Чем занимается наблюдательный совет?
Реквизиты фонда
720064, Кыргызская Республика,
г.Бишкек, ул. Радищева,62
ИНН 02904199410050
Код ОКПО 00613984
Р/С 1350108027307374
ОАО "Айыл Банк"
Наблюдательный совет по ГСС
Наблюдательный совет по управлению государственным социальным страхованием (далее - Совет) создан в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" как орган самоуправления системы государственного социального страхования для координации работы органов государственного управления, Социального фонда Кыргызской Республики, профсоюзных и общественных организаций в области государственного социального страхования.
Чем занимается наблюдательный совет?
Координирует работу Социального фонда, профсоюзных и общественных организации в области государственного страхования.
- Рассматривает все общественно значимые, отраслевые документы (проекты законов, постановлений Правительства, концепций, государственных и отраслевых программ) по государственному социальному страхованию. Только после заключения совета эти документы направляются для дальнейшего рассмотрения и утверждения
- Могут приглашать независимых экспертов и консультантов, создавать комиссии, для изучения проблем социального страхования или подготовки решений
- Выработка согласованной политики государственного социального страхования в Кыргызской Республике;
- Участие в подготовке и осуществлении реформ и мер по совершенствованию системы государственного социального страхования, укреплению ее финансовой и организационной устойчивости, повышению уровня социальной защиты граждан;
- обсуждение проектов нормативных документов (законов, постановлений, концепций, программ и т.д.), разработка предложений для рассмотрения Правительством Кыргызской Республики и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по тарифам страховых взносов, по бюджету государственного социального страхования и отчетам о его исполнении;
- Внесение в Правительство Кыргызской Республики рекомендаций, предложений, решений, выработанных Советом, по вопросам государственного социального страхования;
- Определение направлений межгосударственного сотрудничества, изучение и использование опыта других стран в области государственного социального страхования;
- Организация финансового аудита участников системы государственного социального страхования, рассмотрение его результатов;
- Регулирование взаимоотношений между социальными партнерами, представительство при защите интересов участников системы государственного социального страхования
Общественный наблюдательный совет при СФ
Текущее состояние, основные цели и перспективы развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики
Анализ развития системы пенсионного обеспечения
Таблица 1 - Характеристики пенсионных институтов в Кыргызской Республике
Характеристики | Базовая часть пенсии | Страховая часть пенсии | Накопительная часть пенсии | Добровольная накоп. часть |
Принципы организации | Социальная поддержка | Солидарный принцип и личная ответственность работника | Личная ответственность работника | Личная ответственность работника |
Финансовые источники и условия назначения пенсии | Трансферты из республиканского бюджета | Обязательные взносы работодателей и работников | Обязательные взносы работников | Добровольные взносы работников |
Порядок исчисления размеров пенсий | Единый размер зависит от стажа работы. Пересматривается в зависимости от роста средней заработной платы по республике | Дифференцированная величина зависит от объема накопленных пенсионных прав и продолжительности дожития | Дифференцированная величина зависит от объема накопленных капитализированных взносов, инвестиционного дохода и периода дожития | Дифференцированная величина зависит от выбранного работником пенсионного плана |
1) Обязательное государственное пенсионное страхование на сегодняшний день является основой действующей пенсионной системы и представлено в виде условно-накопительной пенсионной системы (УНС). Учитывая при этом права граждан, на пенсионное страхование, заработанные до введения персонифицированного учета (до 1996 года), а также накопленные взносы на индивидуальных страховых счетах после введения персонифицированного учета.
При этом, не все средства направляемые в пенсионный фонд учитываются на личных страховых счетах граждан, в соответствии с действующим Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» 3% от ставки тарифа страховых взносов в пенсионный фонд направляются на солидарную часть пенсионной системы. Солидарная часть используется в основном на выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца.
Кроме того, в системе предусматриваются государственные гарантии в виде финансовой поддержки пенсионеров (выплата базовой части пенсии, компенсаций и надбавок к пенсиям), а также различные виды льгот для отдельных категорий граждан за счет средств республиканского бюджета.
2) В формировании накопительной части пенсии участвуют все граждане Кыргызской Республики, за исключением работающих пенсионеров, мужчин, рожденных ранее 1 января 1964 года, и женщин, рожденных ранее 1 января 1969 года. Такое решение продиктовано тем, что у данных категорий граждан до выхода на пенсию остается недостаточно времени, чтобы сформировать достаточный уровень накопительной части пенсии в рамках обязательного накопительного компонента.
Инвестирование пенсионных накоплений регулируется Законом Кыргызской Республики «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике». Предусматривается, что на начальном этапе доверительное управление средствами накопительного компонента будет осуществляться Социальным фондом Кыргызской Республики. На переходный период Социальному фонду разрешено инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги Кыргызской Республики (не более 80%) и на срочные депозиты кредитных организаций (не более 30%).
3) Личные добровольные схемы в условиях современного этапа реформирования мировых пенсионных систем вводились как новый элемент пенсионных систем. Обязательные пенсионные накопления нацелены на создание некоторого минимума накоплений для каждого работника - от низкооплачиваемых до среднего класса. Роль же добровольного пенсионного страхования заключается в обеспечении достойного замещения трудовых доходов для людей с более высоким уровнем дохода, особенно для самозанятых граждан, необходимо развитие системы добровольных накоплений на старость.
Создание соответствующих стимулов к формированию добровольных накоплений должно учитывать и предупреждать риски использования таких взносов для уклонения от налогообложения, как со стороны работника, так и для работодателя. Добровольные личные планы работают в условиях полного финансирования с установленными взносами. Участники таких планов сами несут все инвестиционные риски по своим накоплениям.
Закон «О негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» был принят еще в 2001 году. Несмотря на это на сегодняшний день существует всего один негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Кыргызстан». Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; не способствующее дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов.
Таким образом, добровольное пенсионное обеспечение пока еще не заняло весомого места в пенсионной системе Кыргызской Республики, а масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны остаются более чем незначительными.
Таблица прожиточного минимума пенсионера (ПМП)
2927 сом | 3147 сом | 3932 сом | 3857 сом | 4144 сом |
Ежемесячные выплаты сумм, учтенных на личных страховых счетах, рассчитываются исходя из средней продолжительности жизни пенсионеров. Вторая страховая часть пенсии (СП2) рассчитывается от суммы страховых взносов за весь период уплаты, умноженных на актуарный коэффициент. Актуарный коэффициент представляет собой инструмент, определяющий процент пенсионных выплат с учетом средней продолжительности жизни пенсионера после назначения пенсии.
Актуарный коэфициент СФКР | Create infographics
Законодательством предусмотрено право выхода на пенсию по возрасту в различных возрастах, поэтому актуарный коэффициент отличается в зависимости от возраста выхода на пенсию. Так для лиц, выходящих на пенсию в более раннем возрасте, актуарный коэффициент меньше, поскольку пенсионные взносы должны быть распределены на больший период, чем при выходе на пенсию в более позднем возрасте. Это связано с различной продолжительностью жизни после определенного возраста.
Данные Национального статистического комитета о средней продолжительности жизни отражают продолжительность жизни с учетом высокой детской и подростковой смертности. Показатель продолжительности жизни мужчин ниже, чем у женщин. В Кыргызской Республике по официальным статистическим данным за 2012 год продолжительность жизни для мужчин при рождении составляет 66,1 года, для женщин – 74,1 лет.
Имеет место, что не все пенсионеры доживают до предполагаемого возраста после выхода на пенсию. Но необходимо помнить, что другая часть пенсионеров переживают этот возраст (количество пенсионеров свыше 80 лет составляет 33 469 человек) и в этом случае работает принцип солидарности, т.е. именно им производится выплата пенсий из солидарной части Пенсионного фонда, так как накопленная этими пенсионерами страховая часть пенсии уже будет вся израсходована.
Таблица 2 - Динамика размера назначенных месячных пенсий 2000-2012 гг.
года | Средний размер пенсии, сомов | Рост размера пенсии (%) | Средний размер пенсии, в % к | |
величине прожиточного минимума пенсионера | среднему размеру начисленной зарплаты | |||
2000 г. | 120,0 | 45,5 | 37,7 | |
2005 г. | 108,5 | 51,9 | 29,7 | |
2006 г. | 116,9 | 43,5 | 27,7 | |
2007 г. | 123,6 | 45,9 | 28,2 | |
2008 г. | 128,0 | 45,7 | 26,5 | |
2009 г. | 148,0 | 72,1 | 34,3 | |
2010 г. | 132,6 | 89,0 | 38,9 | |
2011 г. | 134,3 | 95,6 | 40,2 | |
2012 г. | 111,5 | 108,6 | 38,5 |
Система лицензирования
Лицензирование является одним из самых важных элементов государственного регулирования и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, и включает в себя:
- лицензирование деятельности фондов;
- организацию единообразного бухгалтерского учета;
- регулярное представление фондами отчетности о деятельности (ежеквартально – бухгалтерской и специальной; ежемесячно – оперативной);
- проведение проверок деятельности фондов комиссиями контролирующего органа.
При организации такого контроля Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики совместно с Социальным фондом Кыргызской Республики должна сформировать и заложить основы государственного контроля за деятельностью НПФ. Одновременно, должна быть заложена основа нормативно-правового регулирования негосударственного пенсионного обеспечения.
Включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования потребует внесения соответствующих поправок в действующее законодательство. В соответствии с ними функции уполномоченного государственного органа, осуществляющего лицензирование и финансовый контроль должны быть возложены на Государственную службу регулирования и надзора за финансовым рынком, однако из-за специфического характера пенсионных накоплений в сам процесс регулирования и контроля также должен быть вовлечен и Социальный фонд Кыргызской Республики.
В рамках этой идеи функции правового регулирования, а также разработка проектов государственных законов и актов Президента и Правительства Кыргызской Республики по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования будут поделены между Социальным фондом Кыргызской Республики и Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики, а контрольные функции и функции лицензирующего органа закреплены за Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком.
В результате такого взаимодействия государственных органов укрепится единый центр, обеспечивающий целенаправленное проведение пенсионной реформы.
Риск-менеджмент в негосударственном пенсионном страховании, пруденциальные требования.
Для соответствия пруденциальным требованиям руководящий орган пенсионного фонда должен иметь:
- стратегию и работоспособные системы риск-менеджмента;
- четкое понимание важных внешних и внутренних рисков, с которыми сталкивается НПФ, определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля;
- детально проработанный процесс, в соответствии с которым осуществляется инвестиционная деятельность, включая учреждение надлежащих внутренних проверок и процедур, направленных на эффективную реализацию и контроль процесса управления инвестициями;
- систему внутренней отчетности и аудита.
Руководящий орган НПФ должен определять границы приемлемости риска, обеспечивать наличие систем их измерения и контроля. Адекватный процесс управления риском в пенсионном фонде требует не только измерения и контроля портфельных рисков, но и последовательного и интегрированного управления активами и обязательствами. Члены органа управления пенсионным фондом должны соответствовать ряду репутационных и квалификационных требований.
Пенсионные фонды, которые напрямую подвержены финансовым и демографическим рискам, должны обладать минимальным уровнем свободного несвязанного капитала или иным образом иметь доступ к соответствующим финансовым ресурсам. Величина капитала зависит от рисков, которые он должен покрывать. В целях обеспечения гарантийной функции минимального капитала на законодательном уровне будет закреплено требование резервирования соответствующих активов либо требования к капиталу могут выполняться за счет приобретения страховки, обеспечивающей аналогичный уровень защиты участникам и бенефициарам плана.
Заключение. Целевые ориентиры пенсионной системы Кыргызской Республики.
В качестве целевых ориентиров развития системы пенсионного страхования в Кыргызской Республике предусматривается следующее:
- усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении, установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных ими в Пенсионный фонд;
- повышение реального размера пенсий, путем разработки оптимального механизма индексации пенсий, с учетом темпов роста цен и средней заработной платы в экономике;
- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы путем повышения реального уровня пенсионного обеспечения за счет реформирования пенсионного обеспечения для сельских товаропроизводителей и самозанятых граждан, а также оптимизации системы льготного пенсионного обеспечения и государственных социальных гарантий;
- обеспечение прозрачности пенсионной системы путем определения правового статуса основных участников пенсионной системы, а также ограничение монополизма государственного ПФ в пенсионной сфере. Развитие конкуренции на рынке обязательных пенсионных накоплений.
- обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов посредством четкого разграничения функций государства в пенсионной системе.
В качестве целевых ориентиров развития обязательного и добровольного накопительного компонентов пенсионной системы предлагаются следующие:
- для застрахованных лиц, с невысоким и средним уровнем заработка — создание необходимых условий для получения выплат за счет обязательных пенсионных накоплений и добровольных в совокупности с пенсией по возрасту на уровне 45-50% утраченного заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты страховых взносов и взносов на формирование пенсионных накоплений;
- для застрахованных лиц, с высоким уровнем заработка - создание необходимых условий для получения выплат за счет добровольных пенсионных накоплений на уровне 10-15% утраченного сверх указанного предела заработка в реальном выражении за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;
- для самозанятых лиц - создание необходимых условий для получения выплат за счет пенсионных взносов на уровне прожиточного минимума пенсионера за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;
- стимулирование к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах 30% участников обязательного накопительного компонента не позднее 2020 года.
Реквизиты фонда
720064, Кыргызская Республика,
г.Бишкек, ул. Радищева,62
ИНН 02904199410050
Код ОКПО 00613984
Р/С 1350108027307374
ОАО "Айыл Банк"
Наблюдательный совет по ГСС
Наблюдательный совет по управлению государственным социальным страхованием (далее - Совет) создан в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" как орган самоуправления системы государственного социального страхования для координации работы органов государственного управления, Социального фонда Кыргызской Республики, профсоюзных и общественных организаций в области государственного социального страхования.
Чем занимается наблюдательный совет?
Координирует работу Социального фонда, профсоюзных и общественных организации в области государственного страхования.
- Рассматривает все общественно значимые, отраслевые документы (проекты законов, постановлений Правительства, концепций, государственных и отраслевых программ) по государственному социальному страхованию. Только после заключения совета эти документы направляются для дальнейшего рассмотрения и утверждения
- Могут приглашать независимых экспертов и консультантов, создавать комиссии, для изучения проблем социального страхования или подготовки решений
- Выработка согласованной политики государственного социального страхования в Кыргызской Республике;
- Участие в подготовке и осуществлении реформ и мер по совершенствованию системы государственного социального страхования, укреплению ее финансовой и организационной устойчивости, повышению уровня социальной защиты граждан;
- обсуждение проектов нормативных документов (законов, постановлений, концепций, программ и т.д.), разработка предложений для рассмотрения Правительством Кыргызской Республики и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по тарифам страховых взносов, по бюджету государственного социального страхования и отчетам о его исполнении;
- Внесение в Правительство Кыргызской Республики рекомендаций, предложений, решений, выработанных Советом, по вопросам государственного социального страхования;
- Определение направлений межгосударственного сотрудничества, изучение и использование опыта других стран в области государственного социального страхования;
- Организация финансового аудита участников системы государственного социального страхования, рассмотрение его результатов;
- Регулирование взаимоотношений между социальными партнерами, представительство при защите интересов участников системы государственного социального страхования