Измерение объем национального производства
Макроэк.цели, и их хар-ка.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
1) определение объема и структуры национального продукта и НД;
2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;
3) анализ природы инфляции;
4) изучение механизма и факторов экономического роста;
5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Безработица и ее измерения
под безработицей понимается недоиспользование труда. Безработными считаются люди, входящие в состав совокупной рабочей силы, но не имеющие работы. Размеры безработицы характеризуются уровнем безработицы.
Уровень безработицы (U) =
Следовательно, уровень безработицы определяет долю безработных в (совокупной) рабочей силе.
Величина рабочей силы зависит от численности населения страны и включает в себя тех, кто может и хочет (активно ищет работу) работать. В состав рабочей силы не входят:
· дети до 16 лет,
· лица, находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психбольницы),
· выбывшие из состава рабочей силы (люди, которые могут работать, но по каким-либо причинам не работают и не ищут работу).
Полная занятость не означает, что все сто процентов рабочей силы имеют работу. Следовательно, уровень безработицы не может быть равен нулю, то есть, существует такой уровень безработицы, которой признается неизбежным (естественный уровень безработицы). Чтобы понять, что представляет собой естественный уровень безработицы, надо рассмотреть:
8.Формы безработицы
. Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Люди, уволившись с одной работы, могут уже на следующий день приступить к другой. Иногда они могут искать новое место работы в течение какого-то периода времени, становясь фрикционными безработными, так как рынки труда не в состоянии немедленно уравновесить спрос на рабочую силу с ее предложением. Часть фрикционной безработицы может рассматриваться как добровольная, поскольку люди сами решают оставить свою работу, надеясь найти лучшую. Другая часть фрикционной безработицы является вынужденной: работников увольняют, и они вынуждены искать новое место работы. К фрикционным безработным можно отнести лиц, находящихся в ожидании первого в жизни рабочего места.
2. Структурная безработица – длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиях происходят изменения, которые меняют структуру спроса на рабочую силу: структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест (безработица в одних отраслях соседствует с нехваткой работников в других).
Иногда бывает трудно отличить структурную безработицу от фрикционной. Однако структурные безработные, как правило, не могут получить работу без переподготовки или перемены места жительства. Структурная безработица более долговременна, а поэтому является более серьёзной проблемой. В развитых странах государственные органы разрабатывают и осуществляют специальные программы с целью сокращения структурной безработицы.
3. Циклическая безработица возникает на фазе спада и обусловлена падением совокупного спроса. Эта самая тяжелая и серьезная форма безработицы.
9.последствия б. закон оукена.
Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между
уровнем безработицы, превышающим естественный, и величиной валового национального продукта страны:
каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;
каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.
Безработный в США – лицо, старше 16 лет, неработающее, но активно ищущее работу в течение 4 месяцев или ожидающее возврата на работу в течение четырех недель.
Внеэкономические издержки безработицы выражаются в деквалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях.
Рабочая сила = Занятые + Безработные.
Гос бюджет и его структура
Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Сущность и функция денег
ля того, чтобы лучше понять суть денег, нужно уяснить их роль. В связи с этим принято считать, что лучше всего экономическая суть денег проявляется в их функции.
Традиционно в экономической науке выделяют пять основных функций денег:
1) мера стоимости;
2) средство обращения;
3) средство платежа;
4) средство нагромождения;
5) мировые деньги.
Этих пять функций денег в их системном единстве составляют реальное функционирование денежной массы.
Функция денег как мера стоимости проявляется через измерение денежной стоимости (цена) товаров. Без количественного определения стоимости товара невозможно рыночное хозяйство и эквивалентная товарная звязь между товаропроизводителями.
Для обеспечения выполнения деньгами функции меры стоимости государство в законодательном порядке внедряет масштаб цены, устанавливая определенную денежную единицу расчетов – национальную валюту. Масштаб цены играет важную техническую роль при выполнении деньгами функции меры стоимости. Деньги как средство обращения. В этой функции деньги играют роль временного посредника при обмене товаров. В сфере товарного обращения при купле-продаже товаров деньги (наличностью или на банковском счету) обязательно должны быть в наличии. Функцию средства обращения выполняют реальные деньги. Акт реализации товара на рынке или акт превращения товара в деньги – центральный, важнейший в рыночном хозяйстве.
Эти две основных функции больше всего предопределяют сущность денег. Функция денег как средства обращения дополняет функцию денег как меру стоимости, а идельная мера стоимости превращается в хозяйственном обороте в реальное средство обращения.
Функция денег как средства платежа отображает особенность кредитного хозяйства, то есть реалия купли-продажи товаров в кредит с отсрочкой оплаты (платежа). То есть, покупатели платят деньги за приобретенные товары лишь тогда, когда наступает срок платежа.
Функция денег как средства нагромождения. В этой функции деньги изымаются из товарного обращения и накапливаются на банковских счетах. Такие сбережения являются объективной потребностью развития рыночного хозяйства. Банки аккумулируют деньги как средство нагромождения и через ссуду находят им прибыльное применение в других структурных звеньях народного хозяйства. Мировые деньги в функциональном плане отображают выход товарно-денежного обмена за пределы национальной границы. Сравнение покупательской способности денежной единицы разных стран происходит на международных валютных рынках. При этом возникает специфический инструмент международного сравнения национальных денег – валютный курс.
Говоря о мировых деньгах нужно рассмотреть понятие “конвертируемость” валюты. Способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранную валюту во всех видах денежных операций по действительному валютному курсу называется конвертируемостью (conversion (англ.) – превращение).
Детальное рассмотрение каждой из выполняемых деньгами функций помогает определить денежную суть. Следовательно, суть денег выплывает из их функции (в первую очередь – как средства обмена и средства платежа). Такой характерный для современной экономической науки подход – выводить суть денег из их функции был определен английским экономистом Дж. Хиксом, который сказал: “Деньги – это то, что используется в качестве денег”.
Структура денежной массы
Два основных свойства денег - высокая ликвидность и сохранение ценности во времени - не в одинаковой степени представлены в каждом конкретном виде платежных средств. Наличные деньги или депозиты до востребования более ликвидны, чем сберегательные депозиты, но последние по сравнению с первыми более выгодны для сохранения ценности, поскольку при отсутствии инфляции они не только сберегают, но и увеличивают ценность. В связи с этим в денежной статистике всю денежную массу делят на агрегаты.
Чаще всего в ней выделяют четыре следующих агрегата:
· M0 - банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги);
· M1 - наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления;
· M2 - сумма M1 и среднесрочных (до 4 лет) вкладов в коммерческих банках;
· M3 - сумма M2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках.
В денежной статистике России в настоящее время в агрегат М2 включается объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, т.е. агрегат М0 и все депозиты в отечественной валюте, кроме депозитов органов государственного управления. Вместо агрегата М3 в российской статистике используется агрегат «широкие деньги», который образуется путем добавления к агрегату М1 сберегательных депозитов и депозитов в иностранной валюте. Их сумму называют «квази-деньгами». Оперативным источником информации об объеме и структуре денежной массы являются ежемесячно составляемые на основе данных бухгалтерского учета баланса Центрального банка РФ и сводного бухгалтерского баланса действующих кредитных организаций таблицы «Денежный обзор» и «Денежная масса (национальное определение)», публикующиеся в Бюллетене банковской статистики.
В отличие от стран с развитыми рыночными отношениями в современной России в общей денежной массе велика доля наличных денег. Это объясняется сравнительно узким спектром предлагаемых отечественным денежным рынком активов, способных служить средством сохранения ценности в условиях высокого уровня инфляции. Кроме того, наличные деньги в отличие от банковских депозитов обладают важным для многих свойством - они обеспечивают анонимность их владельца. Поскольку это особенно ценится представителями теневой экономики, то возрастание доли наличных денег в их общей массе может служить косвенным свидетельством увеличения не регистрируемой государством экономической деятельности
Спрос и предложение денег.
Предложение денег – количество денег в обращении.
Регулирование обращения находится в компетенции гос-ва и в зависимости от ситуации в эк-ке гос-во может предолжить след. варианты:
1. Присутствует при фиксир. проценте, но изменяемой массе денег. Такая ситуация присуща жесткой ден.-кредит. политики, при кот. изменение ссудного процента может резко повлиять на денежный рынок. Масса денег изм. в зависимости от уровня цен и объема пр-ва.
2. Жесткая ден. политика. Осн. цель: сдерживание денежной массы в рамках антиинфляц. политики. Процентная ставка меняется в завис. от спроса на деньги.
3. Близок к рын. эк-ке. Ден. масса и процент меняются в завис. от совокуп. спроса и предложения в экономике.
Спрос на деньги состоит из 2 видов:
1. Спрос на деньги для сбережения (спрос дом. хоз-в на вложение на депозитные счета);
2. Спрос на деньги для сделок
Спрос на деньги зависит от:
1. Уровня цен;
2. Скорости обращения денег (чем выше скорость, тем меньше денег нужно для обращения);
3. Кол-ва конкурентно-способных товаров и услуг;
4. Процентной ставки.
Монетарная политика
|
Спрос и предложение денег
Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он отражает ту часть денег, которую люди хотят иметь в ликвидной форме, т.е. в виде наличности и вкладов до востребования, а не в других видах активов (акции, облигации и прочие), которые менее ликвидны. Согласно выполняемым функциям общий спрос на деньги распадается на спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок (Dt) – это спрос на деньги, предъявляемый населением, предприятиями и государством для покупки предметов потребления, средств производства и оплаты труда. Он находится в прямой зависимости от ВНП и в обратной – от скорости обращения денег. Спрос на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средства накопления. Существует два варианта сбережения: держать деньги в виде наличности дома либо на счетах до востребования или приобретать на них ценные бумаги (сведем их к облигациям). Отдельно можно отметить спекулятивный спрос – то количество денег, которое субъекты превращают из ликвидной в менее ликвидную форму (и наоборот) при изменении ставки процента.
Рынок денег является составной частью финансового рынка и представляет собой сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. На денежном рынке совершаются сделки с краткосрочными ценными бумагами, срок погашения которых не превышает года. Предложение денег – это количество денег, функционирующих в национальной экономике. Структура денежной массы весьма сложна. Это объясняется тем, что в развитых странах денежные операции совершаются преимущественно в безналичной форме, где роль денег выполняют вклады до востребования, срочные вклады и пр. Важнейшим составляющим рынка денег является денежная масса. Денежная масса представляет собой совокупность всех денежных средств в наличной и безналичной формах, с помощью которых осуществляется обращение товаров и услуг в хозяйстве. Объем денежной массы зависит от многих факторов, но, прежде всего от предложения и спроса на деньги, которые определяют объем и конъюнктуру денежного рынка. Для характеристики структуры денежной массы используются обобщенные показатели, называемые денежными агрегатами М1, М2, М3,……Мn. В различных странах в их определении наблюдаются расхождения. В качестве исключения выступает денежный агрегат М1 («собственно деньги»).
Монетарная политика
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Виды монетарных политик
• Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
• Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
• Различают виды монетарной политики:
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).
Эмитирование ценных бумаг.
Важнейшим звеном банковской системы является ЦБ, обеспечивающий равновесие денежного рынка, выступающий как посредник правительства в его заёмных и кредитных операциях, играющий ключевую роль в управлении денежной массой, валютным курсом и хранением валютных резервов страны.
В большинстве стран ЦБ обладает исключительным правом денежной эмиссии. Федеральная резервная система – независимое от правительства учреждение, а например банк Англии контролируется государством. В Германии же Bundesbank в значительной мере обособлен от правительства.
Правительства.
ЦБ не может полностью контролировать предложение денег, и его коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на норму банковский резервов и соответственно на мультипликатор. ЦБ не может точно спрогнозировать объём кредитов, который будет выдан коммерческим банкам. Коэффициент депонирования определяет поведением населения и иными причинами, не всегда связанными с действиями коммерческого банка.
Некоторые экономисты экономический рост характеризуют как увеличение производственных мощностей, другие- как увеличение реального объема продукции; в отечественной литературе под экономическим ростом понимается количественная и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.
Экономический рост имеет свое содержание (всё общественное воспроизводство), механизм движения(взаимодействие работников, средств производства, природы, технологии), количественные и качественные признаки этого движения, отражающиеся в темпах роста производимого продукта.
Выделяют 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный осуществляется посредством дополнительных ресурсов, при этом средняя производительность труда не изменяется. Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологий, т.е. он осуществляется посредством повышения эффективности; он предполагает качественное совершенствование факторов производства, эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, повышение качества труда.
Неокейнсианские модели равновесного экономического роста. Согласно концепции Кейнса, достижение макроэкономического равновесия при полной занятости в случае, когда эффективный спрос недостаточен для реализации всего потенциального объема общественного продукта, предполагает дополнительные расходы, инициируемые государством за счет увеличения дефицита государственного бюджета или роста денежной массы в стране.
При этом Домар исходил из след положения: если экономическая система находится в равновесии при полной занятости, то для сохранения равновесия совокупный спрос должен возрастать тем же темпом, что и производственный потенциал. Сама модель состоит из 3 уравнений: уравнение предложения, уравнение спроса и уравнение равновесного роста.
Уравнение предложения связано с инвестициями: инвестиции в периоде It-1=Kt-Kt-1, т.е. инвестиции, осуществляемые сейчас, увеличивают капитал в будущем. Прирост спроса на благо в период t определяется на основе мультипликатора.
Непосредственными следствиями такого рода гипотезы являются предположения: об автоматическом восстановлении общего макроэкономического равновесия за счет гибкости цен; о поддержании полной занятости и т. д.
Таким образом, при построении неоклассических моделей речь по сути дела идет о «динамической статике»: характер развития в будущем полностью аналогичен его состоянию в настоящем. Одной из наиболее широко известных неоклассических моделей равновесного роста является модель Р. Солоу. Модель Солоу.
Модель эк.роста Солоу это неоклассическая модель эк.роста. Она отражает механизм влияния сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и его динамику. Данная модель была разработана в 1956 г. и показывает взаимосвязь сбережений и накоплений капитала; это простая односекторная модель экономической динамики, где представлены только домохозяйства и фирмы. Солоу показал, что неустойчивость экономического равновесия в моделях Домара и Харода является следствием отсутствия взаимозаменяемости факторов производства, вместо производственной функции Леонтьева им используется производственная функция Дугласа, где труд и капитал является заменителями.
Кроме того, модель построена на следующих предпосылках неоклассической школы:
-совершенная конкуренция на рынках факторов производства и полная занятость ресурсов;
-гибкость цен на рынке благ;
1. -постоянна отдача от масштаба; производственной функцией с постоянной отдачей от масштаба;
2. для любого положительного значения числа Z=1/L
Солоу использует
-убывающая производительность капитала;
-постоянная норма выбытия капитала.
Модель Солоу состоит из следующих уравнений, характеризующих экономическую динамику:
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - з о н а с в о б о д н о й т о р г о в л и в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - т а м о ж е н н ы й с о ю з -предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложной формой является о б щ и й р ы н о к, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.
В интересах всех стран.
Добывающей промышленности).
– влияние на международную специализацию внешнеторговой политики
Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли.
Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры: страны должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Будучи должниками основных видов сырья, страны особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уровень процентных ставок и цен на сырьевые товары.
Внешнеторговая политика
составная часть внешнеэкономической политики государства, направленная на регулирование его внешней торговли. Исторически известны два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому фритредерство предполагает отмену ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д. Но хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, в условиях проведения политики фритредерства государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности за внешние рынки. Исторически лозунг свободной торговли был выдвинут английской буржуазией в эпоху промышленного превосходства Великобритании в середине XIX в. Обоснование перехода к свободной торговле дала теория сравнительных издержек Д.Рикардо. Другие страны, в частности Франция, сделали некоторые шаги по ослаблению внешнеторговых ограничений. Однако фритредерство никогда не носило всеобщего характера. Когда Великобритания провозгласила принципы свободной торговли, Германия и США путем проведения протекционистской политики стремились создать лучшие условия для развития у себя промышленного капитализма. В эпоху возникновения монополий в конце XIX в. во всех развитых странах усилились протекционистские тенденции, так как протекционизм во внешнеэкономической области создавал благоприятные предпосылки для монополизации крупными национальными компаниями внутреннего рынка. Обострение противоречий между крупными державами в эпоху мировых войн и мировых кризисов еще более усиливает протекционизм. Наиболее крайних форм он достиг во внешнеэкономической деятельности промышленно развитых стран во время великого кризиса 1929- 1933 гг. и второй мировой войны 1939- 1945 гг. В послевоенный период, когда под воздействием научно-технической революции усилился процесс углубления международного разделения труда, а темпы роста международной торговли превысили темпы роста производства, во В.п. наметились новые тенденции. Сфера интересов крупнейших компаний промышленно развитых стран расширилась, их деятельность выходит за рамки национальных государств. Различного рода протекционистские барьеры стали мешать их экспансии на внешних рынках. В этих условиях для В.п. стал характерен отказ от мер крайнего протекционизма в области импорта. Начался процесс либерализации внешней торговли в промышленно развитых странах. Между тем развивающиеся страны в интересах защиты нарождающейся промышленности придерживаются принципов протекционизма.
Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).
При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.
Понятие «обмен валюты» связано с такой ее характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.
Для конвертированных валют в основе курса лежит валютный паритет. Однако курсы валют почти никогда не совпадают с их валютным паритетом. В условиях международной торговли и других внешнеэкономических акций отношение поступлений и платежей в иностранной валюте и, соответственно, спрос и предложение иностранной валюты не находится в равновесии. При активном платежном балансе курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс. Потому в большинстве стран вместе с твердым официальным курсом национальной валюты также существует свободный. По официальному паритету осуществляются расчеты центральных национальных банков и других валютно-финансовых учреждений между разными странами и с международными организациями. Расчеты между частными лицами и организациями осуществляются по свободному курсу.
Фиксация валютного курса осуществляется или согласно золотому паритету (гарантиров