Как включить внутренний экран

Упражнение для поиска нужного ритуальчика.

Закройте глаза, обратите внимание на свое внутреннее пространство. Задайте себе вопрос: «Как выглядит моя текущая ситуация?»

Может прийти что угодно: геометрические фигуры, различные существа или даже события с героями фантазийного мира со всеми их битвами, страданиями, любовью и ненавистью. Это похоже на сон, с той лишь разницей, что вы, испытывая эти ощущения, не спите, а полностью осознаете происходящее. Осознающий разум наблюдает за внутренним миром, герои которого гуляют, беседуют, спорят, заводят друзей и наживают врагов среди населяющих этот мир личностей, общаются с живущими в бессознательном мудрецами.

Теперь задайте следующий вопрос: «Как выглядит решение моей проблемы?» И снова наблюдайте.

То, что увидите, отыгрывайте в реальности. Перенесите символизм успеха в материальный мир.

Это упражнение называется Метод спонтанного воображения. У разных людей различные способности к спонтанному воображению. Некоторые сразу могут увидеть образы и даже услышать их голоса. Другим необходимо время, чтобы научиться различать свои внутренние энергии. Сначала внутренние сущности воспринимаются смутно, едва уловимо.

Спонтанное воображение – место встречи, «нейтральная полоса», где встречаются для сотрудничества осознающий разум и бессознательное.

Начните с того, что просто загляните в себя. И наблюдайте. То, что появится, несет для вас сообщение из бессознательного. Затем эти образы начнут развиваться и взаимодействовать.

Такая практика отличается от обычной фантазии тем, что фантазируем мы о желаемом, а в спонтанном воображении принимаем всё. Мы позволяем существовать не только приятным ощущениям, но и любым страхам, болям. Мы начинаем общаться со всеми этими энергиями, присущими нашей личности, находим для них выход и учимся сотрудничать с ними и даже используем их себе на благо.

В спонтанном воображении всегда задействованы чувства и эмоции. Вы можете испытывать счастье, печаль, заинтересованность, гнев или любые другие человеческие проявления. Это спектакль, в котором вы участвуете так же полно, как в реальной жизни, и так же заинтересованы в нем.

Приводимый ниже случай из психоаналитической практики Роберта Джонсона хорошо иллюстрирует метод активного воображения.

Женщина занималась ремонтом своего дома. Она много времени беспокоилась о дизайне, интерьере, подборе красок и строительных материалах. Через некоторое время она так «зациклилась», что уже не могла спать, потому что ее одолевали мысли и переживания о ремонте. Она целую ночь прокручивала в голове образцы дизайна и цветовые решения. Процесс ремонта превратился в манию, она стала раздражительной и нетерпеливой, не «могла взять себя в руки» и контролировать свои мысли.

В процессе активного воображения она попыталась общаться с той энергией, которая оказывала на нее такое влияние. Она обнаружила в своем внутреннем пространстве «японца», художника в буддистском одеянии, который пытался через нее выразить свое творчество. Это он подбирал краски и размышлял о дизайне. Когда она сказала ему, что нельзя этим заниматься всю ночь, что она устала и у нее есть другие проблемы, художник обиделся.

– Подожди, не уходи, – сказала она, – я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению. Почему ты давишь на меня?

– Я боюсь.

– Боишься чего?

– Я боюсь, что меня снова запрут.

– Запрут?

– Мне очень редко удается выразить себя. Мне кажется, пока дверь открыта, я должен работать быстро и эффективно. Скоро все закончится, и я буду заперт.

– Я начинаю тебя понимать. В моей жизни у тебя было настолько мало возможностей проявить себя, что я даже не подозревала, что ты существуешь.

– Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя единственная возможность.

– Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты станешь меньше отчаиваться? Снизишь ли ты интенсивность своего труда?

– Да. Но ты знаешь, что это может за собой повлечь? (Тут женщина чувствует испуг. Ей кажется, что она находится на грани поступка с необратимыми последствиями. Это очень важно. Серьезные противоречия, как правило, разрешаются через кризис, который может выражаться и в виде панического страха.)

В итоге женщина поняла, что она всегда отличалась практичностью, на нее всегда давили работа и обязанности. Она занималась только тем, что приносило практические выгоды, отказываясь от занятий ради радости или чистого творчества. Производственные мысли вытесняли все остальное. К этому добавлялся страх потерпеть неудачу и не справиться со своими обязанностями. «Японец» предложил ей заняться керамикой, акварелью, искусством составления букетов. Поначалу это показалось ей смешным и банальным. Но со временем она стала находить все более и более глубокое удовлетворение от своей художественной деятельности и общения с «японцем». С тех пор и по настоящее время она уделяет этому определенное время своей жизни и чувствует себя гораздо более многогранным и удовлетворенным человеком, чем раньше (Роберт Джонсон).

«Если родите то, что внутри вас, это спасет вас, если не родите то, что внутри вас, это убьет вас». (Евангелие от Фомы.)

*****

Существует несколько вариантов включения в спонтанное воображение. Для начала надо просто освободить ум, наблюдать за внутренним пространством и ожидать. Начинать работать с тем, что появится. Как писательница Э. Блайтон: «На несколько минут я закрывала глаза и делала свой ум пустым и ждущим и тогда… мои персонажи возникали перед моим внутренним взором. Я не знала, что именно кто-нибудь из них скажет или сделает. У меня была счастливая возможность: сочинять историю и одновременно ее читать. И я подумала: «Думай я хоть сто лет, я не смогла бы придумать такого». А потом подумала: «Хорошо, ну а кто же тогда все это придумал?» Российская писательница Дарья Донцова, автор нескольких десятков популярных романов, пользуется тем же способом: «Наверное, в ваших глазах я сейчас буду выглядеть психопаткой. На самом деле, передо мной просто несется картинка. Герои сами ссорятся, знакомятся, влюбляются. Я только записываю то, что вижу».

Полезно обращаться к бессознательному с помощью вопросов: «Что мне следует делать? Чего я хочу? Как решить какую-либо проблему? Как вести себя на завтрашней встрече? Как поступить в той или иной ситуации?» И наблюдать за ответом бессознательного, разбираться с ощущениями, интерпретировать их, анализировать, вступать в общение и разрешать в символической форме внутренние конфликты.

Входить в активное воображение можно с помощью различных органов чувств. «Четыре года назад я не мог увидеть ни одного образа. Я думал, что люди обманывают, говоря, что им помогает направленная визуализация. У меня и мысли не было о том, что они видят картины. Конечно, когда я впервые пытался создавать образы, я пошел тем же путем, что и все люди, которые испытывают трудности в этом плане. Они говорят себе: «Ну, еще упорнее смотри на это!» Конечно, чем больше я говорю себе и чем больше чувств я испытываю, тем менее я способен что-либо увидеть. Я выучился делать это по принципу наложения: беря чувство или звук, а потом добавляя к этому визуальное измерение!» (Р. Бендлер, Д. Гриндер).

Вы можете использовать принцип наложения, чтобы натренироваться. Допустим, у вас хорошо развита тактильная система, но вы совершенно не можете визуализировать. Тогда представляйте себе, какова на ощупь кора дерева. Тактильно исследуйте ее, пока не получите хорошую галлюцинацию на коже пальцев. Затем визуализируйте вашу руку и посмотрите на нее, пытаясь увидеть, как выглядит кора дерева, базируясь на тактильных ощущениях (мягкости или твердости, шершавости или гладкости, температуры). Если же вы, наоборот, легко визуализируете и хотите развить звуковое восприятие, вы можете увидеть машину, заворачивающую за угол, а затем попытаться услышать соответствующие звуки.

Нам не следует руководить внутренними личностями и происходящими событиями, мы должны следовать им. Не надо пытаться определить или предсказать, что произойдет или будет сказано, пока этого не случится. Никогда не следует работать по заранее написанному сценарию. Погружаясь в воображение, мы не можем знать, как поведет себя и что скажет внутренний персонаж. Сценарий сам разворачивается в глубинах бессознательного и иногда приносит нам сюрпризы и неожиданности.

Необходимо перенести желаемое развитие событий в реальность физического мира через символы. Например, в воображении произошло событие, символизирующее ваш успех. Вы были одеты там в красный костюм. Найдите кусочек красной ткани и прикрепите к одежде.

Некоторые выражают каждую часть своей личности в танце, живописи, стихах, речи. Другие описывают на бумаге все, что с ними происходило во время спонтанного воображения. Или играют в театре абсурда, изображая бегемота с пропеллером.

Принцип спонтанного воображения многими творческими людьми найден самостоятельно в процессе интуитивного решения жизненных задач. Несколько интересных мыслей предлагает Даг Холл, наиболее дерзкий и преуспевающий предприниматель сегодняшней Америки. Сам о себе он говорит следующим образом: «Я – лысый коротышка в кроссовках и голубых джинсах, которого ценят в некоторых компаниях вроде «Пепси-Кола», «Прок-тор энд Гэмбл», «Найк», «Уолт Дисней», «ЮС инвент бизнес айдиас». Образно говоря, вы можете не знать меня, но вы знаете мою работу. Исследования показывают, что средняя американская семья ежедневно пользуется плодами по меньшей мере восемнадцати моих изобретений, моих и моей команды». Вот такой монстр творческого подхода в бизнесе. «Сухомозглые повсюду», – говорит он. «Сухомозглые» – тот замечательный термин относится как раз к тем, кто не умеет пользоваться возможностями своего бессознательного. «Реализм неуместен!!!» – пишет он и ставит три восклицательных знака. Офис его фирмы назван клиентами «Центр детоксикации от рабочей деятельности». Это место, где бизнесмены, которых он обучает, могут высказать все, что у них есть в голове, не опасаясь осуждения и не волнуясь, что по этому поводу подумают. Это место, где они припоминают детские слова, играют героические роли, а также роли злодеев, которых они неизменно побеждают. И тогда приходят решения и всплывают ответы на неразрешимые вопросы. «У меня нет научных доказательств правильности моих методик, – говорит он, – зато у меня есть доказательства их эффективности». Все, что нужно, по его мнению, – это закрыть глаза и попросить подсознание дать ответ, и оно откликнется. А для извлечения, анализа и применения этого ответа он предлагает несколько десятков методик. Любой метод без применения бессознательного Холл называет иссушением мозгов и мыслительным запором.

Но еще задолго до него в бизнесе существовали и успешно применялись методики спонтанного воображения. Есть упражнение «Внутренний локатор». Сразу опишу его в действии и вы сами поймете принцип применения. «Пока Дебби слушала уверения спонсора о преимуществах сотрудничества с ним, внутренний локатор стал подавать сигналы опасности. Она не могла этого объяснить. Но она испытывала сверлящее чувство в желудке и видела образ черного ворона. При следующих встречах она услышала четкий голос: «Берегись! Берегись! Не работай с этим человеком, ты будешь иметь неприятности». Проект был заманчивый, она не могла отказаться от него только по указке внутреннего голоса, поэтому решила навести справки. Внутренний голос оказался прав».

«Иногда я представляю, что сижу перед экраном компьютера. Я формулирую вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить словами «да» и «нет». Я задаю вопрос и жду. Иногда на экране появляется написанное слово, иногда – цвет (зеленый – да, красный – нет). Иногда слово звучит как сигнал в голове. Если я не получаю четкого ответа, я повторяю попытку через несколько часов, иногда формулирую вопрос по-другому. Если полученный ответ не удовлетворяет и не соответствует желаемому, следует принять его. Если начнете переспрашивать, подсознательное даст вам то, что вы желаете услышать, но жизнь показывает, что только первый ответ является правильным и то при условии, что вы изначально настроены его принять» (Дж. Гр. Скот).

«Обращайте внимание на любой появляющийся образ. Большинство людей ищут лишь успокаивающие образы, положительные признаки, безопасный путь, отбрасывая другие ощущения, которые иногда бывают неприятными. Они отказываются видеть реальное, потому что у них возникает искушение избавиться от беспокоящего образа, не соответствующего их желаниям. Многие люди, которые приходили ко мне на прием, сами уже почувствовали, что у них что-то не в порядке. Но они надеялись, что я придам этому положительное значение, вроде «вы всего лишь испытываете естественные изменения в теле, но физически с вами не происходит ничего страшного». Очень важно говорить правду, а не то, что вы хотите увидеть. Интуитивные способности людей так же точны, как и мои, но страх говорит: «Не замечай этого». Надо быть готовым посмотреть в лицо своему страху» (Лора Дей).

Случай из реальной жизни. У Тамары очень сильно пил муж. Они прожили вместе почти тридцать лет, из которых последние двадцать он не просыхал. Чего только она не перепробовала, чтобы отнять его от бутылки. Все бесполезно! Однажды ей дали молитву-заговор на то, чтобы муж бросил пить. Читать ее нужно было каждый день, и чем больше, тем лучше. Первый день она отчитала полчаса, после чего почувствовала сильную усталость. На второй день уже на пятнадцатой минуте возникло сильное внутреннее сопротивление, но она преодолела себя и из последних сил дочитала до получаса. На третий день с самого начала Тамара не могла себя заставить взяться за молитву, но, наконец, собралась и начала читать. Буквально сразу у нее схватило сердце, через несколько минут пробил пот, закружилась голова, еще через секунду она потеряла сознание. Когда очнулась, она сказала себе: «Да пусть пьет, чтоб я из-за него так мучалась!» И как только она это сказала, на душе стало так легко! Она почувствовала, что ей теперь абсолютно безразлично, пьет он или нет; она позволила мужу существовать таким, какой он есть, и такое облегчение нашло на нее, как будто с души камень свалился. И с этого дня муж перестал пить. И три года уже не пьет. Вы все поняли, объяснять ничего не надо.

Излишнее давление желанием оказывает обратный эффект. Может быть, на этом основан «закон подлости выходного дня» в метеорологии. Совершенно определенно и в разных регионах земного шара доказано, что погода в выходные дни чаще бывает хуже, чем в будние. Особенно заметно данная закономерность проявляется летом. Объяснения, что в будни, мол, промышленная активность и выбросы в атмосферу влияют на погоду, неубедительны. Сколько-нибудь значимой корреляции между датами, регионами, погодными условиями и параметрами промышленной активности не обнаружено. Видимо, огромное число людей мысленно ожидают хорошей погоды на выходные (или боятся, что этого не будет). Может быть, хоть немного надо научиться принимать то, что есть. И не только в погоде.

Под путем свободы подразумевают освобождение от привязок всех уровней, в том числе и от стремления к высшим духовным достижениям. В том числе и от привязанности к самому пути свободы. Да, лихо у них закручен сюжет. Но к такому пониманию приходит рано или поздно любой человек, достигший высокого уровня совершенствования, независимо от того, в какой религии он начинал. На этом уровне человек понимает, что «достигать смирения – это наивысшая форма несмирения» (Берлов), так как само слово «достигать» подразумевает, привязанность к чему-либо. Именно о таком уровне говорится: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии».(К Филлипийцам 4:12). «Независимо от того, жертва ты или палач, ты избавляешься от всех грехов, ибо исполняешь волю Мою, а не свою». Отказ от пристрастий, принятие судьбы, смирение – важная часть всех религий. Смирение – величайшее духовное упражнение – с удовольствием возводится в догматы любой религией и поддерживается любым государством. Правда, только до тех пор, пока не выясняется, что в смирении можно не только бездействовать и подчиняться, но и действовать самостоятельно. А действие без привязанностей весьма могущественно. «Воин рассматривает себя как бы мертвым – самое худшее с ним уже случилось. Поэтому ему терять нечего» (К. Кастанеда). Это полная непривязанность. Потеря должна быть безвозвратной. Надежда умирает последней, поэтому убивать ее надо первой. Оставь надежду. Свобода — это значит, что терять уже нечего.

Мы часто видим в жизни ситуации, когда девушка, слишком идеализирующая любовь, оскорбляется в лучших чувствах, а молодой человек, мечтающий об обеспеченном будущем, получает жену-растратчицу. Тщеславная жена имеет мужа-неудачника. Мужчина, для которого слишком важен секс, начинает испытывать страх перед женщинами и психогенную импотенцию. Женщина, мечтающая о принце, получает в мужья негодяя и алкоголика. «Она любила непьющих, но нравилась только пьяным» («Русское радио»). Все эти беды не что иное, как препятствия, которые требуют от человека пересмотреть свое отношение к жизни, освободиться от чрезмерно сильных привязанностей к целям – жизненным моделям. Короче говоря, «не сотвори себе кумира». Не зря русская пословица говорит: «Бодливой корове бог рогов не дает».

Привязанности неизбежно делают нас неэффективными. Однажды царь отдал ремесленнику корону, чтобы вставить выпавшие драгоценные камни. Работа была несложная, но привязанность к хорошему результату была непомерно велика, ведь ремесленник знал, что за малейшую царапину его могут казнить. Поэтому, как только он брал корону в руки, страх неудачи не давал ему действовать. В таком состоянии вероятность ошибки очень велика. Тогда мастер приказал сделать работу своему ученику. Тот не знал ценности короны, для него это была обычная работа, и он с ней прекрасно справился. Ремесленник вернул корону в хорошем состоянии и получил вознаграждение. «Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете совершить, это пребывание в постоянном страхе совершить ошибку».(Хаббард Элберт).

Завышенные ожидания только мешают. Не про это ли Ницше говорил: «Так много видишь судорог честолюбия! Власти хотят они, и, прежде всего, рычага власти, много денег, - эти немощные! Посмотрите, как лезут они, проворные обезьяны». Великолепный образ, именно судорог. Не точных правильных движений, а бесполезных неуправляемых судорог. Неуемное тщеславие создает излишнюю напряженность и страх неудачи. Когда человек беззаботен, он оценивает себя позитивно. Поэтому он поступает более смело и раскованно, не воспринимает препятствия за трагедии, способен на большую свободу действий. Кто скажет, что это не важно для успеха? Важно, да еще как! Состояние удовлетворенности приносит эффективность.

Таким образом, если, занимаясь визуализацией или программированием, вы почувствуете страх недостижения, значит, вы на правильном пути. Именно этот страх создает сопротивление реальности, и потому пришло время с ним поработать.

Если же от страха недостижения не удается освободиться, то происходит как в Библии: «чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». (Иов 3:25). Этот мир устроен так, что нельзя цепляться даже за свою жизнь.

Наши рекомендации