III. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Методические указания для студентов и руководителей практики

Организация и проведение производственной (аналитической) практики регламентируется и регулируется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860 (в ред. Постановления Совмина от 04.08.2011 № 1049), Положением о практике студентов университета, утвержденным ректором УО ”Полесский государственный университет“ №7 от 09.02.2014 г., а также настоящей программой практики.

Общее организационное и учебно-методическое руководство производственной (аналитической) практикой обеспечивается учебно-методическим отделом УО ”Полесский государственный университет“, руководителем практики от университета, заведующим выпускающей кафедрой (кафедрой банковского дела) и ее преподавателями, ответственными за практику (руководителями практики от кафедры). Ответственность за непосредственную организацию и научно-методическое руководство практикой несет заведующий кафедрой. Общее руководство практикой в университете осуществляет руководитель практики от университета.

Распределение студентов по базам прохождения производственной (аналитической) практики и назначение непосредственных руководителей от кафедры утверждается приказом ректора. Не позднее чем за десять дней до начала практики проводится организационное собрание, где студенты получают конкретные разъяснения по ранее полученной и изученной ими программе практики, получают направление на практику и проходят инструктаж по технике безопасности при прохождении производственной практики.

До отъезда студентов на практику руководители практики от кафедры:

­ определяют и согласовывают календарный план прохождения производственной (аналитической) практики студентами с конкретным указанием места, времени и вида выполняемых работ;

­ выдают каждому студенту индивидуальное задание для прохождения производственной (аналитической) практики;

­ консультируют студентов по вопросам выполнения программы практики, индивидуального задания, ведению дневника, сбора и обработки практического материала, формированию отчета и т.д.

В период практики:

­ контролирует ход прохождения практики студентами;

­ решает организационные вопросы выполнения студентами программы практики;

­ выявляет и своевременно устранять недостатки в организации практики;

­ проверяет выполнение студентами программы практики.

Руководитель от базы практики обязан:

­ ознакомить студентов с требованиями техники безопасности при прохождении производственной (аналитической) практики;

­ ознакомить практикантов с базой практики, правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;

­ обеспечить практиканта рабочим местом, создать условия для выполнения программы практики и индивидуального задания, оказать помощь студентам в составлении календарного графика прохождения практики;

­ консультировать студентов по вопросам, предусмотренным программой практики;

­ откорректировать, при необходимости, по согласованию с руководителем практики от кафедры индивидуальное задание студента и организовать его выполнение;

­ содействовать подбору необходимых материалов для выполнения программы практики, индивидуального задания и написания отчета;

­ по окончании практики проверить и подписать отчеты и дневники студентов по практике, дать характеристику-отзыв студентам-практикантам (с общей оценкой их отношения к работе, полноты выполнения программы практики и участия в общественной жизни коллектива) и заверить его печатью организации.

Студент, проходящий практику, обязан:

­ явиться на организационное собрание кафедры по вопросу проведения аналитической практики;

­ получить дневник, направление на практику и заполнить все реквизиты данных документов, а также получить и изучить программу производственной (аналитической) практики и индивидуальное задание;

­ своевременно прибыть на место практики, пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности, ознакомиться и строго соблюдать правила внутреннего распорядка базы практики, требования соблюдения коммерческой тайны и иные законные требования, предъявляемые руководителем практики;

­ вести дневник практики с указанием перечня ежедневно выполняемой работы в соответствии с программой практики и утвержденным календарным планом прохождения практики;

­ выполнить в полном объеме требования программы практики и индивидуального задания;

­ составить отчет по результатам прохождения практики, представить его на проверку и для подписи руководителю практики от базы практики;

­ в установленный срок прибыть на кафедру, сдать отчет руководителю практики от кафедры для его проверки и защиты перед назначенной комиссией.

В случае неисполнения студентом-практикантом трудовой дисциплины руководители от базы практики могут применять соответствующие меры административного воздействия, сообщать о данных фактах в университет для принятия соответствующих мер по месту учебы, а также отражать их в характеристике-отзыве по итогам прохождения практики.

По окончании производственной (аналитической) практики руководитель практики от кафедры обязан:

­ проверить дневник, отчет по практике и полноту выполнения индивидуального задания;

­ ознакомиться с характеристикой-отзывом о студенте-практиканте от базы практики и дать свой отзыв об итогах прохождения студентом практики (на основании проверки составленного им отчета и дневника по практике) с выставлением дифференцированной оценки выполнения программы практики;

­ принять участие в работе комиссии по защите отчетов по практике;

­ в течение трех дней после приема зачетов предоставить краткий отчет о прохождении практики студентами для обсуждения его на заседании кафедры и составления обобщенного отчета.

3.2 Требования к содержанию и оформлению отчета по практике

В процессе производственной (аналитической) практики студенты обязаны вести дневник, а по ее результатам – составить отчет о прохождении практики, содержащий основные результаты фактически выполненной студентом работы и отражающий содержание основных разделов установленной программы практики, календарного плана и выданного индивидуального задания.

Отчет о прохождении производственной (аналитической) практики оформляется по мере ознакомления студентов с конкретными видами / направлениями деятельности конкретных организаций (банков), являющихся базами практики, в соответствии с утвержденной программой и календарно-тематическим планом практики и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист, который оформляется в соответствии с установленной формой (Приложение А).

2. Оформленный и заверенный дневник прохождения производственной (аналитической) практики (Приложение Б). Дневник прохождения практики должен отражать все виды выполненных в хронологической последовательности (ежедневно по рабочим дням) студентом-практикантом работ и их содержание, и включать: отметки о прибытии / убытии студента на место практики; индивидуальное задание на период прохождения практики; утвержденный календарный план работ в период практики и записи об их выполнении, характеристику-отзыв руководителя от базы практики.

3. Оглавление (содержание), определяющее перечень и названия основных структурных частей отчета по практике: ”Введение“, названия всех разделов / тем, предусмотренных программой практики и индивидуальным заданием, ”Заключение“, ”Список использованных источников“, ”Приложения“ (Приложение В).

4. Введение, в котором определяется актуальность и необходимость прохождения производственной (аналитической) практики, формулируются цели и задачи, поставленные и решенные в процессе прохождения практики, обосновывается выбор базы прохождения практики и определяются сроки пребывания на объекте, приводится перечень выполняемых студентом работ, а также дается краткая характеристика методов, нормативно-правовой базы и основных источников информации, использованных при написании отчета по практике.

5. Основная (обязательная) часть. Структура и содержание основной части отчета по практике определяется программой практики и включает аналитический и практический материал по основным ее темам и разделам.

6. Индивидуальное задание. Индивидуальная часть программы практики выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми руководителем практики от выпускающей кафедры и указанными в дневнике, выданном перед направлением студента на производственную (аналитическую) практику, в виде индивидуального задания. Индивидуальное задание определяется и формулируется в соответствии с научными предпочтениями студента, спецификой базы практики, выбранной студентом тематикой планируемой к выполнению курсовой работы по дисциплине ”Анализ деятельности банков и управление рисками“, планируемой к выполнению дипломной работы, и должно содержать основные результаты глубокого аналитического исследования по определенной проблематике. Примерная тематика индивидуальных заданий представлена в Приложении Б.

7. Заключение, в котором формулируются и излагаются основные выводы по итогам прохождения производственной (аналитической) практики в условиях конкретной базы практики, определяются основные направления по совершенствованию ее деятельности, а также в целом по совершенствованию содержания, организации и порядка прохождения производственной (аналитической) практики.При этом все выводы и рекомендации должны подтверждаться цифрами, выявленными в ходе исследования объекта практики, соответствовать данным первичной отчетной документации, приложенным статистическим материалам и т.д. Предлагаемые мероприятия также не могут носить абстрактный характер, а должны объективно основываться на проведенном исследовании, учитывать специфику и уровень развития объекта производственной (аналитической) практики.

8. Список использованных источников, который должен содержать только те источники информации, которые использовались при подготовке отчета и на которые имеются ссылки в тексте: законодательные и локальные нормативно-правовые акты, статистические, финансовые, управленческие отчеты, базы данных, различного рода инструктивные материалы, данные веб-сайта базы практики, учебная литература и др.

9. Приложения.Данный раздел формируется для более полного раскрытия содержания программы прохождения производственной (аналитической) практики и основных результатов проведенных исследований. Приложениясодержат вспомогательный и дополнительный материал, который использован приподготовке отчета, или собственные разработки, включение которых в текст основной части отчета приведет к ее загромождению и затруднению понимания содержания. Приложения должны быть сформированы по каждой теме программы практики и могут включать: исходные данные, формы отчетности и фрагменты отчетных материалов, различные документы или их копии, методики, описание различных алгоритмов и программ, промежуточные расчеты и т.д. Приложения могут быть представлены в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм, чертежей и т.п.).

При формировании отчета по производственной (аналитической) практике необходимо избегать описательности и сосредоточиться на аналитическом и практическом изложении рассматриваемых вопросов и проблем. Не допускается механическое переписывание материала из учебников, нормативно-правовых актов и т.д.

Материал отчета по практике должен быть последовательным, логично структурированным и основанным на анализе различного рода экономической и научной литературы, а также исходных отчетных и статистических материалов, законодательных и нормативно-правовых актов по исследуемой проблематике. При этом все представленные в отчете выводы и рекомендации должны быть точными, четкими, экономически аргументированными и обоснованными.

Сбор и анализ данных для формирования отчета по практике рекомендуется осуществлять в динамике не менее чем за три последних года, оценивая тенденцию изменения основных анализируемых показателей.

Общий объем отчета по практике должен составлять 35-40 страниц машинописного текста (без учета приложений).

При оформлении текста отчета следует руководствоваться установленными требованиями, предъявляемыми к подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. Текстовая часть отчета о прохождении производственной (аналитической) практики печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) со следующими размерами полей: верхнего и нижнего - 20 мм, левого - 30 мм, правого - 10 мм. Набор текста отчета по практике осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60-70, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов, количество текстовых строк на странице - 39-40.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста отчета. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.

Нумерация страниц отчета дается арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки в конце.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами.

Подготовленный и оформленный в соответствии с установленными требованиями отчет по производственной (аналитической) практике быть подписан студентом, непосредственным руководителем практики от организации – базы практики (банка) и утвержден руководителем (заместителем руководителя) организации – базы практики (банка).

Подведение итогов практики

Итоговой формой контроля производственной (аналитической) практики является дифференцированный зачет по результатам защиты отчета по практике перед комиссией, назначаемой выпускающей кафедрой. По итогам практики также могут проводиться научно-практические конференции, семинары, круглые столы с участием студентов, руководителей практики от кафедры и организаций, являющихся базами практики, иных преподавателей кафедры, а также ведущих специалистов – практиков.

К сдаче зачета допускаются студенты, выполнившие в полном объеме программу практики и предоставившие отчет и соответствующие документы о прохождении производственной (аналитической) практики.

Отчет и соответствующие документы о прохождении производственной (аналитической) практики должны быть предоставлены на кафедру: для студентов дневной формы обучения – не позднее 3-х рабочих дней со дня начала занятий на 4 курсе в 7 семестре; для студентов заочной формы обучения – не позднее 3-х рабочих дней после окончании практики. После регистрации отчет и соответствующие документы передаются руководителю практики от кафедры для проверки. Проверенный руководителем и допущенный к защите отчет возвращается студенту для подготовки к устной его защите. В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с отмеченными замечаниями руководителя.

Сроки и место проведения защиты отчетов устанавливаются кафедрой. Прием зачета по практике проводится в течение первых 2-х недель, следующих за практикой; у студентов, проходящих практику в июле-августе – до 15 сентября.

Защита отчетов по практике осуществляется перед комиссией, которая формируется, из числа преподавателей кафедры, являющихся руководителями практики, в форме дифференцированного зачета и оценивается в общеустановленном порядке по 10-балльной шкале. При этом учитывается:

­ инициативность студента и его характеристика руководителем от базы практики;

­ деятельность студента в период прохождения практики, полнота и объем выполнения им установленной программы практики;

­ содержание и качество оформления отчета и соответствующих документов о прохождении производственной (аналитической) практики;

­ достоверность, качество и уровень собранного материала в соответствии с установленной программой практики производственной (аналитической) практики и выданными индивидуальным заданием;

­ презентация отчета по практике перед комиссией, качество доклада и ответов студента во время его защиты (умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы по содержанию практики, исполнению должностных обязанностей и знанию основных законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность базы практики);

­ своевременность сдачи отчета и дифференцированного зачета по производственной (аналитической) практике.

Студенты, не выполнившие программу производственной (аналитической) практики либо получившие отрицательный отзыв о работе либо неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляются на практику в свободное от учебы время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики.

В случае если студент по болезни либо иным уважительным причинам не успел выполнить установленную программу практики в отведенные сроки, период прохождения практики (ее продления) определяется и устанавливается в индивидуальном порядке.


Наши рекомендации