Глава 5. Принципы и функции, формы и механизмы социальной защиты
Анализ базовых положений международных документов в данной сфере, законодательной базы в стране позволяет к важнейшим принципам социальной защиты работников отнести:
1. Социальную ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его прав на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения; охрану труда, обеспечение приемлемых условии труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов Организации Объединенных Нации, Международной организации труда и других признанных международных норм;
2. Социальную справедливость в области трудовых отношений - равные права на вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
3. Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества, что зафиксировано в международных нормах, и том числе Конвенциях МОТ № 67, 118, 158;
4. Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе на основе установления приемлемых уровней профессиональных, социальных рисков и социальных гарантий по их минимизации и компенсации;
5. Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
6. Заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
7. Солидарность всех субъектов социальной защиты на основе совместной ответственности противостоять опасности и риску, выявлять, оценивать факторы риска и сообща защищать свои интересы, согласованно распределять финансовое бремя по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
8. Экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;
9.Личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;
10. Многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся, до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовывать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;
11. Многосубъектность социальной защиты- субъектами социальной защиты должны выступать государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества но страхованию), региональные органы управления;
12. Многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работники, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги.
Сущность категории - социальная защита работников- проявляется в ее функциях: профилактически-предупредительной, экономической, социально-реабилитационной и политической.
Профилактически-предупредительная функция социальной защиты состоит в проведении комплекса организационно-технических, медицинских мероприятий, позволяющих защитить здоровье и трудоспособность работника в процессе труда.
Экономическая функция социальной защитызаключается в замещении утраченной заработной платы или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности (болезнь, несчастный случай, преклонный возраст) или потерей кормильца (для членов семьи работника), а также компенсации дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.
Социально-реабилитационная функция социальной защиты предусматривает осуществление комплекса медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.
Политическая функция социальной защитыпризвана обеспечить формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательством социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.
Формы и механизмы социальной защиты
Система социальной защиты работников включает в себя широкий спектр различных элементов, форм, методов, механизмов, систем и институтов управления социальными рисками (см. схему 4) .
Элементы | Механизмы | Системы |
Социальные гарантии - федеральный (национальный) уровень: трудовое (социальное) законодательство, правила и нормы по технике безопасности и гигиене труда |
| Системы государственных минимальных социальных стандартов; Системы медицинского и профессионального отбора, а также профессиональной подготовки работников |
социальные гарантии в коллективных, региональных, отраслевых (тарифных) и генеральных соглашениях |
| Системы охраны труда, оценки, профилактики и минимизации профессио-нальных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве |
социальные гарантии в конвенциях и рекомендациях МОТ | Системы определения профессиональной заболеваемости и установление степени утраты трудоспособности на производстве | |
Системы социального страхования (медицинского, по безработице, пенсионного, от несчастных случаев на производстве) |
Схема 4 Классификация элементов, механизмов и систем социальной защиты работников в процессе труда
1. Отдельные нормативно-правовые элементы, которые не воплощаются в какой-то организации, а функционируют или сами по себе, или в комбинации с другими элементами. К ним можно отнести законодательные нормы трудового и социального права (кодекс законов о труде, законы о пенсионном обеспечении и здравоохранении), которые имеют характер прямого действия: прием и увольнение работников, режимы рабочего времени, оплата сверхурочных и ночных работ, защита труда женщин и подростков; регулирование размеров пенсий и пособий, а также норм медицинской помощи.
2. Механизмы социальной защиты, которые включают в себя отдельные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных подсистем, призванных обеспечивать определенные функции и виды (сегменты) защиты (защиту доходов работников, охрану и медицину труда и т.д.), а также инструменты достижения согласия между социальными субъектами: тарифные соглашения, коллективные договора и трудовые контракты (см. табл.1).
3. Институты социальной защиты, представляющие собой организационно-правовые структуры, предназначенные выполнять целевые функции защиты в соответствие с четко определенным юридическим статусом и экономическими возможностями (обязательного и добровольного социального страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения).
Государственные социальные гарантии, включая минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты, выступают как ее элементы (нормы прямого действия), так и инструменты и механизмы долговременного действия государства в данной сфере. Они служат эталоном и целевой установкой для обоснования кратко- и долгосрочного прогнозирования социальных процессов, определения целей и направлений (приоритетов) социальной политики, применяются в виде критериев оценки фактического состояния социальной сферы, эффективности мер в области передовых социальных технологий. Такая многофункциональная роль объясняется их природой. Государственные социальные гарантии являются обязательствами государства, установленные законом, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно-обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социально-демографическим группам населения и регионам страны. Данная система включает в себя следующие компоненты.
1. Социальные нормы и нормативы в области доходов населения (прожиточный минимум, минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и пенсий; минимальные размеры пособий в системе обязательного социального страхования).[36] Важнейшую роль в системе социальной защиты играет прожиточный минимум, который согласно международной практике и методологии рассчитывается для различных социально-демографических групп. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину, с набором более 300 наименований товаров и услуг. В стоимостном выражении прожиточный минимум должен соответствовать уровню нижней границе затрат на нормальное воспроизводство населения. Прожиточный минимум служит важнейшим показателем в системе социальной защиты, к которому привязаны другие показатели: минимальный размер заработной платы, минимальные размеры пенсий и пособий, стипендий и других социальных платежей.
2. Стандарты и нормы, требования качества и технологий предоставления социальных услуг (гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур при оказании медицинской помощи и лечения).
3. Механизмы применения и финансового обеспечения реализации стандартов.
4. Организационная структура управления(научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации стандартов), включающая органы исполнительной и представительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Система государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) становится одним из механизмов социальной защиты в бюджетном регулировании и реализации государственной социальной политики.[37] Основную часть ГМСС и нормативов их финансового обеспечения целесообразно устанавливать по экономическим районам страны с выделением районов Крайнего Севера. Это диктуется необходимостью выделения групп однородных субъектов по их социально-экономическому положению и природно-географическим условиям[38]. Механизмы регулирования системы социальной защиты с помощью ГМСС предполагают координацию законодательной базы, регулирующей отношения в отраслях социальной сферы:
· бюджетного и налогового законодательства;
· трудового и социального законодательства (деятельность внебюджетных социальных фондов), а также законодательства в сфере здравоохранения;
· о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации и местными органами самоуправления.
Перечисление и сопоставление сферы действия ГМСС позволяет сделать вывод о "сквозном" характере регулирования социальной защиты с помощью данного механизма. Это достигается с помощью разработки федеральных и региональных концепций, прогнозов и программ социального развития и социальной политики, схем экономического и социального развития муниципальных образований и предприятий. Важным инструментом формирования системы ГМСС является паспортизация социальной инфраструктуры предприятий и организаций, совершенствование государственной социальной статистики, что позволяет разрабатывать меры по обеспечению конституционных социальных гарантий работников и членов их семей.
Макроэкономическим показателям развития системы социальной защиты является и доля социальных расходов к ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эта доля в конце 90-х годов в целом составляла 27,1% ВВП, а в России - 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населения, то в России они в 1994 г. были в 20 раз меньше, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в Англии и в 2 раза, меньше чем в Чехии.[39]
Существенное влияние на формирование и развитие отдельных форм социальной защиты, определение их роли и места в национальных системах социальной сферы оказывают социальная политика государства, экономическое и демократическое состояние страны, культурные традиции и религиозные установки по поводу устройства общественной жизни и решения таких «вечных вопросов», как:
· персональная и общественная ответственность за материальное благополучие членов сообщества;
· личная, профессиональная и общественная безвозмездная помощь особо нуждающимся;
· личная, коллективная и профессиональная взаимопомощь при организации защиты от массовых социальных рисков.
Решение данных вопросов, в конечном счете, приводит к выбору отдельных видов защиты от конкретных типов социальных рисков и формированию их согласованной комбинации в форме национальной модели социальной защиты: различных видов самозащиты; общественной благотворительности; общественной профессиональной солидарности; государственной социальной помощи и обеспечения; корпоративных (фирменных) систем социальной поддержки и защиты персонала (см.
таблицу 2).
Таблица 2 Формы социальной защиты
Характеристики организационно-правовых форм | Основные формы социальной защиты | ||||
личная материальная самозащита | общественная благотворительность | обязательное социальное страхование | государственное социальное обеспечение и помощь | фирменные (предприятий) системы социальной защиты | |
типичные виды социальных рисков | утрата средств к существованию | отсутствие минимально-необходимых средств к существованию | утрата трудоспособности и трудового дохода | утрата дохода в связи со старостью, инвалидностью, безработицей | утрата трудоспособности и трудового дохода |
принципы организации | самоответственность граждан за свое материальное благополучие | солидарное участие и помощь обездоленным слоям общества | социальное сотрудничество по организации солидарной самозащиты | ответственность государства за государственных служащих и за уязвимые слои населения | социальное сотрудничество работодателей и работников по социальной защите работников предприятия |
формы организации | личные доход и сбережения, включая приобретение недвижимости, личное страхование | благотворительные организации, Церковь | обязательное и добровольное социальное (коллективно-массовое) страхование | государственные формы для военнослужащих, госслужащих, для социально уязвимых категорий | фирменные формы для персонала предприятий |
виды выплат и услуг | оплата жилья, медицинской помощи, ежедневных потребностей в еде и услугах | бесплатные обеды, уход за престарелыми | пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, медицинская помощь | пособия, пенсии, медицинское лечение, социальное обслуживание | оплата проезда на работу, отдельных видов лечения, реабилитационных услуг |
финансовые источники | заработная плата, личные сбережения, доходы от предпринимательской деятельности, ценных бумагах и недвижимости | пожертвования частных и юридических лиц, благотворительная деятельность граждан, Церкви | обязательные страховые взносы в фонды социального страхования | бюджетные (включая муниципальные) источники | прибыль предприятий и организаций |
правовое обеспечение | гражданско-правовое законодательство | гражданско-правовое законодательство | федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права | федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права | отраслевые (рамочные) и коллективные соглашения |
Данные формы социальной защиты существуют, как правило, одновременно и взаимодополняют друг друга. Их роль, значимость выполняемых функций зависит от уровня самоорганизации общественных структур и степени развитости государственных институтов, учета ими интересов различных слоев населения.
С позиции организации и правового статуса механизмы и институты социальной защиты могут быть обязательными (по закону) для применения, добровольными или обязательно-факультативными; государственными, публичными и частными; по кругу охвата: всеобщими, профессиональными, коллективными (корпоративными) и индивидуальными.
Формы занятости, отраслевая профессионально-групповая и территориальная специфика условий труда, существенные различия в уровнях социальных рисков порождают необходимость их учета при выборе (формировании) различных институтов социальной защиты. При этом важно учитывать как общие для всего населения интересы, так и характерные только для отдельных профессиональных групп.
Так, например, работники, занятые в производствах с высокими уровнями профессионального риска (который сопряжен с досрочной утратой профессиональной и общей трудоспособности) нуждаются в дополнительных, специфических для отдельных профессиональных групп, формах социального профессионального страхования.
Ключевыми показателями при выборе института социальной защиты выступают уровни и природа социального (профессионального) риска; материальное положение работников, возраст, состояние здоровья, размеры их семей и т.д. В этой связи к важнейшим характеристикам институтов социальной защиты можно отнести:
· организационно-правовые формы;
· круг лиц, подлежащих охвату тем или иным институтом;
· условия и принципы, определяющие характер института с позиции его применения для тех или иных категорий граждан;
· виды и объем гарантированных услуг;
· финансовые механизмы, их взаимосвязь с экономикой предприятий, региональными, муниципальным и федеральным бюджетами;
· органы управления и контроля.
Таким образом, сформировать эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания различных ее видов и многосубъектных организационно-правовых форм, активного и ответственного участия в ее функционировании работников, работодателей и граждан (организованных в самоуправляемые структуры гражданского общества), а также государственных органов власти.
Системы социальной защиты, которые организуют предприятия для своих работников, в нашей стране играли весьма значимую роль, особенно в районах Крайнего Севера: оплата коммунальных услуг, предоставление практически бесплатного жилья, дотации на питание работникам, оплата (полная или частичная) затрат на лечение работников и членов их семей, финансирование объектов социальной инфраструктуры предприятий. Следует отметить, что подобная практика организации фирменных систем социальной защиты имеется во многих развитых странах мира, которая рассматривается как дополнительная форма стимулирования персонала.
Разнообразные формы социальной защиты организуют благотворительные фонды и организации: фонды милосердия и здоровья, детский фонд, фонд культуры и т.д. Эти фонды осуществляют целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, включая нетрудоспособных граждан и учреждениям социального комплекса (детским домам, школам-интернатам, домам престарелых, больницам).
Различные функции общественной солидарной помощи и взаимоподдержки выполняют ассоциации трудящихся различных профессий (медицинских работников, художников, архитекторов, театральных деятелей, писателей, композиторов, адвокатов), которые отстаивают и защищают их профессиональные интересы, а также общественные организации потребителей (союзы, ассоциации, потребительские общества), в круг задач которых входит защита потребителей от диктата производителей и продавцов на рынке потребительских товаров и услуг.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание основных принципов и функций социальной защиты.
2. Какова роль государства в организации социальной защиты?
3. Назовите основные элементы и механизмы социальной защиты работников.
4. В чем суть различий форм и механизмов социальной защиты с позиций:
- охвата населения?
- способов финансирования ?
Литература
1. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. Женева, 1993.
2. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
3. Современная экономика труда: Монография / Рук. Авт. кол-ва и науч. ред. В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.
4. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. М., 1998.
5. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
6. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008.