Как заставить замолчать внутреннего критика вашей работы

Приходилось ли вам когда-нибудь вести занятия, говорить речь, проводить коммерческую презентацию, участвовать в спортивном соревновании, пьесе, концерте или выполнять любую работу, а затем по пути домой слушать голос, звучащий в голове и назойливо твердящий, что вы все испортили, что нужно было сделать по-другому, что вы могли и должны были сделать лучше? Уверен, приходилось. И если слушать этот голос очень долго, он может подорвать вашу уверенность в себе, снизить самооценку и даже деморализовать и в конечном счете парализовать вас. Вот еще один простой, но эффективный способ переплавить критику и укоры в поправку и поддержку.

Еще раз припомните, что первооснова вашего внутреннего критика — стремление помочь вам стать лучше, и попросите его перестать критиковать и ругать вас, или вы перестанете его слушать. Скажите своему внутреннему голосу, что не желаете больше слышать всех этих оскорблений, запугиваний и прочих убийственных слов, что вам нужны только советы, как в следующий раз поступить лучше. Тем самым вы переведете беседу из плоскости оскорбительных выпадов в плоскость «мирных переговоров о возможностях усовершенствования» в будущем. Теперь внутренний голос из сурового, а то и злобного критика становится доброжелательным наставником, который просто указывает, каким образом впредь можно добиться большего или лучшего. Прошлое — прошло, и его не изменишь. Из него лишь можно извлечь урок и в следующий раз выполнить свою работу лучше.

Вот пример из моей жизни. ВК — это внутренний критик, постепенно превращающийся в наставника (ВН).

ВК: Глазам своим не верю. О чем ты только думал? Столько информации на одном семинаре. Ты говорил слишком быстро, а в конце и вовсе пустился вскачь. Да слушателям просто не переварить такую прорву информации! И это ты! Столько лет вести семинары и так опростоволоситься! Уж кому-кому, а тебе-то следовало бы это знать!

Я: Минутку-минутку. Погоди-ка. Я не собираюсь тут выслушивать всякую скороспелую критику. Я весь день трудился, чтобы передать людям свои лучшие на данный момент знания и опыт. Теперь, после семинара, я уверен, что это можно было бы сделать и лучше и к тому есть способы. Если тебе есть что посоветовать мне конкретного, есть какие-то идеи для следующего раза — говори, а твои суждения и критиканство мне неинтересны.

ВН: Ладно. В следующий раз отбери только три-четыре главные темы и на них сосредоточься и старайся довести до сведения слушателей, почаще подкрепляя материал яркими примерами, юмором и межличностными упражнениями, чтобы люди действительно его усвоили. Ты не можешь передать им все свои знания в один день.

Я: Ты прав. Что-нибудь еще?

ВН: Да. Во второй половине дня, когда восприятие снижается, включай больше интерактивных обучающих игр. Тогда можешь быть уверен, что до конца занятий все останутся бодры и активны.

Я: Хорошо. Что-нибудь еще?

BН: Да. Думаю, было бы лучше устраивать десятиминутный перерыв каждый час, а не двадцатиминутный — каждые два часа. Это поможет сохранять восприятие на высоком уровне, а людям позволит лучше усвоить то, что они уже успели узнать.

Я: Хорошая идея. Что-нибудь еще?

BН: Да. В течение дня у людей должна быть возможность размяться, чтобы те из слушателей, кто отличается повышенной физической активностью, не уставали от неподвижного сидения и не уходили раньше времени.

Я: Что-нибудь еще?

BН: Да. В следующий раз обязательно раздай слушателям по два экземпляра Листка концентрации на успехе — один, чтобы заполнить на семинаре, а другой — для образца, с которого они потом дома могут сделать копию. Неплохо бы вывесить Листок и на твоем сайте, чтобы желающие могли его оттуда скачать.

Я: Хорошая идея. Что-нибудь еще?

BН: Нет, пожалуй, все.

Я: Хорошо. Я все записал и непременно учту на следующем семинаре. Спасибо тебе.

BН: Всегда к твоим услугам.

Как вы сами видите из примера, внутренний наставник очень приметлив и замечает, чем и как можно впредь улучшить вашу работу. Проблема заключалась в том, что до сих пор он подавал информацию как осуждение. Но стоило вам перестать с ним ругаться и начать спокойно обсуждать возможности усовершенствования, как ваше общение из негативного превратилось в позитивное.

И еще один ценный совет. По данным исследований памяти, любая новая идея держится в короткой памяти не более 40 секунд, а затем уходит, поэтому важно все новые идеи записывать и складывать в папку, которую можно просматривать перед следующей работой. Иначе будет утрачена вся ценность и важность обратной связи.

Правило 33
РАЗДВИНЬТЕ ГРАНИЦЫ СВОИХ УБЕЖДЕНИИ

Ваше подсознание с вами не спорит. Оно принимает то, что

«постановляет» ваше сознание. Если вы думаете «Мне это

не по карману», подсознание послушно запечатлевает эту мысль

в своих глубинах и делает все, чтобы ее реализовать. Поэтому

выбирайте более приятную мысль. Постановите себе: «Я когда-нибудь куплю это. Я принимаю эту мысль сознанием!»

Д-Р ДЖОЗЕФ МЕРФИ, автор книги «Сила вашего подсознания»

У многих из нас имеются убеждения, ограничивающие наш успех, — будь то твердое мнение о собственных способностях, или о том, что необходимо для успеха, или о том, какими должны быть наши отношения с окружающими, или даже просто распространенные мифы, которые современная наука или исследования давным-давно опровергли. Выйти за пределы своих ограничивающих убеждений — вот первый и главный шаг к преуспеванию. Вы можете научиться распознавать такие убеждения, препятствующие вашему успеху, и заменять их позитивными, успеху способствующими.

ВЫ СПОСОБНЫ

Одно из самых ограничивающих убеждений, существующих ныне, — понятие, что по тем или иным причинам мы не способны реализовать свои цели. Несмотря на общедоступные лучшие образовательные программы, на накопленные за десятилетия обширные знания о том, как выполнять любую задачу, мы зачастую все равно говорим себе: Я не могу этого сделать. Не знаю, как. Некому мне показать. Я для этого недостаточно сообразителен. И так далее и так далее.

Откуда это берется? У большинства из нас — из раннего детства, когда нас вольно или невольно «запрограммировали» родители, бабушки и дедушки и другие взрослые, которым мы стремились подражать. Делали они это, говоря: Нет, нет, деточка, тебе с этим не справиться. Дай-ка лучше я тебе помогу. А ты сначала подрасти.

И это ощущение собственной неспособности мы взяли с собой во взрослую жизнь, а затем закрепили оплошностями на работе и другими «неудачами».

А что, если вместо этого сказать себе: Я могу это сделать. Я способен. Ведь другие-то справились. Если мне не хватает знаний, найдется кто-нибудь, кто меня научит.

И вы сделаете первый шаг к знанию и мастерству. Изменение мыслей может привести к разительным переменам всей жизни: вместо жизни, состоящей из одних «могло бы быть», — к жизни, преисполненной осуществлением того, чего вы действительно хотите.

Наши рекомендации