Стоимость рыночного набора в текущем году

Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100

Стоимость рыночного набора в базисном году

Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за килограмм, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132. Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%).

Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.

Индекс потребительских цен - это наиболее распространённый индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране. Расчёты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.

Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.

Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности, индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.

Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

номинальный ВВП

Дефлятор ВВП = -------------------------------- х 100

реальный ВВП

Это более ёмкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает в себя цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения. Рыночная корзина, используемая для расчёта дефлятора ВВП, включает в себя и продукты питания, и транспорт, и фабричные здания, и услуги парикмахерской, и стоимость образования, и т.д. Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.

Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.

Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.

Реальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.

В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объёма, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объёма произведённых товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объёма производства по сравнению с прошлым годом. Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объём текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.
Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.

Совокупный спрос

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение.

Совокупный спрос (AD) - это объём товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определённом уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.

Важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX

Так же, как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэконромике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.

Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода. На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.

· Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:

o эффект богатства,

o эффект процентной ставки,

o эффект импортных закупок.

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.

Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам, - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.

Эффект богатства: Стоимость рыночного набора в текущем году - student2.ru покупательная способность богатства Стоимость рыночного набора в текущем году - student2.ru

Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.

При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счёт банковских кредитов. Объём инвестиционных расходов снижается, это ведёт к уменьшению совокупного спроса.

Эффект процентной ставки: Стоимость рыночного набора в текущем году - student2.ru

· L - спрос на деньги

· r - ставка процента

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.

При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Всё это ведёт к тому, что спрос на импортные товары растёт, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт, как разница между экспортом и импортом, уменьшается, что ведёт к сокращению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок: Стоимость рыночного набора в текущем году - student2.ru

Таким образом, мы объяснили, почему величина совокупного спроса меняется в противоположном направлении при изменении уровня цен. Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражён на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD, в частности, от точки А к точке В.
Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов. совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют 4 группы, которые соответствуют 4 частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт. Большинство неценовых факторов совокупного спроса приведены в табл. 8.

Таблица 8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD)
I Инзменения потребительских расходов (С)
Благосостояние потребителей (доход)
Ожидания потребителей
Задолженности потребителей
Налоги
II Изменения ивистиционных расходов (I)
Ставка процента
Ожидаемые прибыли от инвестиций
Налоги на предприятия
Изменения в технологии
Избыточные мощности
III Изменение государственных расходов (G)
Содержание государственного аппарата
Оборона
Здравоохранение
Образование
Социальное страхование
Проценты по государственному долгу
IV Изменения расходов на чистый экспорт (NX)
Ноциональный доход в других странах - торговых партнерах
Курс национальной валюты

Совокупное предложение

Второй определяющей частью в модели AD-AS является совокупное предложение. Также как и в случае с совокупным спросом мы определим сущность совокупного предложения, факторы, влияющие на его величину.

Совокупное предложение - это объём товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.

Так же как на микроуровне существует прямая связь между ценой товара и величиной его предложения, так и в макроэкономике в принципе существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Её форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объёма валового внутреннего продукта.

· Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:

o горизонтальный отрезок (кейнсианский),

o вертикальный отрезок (классический),

o промежуточный отрезок (восходящий).

На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остаётся неизменным даже при увеличении объёма национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объёма. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведёт к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским, по имени крупнейшего английского экономиста ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.

По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведёт к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растёт и цены на ресурсы повышаются, что ведёт к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Всё это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.

На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остаётся неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.

Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.

Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.

· К важнейшим их неценовых факторов совокупного предложения относятся:

o изменение цен на ресурсы;

o изменение производительности;

o изменение правовых норм.

Графически воздействие неценовых факторов на совокупное предложение изображается сдвигом кривой совокупного предложения влево или вправо

Наши рекомендации