирный карабин

(рисунок из книги Фердинанда Кропфа "Спасательные работы в горах", "ФиС", М. 1966 г.)

Кристалловцы спускались по тросу и на зажимах. Спускаться на зажимах - в те годы не считалось чем-то из ряда вон. Если уж мы спускались в Сумган на "бахманах"...

Тем более что такой спуск исключал динамические рывки и был в этом отношении безопасен. Но вот скорость и трудозатраты...

Однако, два троса на отвесе - это такая гремучая смесь, что опыт группы так и остался по существу невостребованным. Но не был забыт.

Однотросовая техника (ОТТ)

Дальнейшее развитие тросовая техника получает усилиями киевских спелеологов в конце 80-х годов.

Заменив тонкий трос на более толстый - диаметром 5-6 мм, киевляне получили возможность больше не бояться его разрушения - прочности и износостойкости было с запасом. До такой степени с запасом, что трос спокойно мог использоваться как одинарный, если бы нашлись подходящие спусковые устройства.

Такое устройство было предложено Валерием Рогожниковым, разработавшим основные положения этой техники (Рис.20). Наверняка были и другие, но мне известно только описание тросовой техники, составленное Рогожниковым.

Делались также попытки разработать и использовать компенсаторы динамических нагрузок, которые неизбежно случаются на вертикалях...

Другие спусковые устройства по тросу, сконструированные по принципу рамы - "решетка" с дюралюминиевыми перекладинами диаметром 40-50 миллиметров, я видел у Симферопольских спелеологов (Рис.23). Имея достаточный запас перекладин для замены пропиленных тросом по ходу работ, можно было предпринимать серьезные экспедиции.

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.20 Снаряжение тросовой техники

1 - Тросовый коуш для навески троса В.Я.Рогожникова

2 - Клиновой зажим для навески троса с успехом применяется и до сих пор.

3 - Кассета 3-6М В.Я.Рогожникова для спуска по тросу.

4 - Решетки Симферопольского клуба для спуска по тросу, тросовый зажим

и ограничитель отбрасывания? 1988 год.

Кроме того, был решен самый главный вопрос любой двухлинейной техники проблема спутывания опор.

Убедившись, что спуски и подъемы по одинарному тросу достаточно безопасны, киевляне постепенно отказались от страховочной веревки, которой поначалу активно пользовались. Хотя, замечу, что опасность потери контроля за спуском в однотросовой техники так и не была решена. Зажимы системы "рефлекс", насколько мне известно, в этой технике не применялись.

Одинарным тросом были провешены такие глубокие пропасти Западного Кавказа как Куйбышевская и Генрихова Бездна. О других мне просто не известно.

Но тросик получался весьма тяжелым! Поэтому, единожды навесив, его уже не вынимали из пещеры, оставляя стационарную навеску, что было удобно для экспедиционно-исследовательских работ по поиску продолжений...

И чревато неожиданным разрушением троса вследствие внутренней коррозии.

Именно эта проблема - вес и габариты стального троса наложили непреодолимые ограничения на сколько-нибудь широкое распространение однотросовой техники, в итоге так и не получившей заметной популярности.

На этом ответвление спелеотехники, использующее стальной трос в качестве линейной опоры, на настоящий момент времени себя исчерпало.

Что же происходило в спелеологическом мире, в то время как мы старались распутать тросовую паутину?

Сравнительный баланс

Так в мире почти в одно и то же время возникли два направления SRT: Европейское, поддержанное австралийцами, и Североамериканское.

При кажущемся сходстве в отказе от второй веревки и заботе о сохранности оставшейся одинарной, эти два варианта существенно отличаются друг от друга по сумме открывающихся перспектив.

С одной стороны, американская IRT проще и экономнее европейской. Однако, отказавшись от промежуточных крючьев, североамериканцы лишились и главных тактических преимуществ, полученных европейцами.

А) Да, каждый отдельный американский IRT-эшник в принципе мог подняться по каждому конкретному колодцу быстрее, чем европейский, - но вся команда в итоге начинала заметно отставать.

Ведь пока один из группы не заканчивал спуска или подъема на отвес, второй не мог начать движение. В то время как европейцы двигались по отвесам всей командой по мере освобождения участков навески. Даже предложенный американцами подъем вдвоем одновременно по одной веревке - "тандем", не помогает сколько-нибудь существенно сократить затраты времени на ожидание - а ведь этот номер проходит далеко не всегда, преимущественно в чистых отвесах.

Б) Да, навеска на каждый отдельный колодец американцами могла быть сделана быстрее, но это сказывалось только на стадии прокладывания маршрута - в самый первый раз. И только на отвесах простой конфигурации.

В дальнейшем - при уже забитых крючьях, провешивание европейского варианта не составляло особого труда и потерь времени.

Если же отвес был сложный, с многочисленными точками трения, то чтобы избежать его, американцам приходилось идти на изрядные затраты, манипулируя протекторами, оттяжками и отклонителями, которые потом приходилось преодолевать. А застегнуть протектор под зажимом на стопе - та еще акробатика. Порой приходилось забивать дополнительные крючья, нести с собой замысловатую фурнитуру, что сводило на нет преимущество в простоте навески.

В) Американская IRT решала обход подземных потоков, используя траверсы на уровне входа в отвес и троллеи, - в принципе, на уровне ВВТ. При этом если троллей не оставался в пропасти стационарно, первому по любому приходилось идти в струю, и последнему тоже.

Европейцы тоже не пренебрегали привходовыми траверсами и троллеями, но плюс к тому получили возможность ухода от потоков маятниками по стенам, что в итоге давало лидеру и замыкающему при выемке снаряжения возможность обойти воду вместе со всеми, не прибегая к троллеям.

Г) Скорость движения группы в условиях реальной экспедиционной работы в огромной степени зависит от попутно транспортируемого груза. От его объема и метода, которым ведется транспортировка.

ВВТ культивировала раздельную транспортировку груза: мешки спускались и поднимались по отвесам веревкой. Чаще всего той же самой рапелью, нанося ей дополнительный урон. С мешком на себе спускаться не было принято, тем более - подниматься! Да и не хотелось...

Протаскивание мешков веревкой как вверх по отвесам, так и вниз превращалось в настоящее испытание. Если при спуске работу совершает сила тяжести, то при подъеме приходится преодолевать не только вес груза, но и трение мешков о скалы, трение самой веревки о перегибы склона. И плюс к тому мешки периодически застревают...

Американская IRT поначалу оставила проблему таскания мешков без внимания, также оставшись на уровне ВВТ. Европейцы же сразу уперлись в то, что уходящая теперь от линии падения воды навеска непригодна для таскания мешков по старинке.

Что оставалось делать? Транспортировать груз по рапели с промежуточными закреплениями на стене можно было лишь на себе...

На себе? Поначалу от этой идеи бросало в дрожь.

Оказалось - можно! И не только вниз.

Замечательный способ подъема "Дэд-Фрог" дает возможность поднимать на себе один и даже два транспортника, конечно, не на плечах. При этом мешки не только не застревают, но в большинстве случаев даже не касаются особо скалы.

Надо было только научиться это делать.

Научились! С этого момента колодцы, до того изматывающие нас транспортировкой груза, вдруг уступили первенство в этом садо-мазо-действе меандрам. Конечно, меандры всегда отличались гнусным характером, но, все же, выбить из числа этой противостоящей нам коалиции такого союзника как отвесы было делом великим.

Д) И, наконец, спасательные работы.

Если в североамериканском варианте путь транспортировки пострадавшего шел, как и в прежние времена, преимущественно по линии падения воды, Европейская АСT давала возможность транспортировки пострадавшего минимум двумя вариантами - по пути навески и по линии падения воды.

Это открывало интересные возможности, например, движение обеспечивающих и обгоняющих транспортировку спасателей параллельно с самой транспортировкой. Чем мы, например, очень эффективно пользовались во время спасательных работ в КиЛСИ в 1987 году.

Как бы там ни было, но, отказавшись от второй веревки в пользу более тщательного навешивания одинарной, все мы сделали верный ход.

Как это начиналось у нас

Сегодня кажется странным, что когда-то мы не знали этой техники. Но, тем не менее, до конца 80-х SRT в Союзе была не только практически неизвестна, но и официально запрещена.

Первыми, кто реально обратил внимание на изучение SRT, стали спелеологи из Каунаса во главе с Эрикасом Лайцонасом и Раймисом Данюнасом. В 1984 и 85 годах каунасцы посетили учебные мероприятии в Болгарии, и со всей серьезностью планировали внедрение SRT в практику, на базе своего клуба планируя первое в СССР учебное мероприятие SRT - ВТП - семинар высшей туристской подготовки, на Напре, в июле 1986 года. Каунасцы готовили 12 комплектов специального снаряжения для этой цели.

Первую в СССР официальную лекцию по правилам SRT прочитал 10 октября 1985 года Эрикас Лайцонас на семинаре Высшей инструкторской подготовки по спелеотуризму ВИП-85, проходившем в Хосте. Начальником семинара был Владимир Резван (Адлер), завучем - Эрикас Лайцонас (Каунас), инструкторами Владимир Павлюченко (Киев), Игорь Козырев (Ленинград), Константин Серафимов (Усть-Каменогорск). На том же семинаре с лекциями об SRT выступили спелеологи из Болгарии - председатель БФПД Алексей Жалов и председатель Варненского спелеоклуба Кирилл Иванов (Рис.28).

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.28 Семинар старших инструкторов спелеотуризма ВИП-85, Хоста, октябрь 1985 г.

1 - Слева-направо: Раймис Данюнас (Каунас), Константин Серафимов (Усть-

Каменогорск), Александр Резников (Киев) Эрикас Лайцонас (Каунас),

Алексей Жалов (София), Владимир Резван (Адлер), Кирилл Иванов (Варна).

2 - "Слава SRT или за успех нашего безнадежного дела! - Константин Серафимов

и Эрикас Лайцонас, Турбаза "Южная", Хоста, октябрь 1985 год.

С ВИП-85 я вернулся с кучей записей, подаренной Резваном книжкой Недкова "АБВ на техниката на единичното въже" и страстным желанием во что бы то ни стало догнать каунасцев.

Надо сказать, что осенью 1985 года, когда мы начинали постигать SRT, весь спелеологический мир уже вовсю шагал по добротной статической одинарной веревке, будь то американский "Blue Woter" или французский "Beal", в то время как у нас, в СССР, был лишь рыболовецкий фал, и то не вдосталь.

Поэтому практически не оставалось выбора. Для веревок рыболовецкого качества подходил только Европейский вариант SRT, со всеми его техническими премудростями. Но мне именно это в нем и нравилось!

Европейская SRT ощутимо выглядела настоящим искусством, тем, что стоит знать и уметь. Однако после первого же знакомства с техникой, показалось, что нам не поднять. Слишком много всего надо было переделывать и создавать заново в условиях практической изоляции от спелеологического Мира.

Ничего нельзя было купить, все надо было конструировать, мастерить и изготавливать, вплоть до шлямбурных крючьев. Вернее, начиная со шлямбурных крючьев, потому что без них нечего было и мечтать о новой технике. Крючья-то мы делать умели, но теперь нужны были другие, аналогичные SPIT в части возможности снимать и устанавливать навесочную фурнитуру. Но еще во время семинара на Алеке мне пришла в голову идея такого шлямбурного крика (Рис.29), которая была успешно реализована и оставалась у нас на вооружении несколько лет, пока москвич, спелеолог Перовского клуба Михаил Дякин не организовал производство корончатых аналогов "спитов".

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.29 Шлямбурный крюк "Сумган" - основа первых лет освоения нами SRT

1 - Чертежи ШКС из моей статьи "Снаряжение для подземных восхождений",

2 - запись из дневника ВИП-85 и вид в работе.

Тому, кто живет в эпоху фирменного снаряжения и покупок через Интернет, в окружении стандартов и магазинов через дорогу - трудно представить и понять, как начинали путь к SRT мы - в середине 80-х. И тут неоценимым оказался наш опыт находить выход в условиях тотального дефицита. Мастера-самодельщики, что бы мы без вас делали?

Мало было понять, как и что делать. Надо было сообразить, как организовать безопасные тренировки, придумать их методику. Глупо грохнуться на учебных скалах в самом начале пути...

Как бы там ни было, но процесс пошел. Причем зимой, при наших порой 30-градусных Алтайских морозах... Не было сил вытерпеть до весны.

Шаг за шагом, на самодельном снаряжении, мы постигали логику и неумолимые законы одноверевочной техники. Сначала на скалодроме, потом в небольших пещерах, типа Алтайская.

Постепенно выяснилось, что, затратив определенные усилия на прокладку трассы без трения веревки, в дальнейшем мы получаем огромное ускорение всех передвижений по пещере. Теперь мы не ждали, пока коллега, обливаясь потом, с остановками на отдых, выберется из какого-нибудь ключевого отвеса в 40 и более метров. Теперь по трубе 80 или 100-метров одновременно поднимались или спускались несколько человек, по числу участков промежуточной навески.

Для нас, привыкших к многочасовым ожиданиям на таких отвесах, результаты были просто потрясающими!

Выдержка из "Экспедиции во Мрак" о нашем SRT-первопрохождении пропасти Киевская под Самаркандом в июне 1986 года:

"...Между собой договорились - идти, как пойдется.

И вот - Пропасть.

В Азии главное - успеть одеться до солнца. Огненный Дракон превращает процедуру натягивания спелеодоспехов в исключительное удовольствие. Знаете, как готовят курицу в фольге? Ну, тогда у вас есть кое-какое представление о процессе, так сказать, снаружи. Кейвер имеет возможность познакомиться с ним изнутри.

Нет уж, хватит с нас острых ощущений! Встаем в шесть утра, завтракаем, в сереющих сумерках рассвета одеваем шерсть, конденсатники, брызговики, защитные комбинезоны, затягиваем ремни, каски, свет, обвешиваемся железом и штурм начинаем до солнышка.

Покатили!

Есть чарующее упоение в строгой динамике движения по вертикали. Каждое действие отточено, каждый шаг оптимален. Движешься, будто не спеша, соразмеряя себя с предстоящими препятствиями.

Сухие щелчки карабинов, шелест веревки, шум воды.

- Свободно!

- Понял!

Луч фонаря режет ночь пещеры. Колодец. Навеска. Самостраховка. Теперь пройти по перилам вправо до крюка. Веревка в решетку - и поплыл вверх колодец, навстречу вылетающим из темноты сверкающим каплям. Слева журчит, точит стену ручей.

Неверный шаг... Недоглядел!

У-у-ух! Сорвало маятником со стены, закачнуло под душ. Стегануло капелью по каске, по спине, и снова шорох веревки в рукавице. Дно колодца. Дошел.

- Свободно!

- Понял!

Меандр, как колея. Свернуть некуда. Только вперед и вниз. Корявые стены цепляются за комбинезон, за провод фонаря, за снаряжение. Не спеши, не торопись, не дергайся. Плавно - плечами, всем телом. Не рви мешок - он не виноват. Всему виной ты. Аккуратно, присядь, слева под рукой сталагмит, нет, выступ. Нагрузил, держит. Прошел под навесом. Дальше уступчик. Не прыгать! В основе скорости пластика, а не козлиный скок.

А это что? Колодец! А вот и навеска.

Идут сзади? Идут. И я пошел. Колодец распускается перед глазами черно-белой вертикалью. Так - ПЗ, промежуточное закрепление. Все, как учили: встегнул ус, завис на нем, переставил ниже крюка решетку, зафиксировал, отстегнул ус... Песня!

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.30 Первая в CCCР SRT-экспедиция в километровую пещеру была проведена клубом "Сумган"

в пропасть Киевская в июлк 1986 года

1 - Лена Вир с жестяными вымпелами - один из них оставлен на дне Киевской

под флагом клуба "Сумган".

2 - Штурмовая группа - на ч\б снимке слева-направо: Владимир Королихин,

Николай Бердюгин, Константин Серафимов и Владимир Кочетов

Откуда-то всплывает в памяти:

"А если вы, штатские, такие умные, отчего ж тогда строем не ходите?"

- Свободно.

- Понял!

Еще колодец. Ух-ты, какое эхо! "Шестидесятка", что ли? Сейчас посмотрим.

Точно. Это она. Таких монстров в Киевской не так много.

Пошел. Узкий довольно пологий желоб с ручьем у ног заваливается все круче в отвес. Первая перестежка, ликвидирующая трение на перегибе колодца.

- Свободно!

Как красиво светится внизу подземный лагерь ташкентской команды. По телефону они пообещали, что будут встречать нас чаем к 10 утра. Что-то никого нет. Лагерь диковинной декорацией проплывает мимо-вверх - слышно, как лупит капель в тент над оранжевой палаткой, установленной на уступе метрах в 10-ти над дном колодца. И оттуда, сверху, заспанный голос Акиды:

- Это что, уже вы?

- Пора. Времени-то сколько?

- Так девяти еще нет...

- "Скока-скока?" - как у Жванецкого.

Отстегиваюсь от веревки, отхожу к стене, отыскиваю под резиновой перчаткой свою "Амфибию". На часах 8-50!

Начали в восемь, пятьдесят минут на спуске, а над нами уже 350 метров? Глазам не верю.

Сверху с шорохом планирует Бердюгин. Отстегивается. Толкаю его в мокрое плечо:

- Сколько идем, знаешь?

- ?

- Полста минут!

- Иди ты?

- Точно!

- Ну, тогда вперед!

Какой тут чай, тем более не вскипевший. Ввинчиваемся в серпантин "Дивного хода". Отсюда до установленного нами накануне лагеря "ПБЛ-650" - 13 навесок с перепадом высот в 300 метров.

Этот участок мы проходим за час.

Итого идем час и пятьдесят минут!

Нет и двух часов от начала штурма, а мы, вчетвером, уже на -650.

Ущипните меня кто-нибудь!"

Возвращаясь к главной теме - анализу современного состояния техники одинарной веревки, хочу напоследок еще раз заглянуть в далекое уже прошлое. Для воссоздания атмосферы Самого Начала.

Вот такой документ был составлен мной и разослан в Центральную спелеокомиссию и многие ведущие спелеоклубы СССР. Привожу выдержку из него - в терминологии и оборотах, свойственных нам тогда. В них есть особый аромат времени...

"ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛУБ СПЕЛЕОЛОГОВ "СУМГАН"

К.Б.СЕРАФИМОВ

ТЕХНИКА ОДИНАРНОЙ ВЕРЕВКИ практика и перспективы развития в СССР,

1987

В ноябре 1985 года Восточно-Казахстанский областной клуб спелеологов "Сумган" начал углубленное изучение широко распространенной за рубежом техники прохождения вертикальных пещер на основе применения одинарной веревки на отвесах, так называемой техники СРТ (Single Rope Technique).

Интерес к СРТ законный. Практически все сильнейшие спелеологические коллективы мира используют эту технику при проникновении в глубочайшие пропасти планеты. Поэтому целью изучения являлось выявление возможности применения СРТ в условиях нашей страны.

Сейчас, по прошествии двух лет, можно с уверенностью говорить не только о том, что техника одной веревки может быть использована советскими спелеологами для прохождения вертикальных пещер любой сложности, но и о том, что СРТ с каждым годом завоевывает все больше приверженцев среди спелеологов страны.

С целью изучения возможностей техники Клубом "Сумган" проведено 9 экспедиций в различные вертикальные пещеры страны, в том числе в достаточно сложные, такие как Киевская - в 1986 и в 1987 годах и Снежная-Меженного - в 1986 году.

О достижениях на пути освоения новой для нас техники были сделаны доклады на таких крупных спелеологических форумах как Международный Симпозиум Спелеологов в Тбилиси-Сухуми и Всесоюзное Совещание Спелеологов в г. Киеве в октябре 1987 года.

Процессу освоения СРТ очень помогли международные экспедиции клуба "Сумган" с болгарским клубом "Алеко" в 1986 году в п. Снежная и клубом "Академик" в 1987 голу в п. Киевская, во время которых наши софийские коллеги щедро делились тонкостями работы на одинарной веревке.

В то же время возрастает интерес к СРТ со стороны клубов страны.

Впервые основы техники были включены в программу Всесоюзного семинара инструкторов спелеотуризма в конце 1986 года в г. Красноярске в плане детального ознакомления с основными ее аспектами.

В гостях у клуба "Сумган" побывали, с целью получения информации, спелеологи Томского клуба "СТИКС" (Рис.31), Алма-Атинских спелеосекций "АГСС" и "ИКАР", клуба спелеологов города Сочи, актюбинские и целиноградские спелеологи (клубы "Лабиринт" и "Азия") с теми же целями вошли в состав исследовательских экспедиций клуба.

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.31 Томичи во главе с Константином Косицыным и Александром Карпухиным приехали зимой

1986-87 года с фото и копировальной техникой, почти неделю изучали SRT у нас дома

и, невзирая на морозы, на скалодроме "10-й километр" в черте Усть-Каменогорска.

1 - "SRT-лаборатория" на Набережной Иртыша 16-36, Усть-Каменогорск

2 - на скалодроме "Старая Согра - 10-й километр" тренировки велись в любой мороз.

3 - слева-направо: Александр Карпухин (Томск), Константин Серафимов, Олег Гвоздев

4 - Два Константина - Серафимов и Косицын за бумагами

5 - красный болгарский кимбинезон из Снежной и транспортник, подаренный нам

Узбекскими спелеологами Володи Долгого на память об экспедиции "Кырк-Тау-86".

Усилиями этих экспедиций оборудованы первые в стране учебно-тренировочные маршруты по правилам техники одной опоры 2-й и 3-й категории сложности в пещерах Алтайская и Торгашинская - самых посещаемых в своих регионах. Их СРТ-описания переданы Красноярскому филиалу ИПК РТЭО, курирующему спелеотуризм и стране.

Решением 1-го регионального совещания спелеологов Казахстана, состоявшегося в конце 1987 года в г. Целинограде был взят курс на перестройку всех спелеоколлективов республики на новую технику под непосредственным руководством "Сумгана". Представляется закономерным еще болей широкое распространение СРТ в ближайшие годы.

На чем же основана эта уверенность. На многочисленных преимуществах техники, прежде всего, как это ни парадоксально звучит с точки зрения устоявшихся у нас представлений, - в повышении безопасности спслеопроникновений в вертикальные пещеры.

...

В результате, чем, кстати, и объясняется превалирующее развитие СРТ за рубежом, возникает ряд важных преимуществ СРТ по сравнению с классической техникой (в т.ч. и по сравнению о ТВТ).

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.32 Фрагменты описания первого SRT-маршрута по пещере Торгашинская, 1986 год.

Вот самые важные из них:

А) Уменьшение износа снаряжения и, в первую очередь, веревок за счет отсутствия абразивного износа их о скалу в процессе спуска и подъема.

Б) Уменьшение (почти в 2 раза) веса снаряжения, необходимого для прохождения данной пещеры.

В) Получение возможности вертикального движения в отдалении от скалы, что, во-первых, много удобнее (это преимущество связано, прежде всего, с применением способа "Дэд" и вызовет глубокое несогласие пользующихся другими способами подъема), а во-вторых - много безопаснее.

Г) Значительное сокращение суммарного времени, необходимого для прохождения данной пропасти, по сравнению с классической техникой, это положение справедливо, прежде всего, для работы на оборудованном согласно требованиям SRT маршруте.

И даже в стадии обработки маршрута, когда приходится забивать приличное количество крючьев для обеспечения навески без трения, скорость работы возрастает.

Не последнее значение имеет и высокая экономичность по затратам физической энергии способа подъема "Дэд" в сочетании о хорошей скоростью.

Так, например, во время экспедиции в Киевскую были зафиксированы спуск 4-х спелеологов от поверхности до дна с навеской последних 300 м вертикали за 5,5 часов, подъем двойки с глубины -600 м. за 4 часа. Такие скорости с попутной транспортировкой индивидуальных мешков и выполнением другой работы - нормальные для подготовленных участников и характеризуют, прежде всего, преимущество техники движения.

Д) Сокращение минимально необходимого числа участников для совершения прохождения (из опыта наших выездов - 4 человека за один выход могут обеспечить навеску снаряжения на 500-600 м вертикали).

Е) Во время работ на навеске снаряжения, производящий навеску спелеолог практически независим от своих товарищей (навеска производится "из мешка"), что обеспечивает высокую скорость продвижения группы навески.

Ж) В результате разбивки отвесов на отрезки посредством промежуточных закреплений веревок (если, конечно, колодец не представляет собор колокол) повышается возможность ухода от водной струи.

З) За счет разбивки больших отвесов появляется возможность одновременного движения по ним нескольких участников, что значительно увеличивает суммарную скорость движения группы и создает возможность непосредственной и постоянной голосовой связи между участниками.

При этом за счет смещения каждого последующего отрезка в сторону относительно предыдущего и небольшого расстояния между участниками при подъеме - опасность камнепада невелика. Там же, где камнеопасность существенна, следует применять другие способы навески снаряжения.

Таким образом, применение СРТ дает возможность преодоления любого отвеса и любой пропасти в целом, включая и наиглубочайшие в мире, БЫСТРЕЕ и БЕЗОПАСНЕЕ чем при использовании классической техники.

Решением секции "Техники и безопасности спелеоисследований" Киевское совещание спелеологов СССР 1987 года признало развитие СРТ в стране перспективным направлением советской технической вертикальной спелеологии.

К сожалению, в рамках этой статьи не представляется возможным привести все аргументы, подтверждающие выдвинутые положения. Однако они становятся очевидными при более глубоком изучении, а тем более при непосредственном опробовании описываемой техники".

Это была осень 1987-го. К тому времени мы провели уже три SRT-экспедиции в глубокие пещеры: дважды в Киевскую, и в Снежную до зала Победы летом 1986 года. В последующие годы мы дважды работали в Перовской (руководители команд клуба "Сумган": 1988 - Серафимов, 1989 - Бессергенев), еще раз в Киевской (руководители Фитисов, Волков, 1989), а через три года мы впервые пробили под SRT пропасть имени Вячеслава Пантюхина до самого конца ее вертикальной части. И это, конечно, не считая небольших пещер.

Экспедиция "Пантюхинская-1990" была первой в СССР, пробившей согласно правилам SRT пещеру полуторакилометровой глубины. У нас получился очень удачный состав из представителей Белоусовки, Керчи, Новокузнецка, Усть-Каменогорска, Феодосии, Целинограда... После той экспедиции мы еще долгие годы дружили клубами и просто лично, и сохраняем прекрасные воспоминания о той работе и друг о друге по сей день.

Мы пробили пещеру от начала и до конца вертикальной части, и сделали это за 20 дней без участия и помощи иностранцев. А если считать, что до сифона на -600 нам пришлось пробивать отвесы дважды - из-за проблем с крючьями, то вполне можно говорить о без малого 2000 метрах вертикали, пробитых и провешенных за одну экспедицию.

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.33 Первая в СССР "полуторакилометровая" SRT-экспедиция "Пантюхинская-1990"

1 - Федор Рыльский (Белоусовка) с гитарой на фоне Арабики.

2 - Константин Серафимов на выходе из пещеры.

3 - Сергей Шалыга (Усть-Каменогорск), мемориальная доска В.С.Пантюхину на входе.

4 - Ущелье Бзыби.

5 - рисунок участника экспедиции Андрея Волкова (Усть-Каменогорск).

Может быть, сегодняшних тигров вертикалей, работающих на еще не найденных в то время глубинах в 2000 метров, этим и не удивишь. Но стоит учесть, что было это более 15-ти лет назад.

Современное состояние SRT

Размышляя над тем, что изменилось за прошедшие 20 лет, приходишь к интересным заключениям. Но сначала стоит определить, по каким критериям улавливать изменения? Их несколько:

- снаряжение,

- тактика,

- техника работы.

Пока все.

Зная теперь, как все начиналось, можно представить степень изменений.

Вертикальное снаряжение

Говорить о том, что на смену шерсти и нитрону пришел флис, а на смену авизенту - кордура, не интересно. Они пришли не только в спелео и прямого отношения к SRT не имеют, хоть и оказали свое благотворное влияние.

Поэтому есть резон взглянуть на снаряжение для вертикалей - как сути SRT. В остальном передвижение по пещерам осталось неизменным с буквально первобытных времен.

Итак, снаряжение.

Крючья

Все начинается с навески, значит, с забивки крюка - единственное универсальное средство в подавляющем большинстве мест, где нет трещин, натеков, проушин и прочего облегчающего задачу.

И сегодня, как в самом начале, основным средством создания точечных опор в пещере остаются корончатые 12-миллиметровые крючья системы "SPIT" (Рис.34-1).

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.34 Шлямбурные крючья - основа навески SRT

1 - 12-миллиметровые "Sheville Autofreuse", фирма "Petzl".

2 - 10 и 12-миллиемтровые "Coeur Goujon", фирма "Petzl".

3 - свой первый шлямбурный крюк "Philips" я забил в Напре для подвески гамака -

подвесной лагерь "-400" корделеттной экспедиции "Напра-1984",

Владимир Резван навещивает гамак.

В 1984 году уфимец Сергей Ткачев привез на Напру первые подобные крючья, применяемые в строительстве - они есть и сегодня, часто называются "Филипс" по имени производящей фирмы ("ITT-Phillips") и отличаются от спитов дюймовой резьбой и технологическим цилиндром, который приходится отламывать после забивки.

Хотя, конечно, доступны и другие конструкции. В сочетании и перфоратором они прекрасно заменяют спиты, но только в этом сочетании (например, Рис.34-2).

Еще в 1988 году в пропасти Илюхинская (Рис.35) польские асы из "PZA" (Польский Союз Альпинистов) работали перфоратором, за считанные секунды пробивая отверстия и развешивая SRT-трассу на 8-миллиметровые стержни крючьев "ХСА". Сегодня они тоже в ассортименте в магазинах - как спортивных, так и строительных.

Но как только батареи закончатся, остается бить спиты.

Современное состояние SRT - мое видение - student2.ru

Рис.35 SRT-экспедиция "Перовская-1988", Арабика, система им.В.Илюхина.

1 - На фоне троговой долины, где находится вход в систему им.В.Илюхина,

слева-направо: Рафал Кардаш, руководитель группы PZA (Варшава), Ян Матисик

(Краков), Константин Серафимов (Усть-Каменогорск)

2 - Координатор экспедиции, руководитель московской группы Михаил Дякин.

3 - В руках нашего с Лю сына Алеши перфоратор, привезенный польскими спелеологами

в экспедицию "Перовская-88", с его помощью удалось сделать навеску до дна К-107

Именно в связи с уникальной автономностью крюка типа SPIT и возможностью забить его в любых условиях без сложного тяжелого оборудования, этот крюк был и остается главным средством создания опор SRT.

И думаю, останется еще долго.

Проблема еще и в необходимости единообразия навески для установки съемной фурнитуры. Все крючья на маршруте должны иметь одинаковую систему и резьбу, иначе...

Итог: Изменения в крючьевой базе связаны только с сегодняшней доступностью электрических перфораторов для пробивки отверстий. Все остальное принципиально не изменилось.

Веревки

Несмотря на авансы появления на рынке суперстатических и сверхпрочных материалов типа кевлар и дайнима, в производстве спелеоверевок они не прижились.

Во-первых, это предъявляет непомерные требования к опорам, прежде всего крючьям, не способным гарантированно вынести нагрузки такого характера. Ведь крючья остались прежними. Да и ко всему остальному снаряжению страховочной цепи.

А во-вторых, суперстатичность не означает устойчивости к абразивному трению. Космические материалы за малым исключением перетираются не многим хуже традиционного нейлона, хотя и стоят несравненно дороже.

В 1986 году в Снежной я впервые поднимался по германским веревкам "Edelrid" и французским "Beal", поражаясь тому, как в 30-метровом колодце со второго шага можно уже оторваться от дна. Сегодня я работаю с теми же веревками "Beal". Единственное, что изменилось - это цены, и каждый поймет, в какую сторону.

Хочу обратить внимание на общую тенденцию, наблюдаемую во всем мирово

Наши рекомендации